ОБ АВТОРЕ

Журналист-международник.

Магистр Школы журналистики Колумбийского университета (Нью-Йорк), специализация "политическая журналистика".  (2011).

Выпускница факультета журналистики Белорусского государственного университета (2003).

Редактор приложения "Европейский вектор" еженедельника "Белорусы и рынок". Сотрудничала с Европейским радио для Беларуси (Еврорадио).

Ментор в программе "Медиасоседство", реализованной конcорциумом под управлением BBC Media Action

Член Белорусской ассоциации журналистов.

Вы здесь

Фактчекинг: компьютерный подход

Тренды

 

5 новых программ и приложений, которые помогают читателям проверять достоверность контента в сети.

Trooclick

Плагин Trooclick для браузеров Chrome и Firefox сканирует текст и, в случае если какой-то факт в статье не совпадает с сообщениями в других СМИ либо с официальными статистическими данными, на экране появляется предупреждение. Предупреждения разбиты на категории: «Несовпадение со СМИ», «Несовпадение с официальными документами», «Нарушение журналистской этики». Кроме того, пользователи могут голосовать за статью, нажимая «да» или «нет» в ответ на вопрос: «Заслуживает ли доверия эта статья?». На первой стадии разработчики приложения стараются максимально качественно проверять материалы, связанные с экономикой и финансами. Однако в будущем Trooclick надеется работать со всеми видами журналистских материалов.

Как отмечает сайт Института журналистики Poynter, принцип работы плагина «легко объяснить, но сложно реализовать». Роботы сравнивают анализируемый текст со своей базой данных и ищут возможные фактические несовпадения. В случае с возможным нарушением журналистской этики во внимание принимаются, например, ссылки на анонимные источники и частое употребление таких слов и выражений, как «по-видимому», «насколько можно понять» и т.д.

В настоящее время плагин доступен в бета-версии.

Truth Goggles

Плагин Truth Goggles был задуман в 2012 году как инструмент сверки текстов с базой данных PolitiFact. В 2014 году сервис запустили в виде более скромного аннотационного сервиса. Cайт Truth Goggles позволяет читателю делать аннотации в тексте: вы можете загрузить на страницу текст или ссылку на текст и обратить внимание на спорные моменты. Выделив отрезок текста, который заслуживает внимания, вы должны выбрать, какой вопрос должны задать себе другие читатели при его прочтении. Например: «Это действительно так?» «Кто так сказал?» «Кто еще в этом замешан?» «Кто получает от этого выгоду?» «Что еще стоит об этом знать?» и т.д. В случае если вы знаете ответ на какой-то из этих вопросов, вам предлагается изложить его в краткой и развернутой форме.

Lazy Truth

Разработанное выпускником Массачусетского технологического института Мэттом Семпеком приложение Lazy Truth призвано помочь пользователям определить, какие сообщения, приходящие в электронный ящик, правдивые, а какие – «городские истории» или попытка «развода». Приложение доступно в виде плагина для браузера Google Chrome. Кроме того, можно прислать вызывающее подозрения электронное письмо на адрес ask@lazytruth.com

Skeptive

Сайт Skeptive для определения того, что правда, а что нет, пользуется услугами пользователей, которые высказывают свое мнение. Затем сервис проверяет, какую из сторон спора поддерживает наибольшее количество третьих источников. Целью сервиса является максимально эффективное разрешение онлайн-споров.

Genius

Изначально компания Rap Genius занималась верификацией рэп-текстов. Однако в 2014 году основатели компании решили провести ребрендинг и распространить поле действия Genius на любые тексты. Genius не является плагином либо приложением: достаточно зайти на сайт www.genius.com, загрузить ссылку на тот или иной материал и предложить оценить этот текст другим пользователям. Этот подход создатели называют «распределенным фактчекингом».

Будущее компьютерного фактчекинга

Как отмечает Poynter, перед всеми фактчекинговыми сайтами и приложениями стоит два главных вызова. Во-первых — создать достаточно большую базу качественных данных, с которыми можно будет сравнивать тексты. Во-вторых — убедить пользоваться своими услугами достаточно большое количество пользователей, чтобы их подсказки были по-настоящему ценными. Эти два фактора взаимосвязаны, так как для того чтобы привлечь множество пользователей, необходимо доказать, что вы можете предоставить им качественные услуги, в то время как для оказания этих качественных услуг необходима определенная «критическая масса» пользователей. 

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в:

Опрос