ОБ АВТОРЕ

Журналист, обозреватель, специалист в области Public Relations.

Окончил биофак БГУ. Карьеру журналиста начал в 1995 году в журнале «Дело». Cотрудничал с «Белорусской деловой газетой» до ее закрытия, газетой «Московский комсомолец в Белоруссии», «Бизнес-леди», «Финансовый директор», «Детективной газетой», порталом BEL.BIZ, информационным агетством «Интерфакс».

Был собкором в Беларуси российского информагентства Stringer. Занимал должность заместителя директора радиостанции «Сталіца».

Работал PR-менеджером в «Международной финансовой корпорации» (IFC).

С весны 2010 года – собственный корреспондент в Беларуси российского федерального издания «Газета.Ru».

С января 2013 года – снова работает в БДГ (теперь под брендом «БДГ Деловая газета»).

Вы здесь

Infotainment в мире и в Беларуси: две большие разницы

Ремесло

Infotainment – подача в СМИ новостей одновременно в информационном и развлекательном стиле, превращение новостей в шоу, – устойчивый тренд для мировых СМИ примерно со второй половины 1980-х годов.

Как результат, в западных (и не только) СМИ уже оформились устойчивые традиции, приемы и методы инфотейнмента, определилось место данного формата на медиа-рынке. Сейчас, можно сказать, завершается оформление инфотейнмента как одного из форматов, используемых в российских медиа. А вот в Беларуси infotainment, можно сказать, почти отсутствует. Хотя робкие попытки реализовать такой формат в том или ином отечественном медиа, безусловно, делались.

 

Infotainment: новая классика жанра

Согласно наиболее распространенному определению, infotainment/инфотейнмент (комбинация двух слов: информация − information и развлечение – entertainment) – это особый формат подачи журналистских материалов, который нацелен одновременно на развлечение и на информирование аудитории. Фактологически достоверной информации при этом придается развлекательный характер – как правило, за счет особого подбора как самих новостных поводов, так и формы их подачи. Главные отличительные черты инфотейнмента – апелляция не столько к логике, сколько к эмоциям зрителей/слушателей/читателей, а также перенос внимания аудитории с событий на отдельные личности. Нередко в infotainment-формате информация подается в максимально упрощенном виде, часто с использованием градации «черное-белое», что формирует у аудитории односторонний взгляд на политические, социальные и международные проблемы.

При этом методы инфотейнмента успешно используются в различных медийных жанрах (ток-шоу, выпуски теленовостей и отдельные репортажи, документальные фильмы).

Первоначально понятие «инфотейнмент» преимущественно относилось к сфере теле- и радиовещания. Сам этот формат зародился в 1980-е годы в США, где большой проблемой для СМИ стало падение рейтингов информационных программ на телевидении и радио. Тогда продюсеры пришли к выводу, что формат телевизионных новостей следует изменить таким образом, чтобы подавать новости в форме развлекательных передач или с оттенком развлекательности. Как впоследствии написали в американских учебниках журналистики: «Следуя этому способу подачи материала, журналист находит и приводит в материалах на любые, в первую очередь, „серьезные“ темы, – занимательные детали и сюжеты, способные с высокой долей вероятности привлечь внимание самой широкой аудитории».

Прежде всего, выпускающие редакторы и продюсеры новостных выпусков изменили принцип отбора информации – снизили долю официоза. Одновременно выросла доля сообщений социальной (прежде всего) и культурной тематики. Во-вторых, изменились способы подачи информации: в репортажах на первый план стали выходить детали, интересные всем зрителям. В потоке стандартных выпусков новостей выделилась отдельная группа – информационно-развлекательные программы. В тот период (вторая половина 1980-х) американские и европейские журналисты и редакторы очень много экспериментировали.

Считается, что первой полноценной и действительно популярной информационно-развлекательной программой на американском ТВ стала еженедельная передача «60 минут» на телеканале CBS. Именно там ведущие начали высказывать собственное отношение к обсуждаемым событиям – прежде это считалось недопустимым и дозволялось лишь единичным медиа-звездам, таким как Эдвард Мэрроу. Тогда же журналисты начали появляться в кадре наравне с героями репортажей. Далее аналогичного рода новостные программы появились на телеканалах ABC («20/20») и CBS («48 hours»). А созданный в 1996 году Рупертом Мэрдоком телеканал Fox News, несмотря на свой консервативный уклон, вообще изначально положил принципы инфотейнмента в основу общей концепции своего вещания.

Яркое проявление инфотейнмента именно в США – ставшие популярными в начале 1990-х так называемые «вертолетные новости». То есть прямая телетрансляция значимых событий (обычно в мегаполисах) журналистами с вертолетов, с одновременным комментированием происходящего. Триумфом «вертолетных новостей» как «чистого» инфотейнмента в 90-х оказались два события, собравшие у телеэкранов буквально всю Америку.

Первым из них стали расовые волнения в Лос-Анджелесе в апреле-мае 1992 года. Тогда в ходе погромов и нападений на белокожих граждан погибло 53 человека, было сожжено 1100 домов. Все происходящее, включая убийства, транслировалось в прямом телеэфире с вертолетов. Второе событие (также в Лос-Анджелесе) – полицейская погоня за американским футболистом и актером О. Джей Симпсоном 17 июня 1994 года. Она транслировалась в прямом эфире с 18:50 до 20:45 по местному времени; телетрансляцию обеспечивали от 24 до 28 вертолетов разных телеканалов. По оценкам экономистов, эти два часа стоили экономике США около $500 млн – так сильно упала производительность труда из-за того, что американцы бросили все дела, «прилипнув» к телевизорам.

Как указывает «Циклопедия» (MediaWiki), с точки зрения технологий СМИ инфотейнмент использует следующие приемы:

1. Содержательный – рассматривает критерии отбора тем, их расстановку в программе выпуска, способ трактовки событий, предъявления информации; объединяет следующие приемы: метафорически-образная трактовка событий, «овеществление» новости, визуализация проблемы, яркая образность, преднамеренное упрощение информации, обыгрывание кадра, иллюстрация события через изображение конкретного («частного») человека, повышение роли репортера (когда он сам становится частью репортажа);

2. Структурный – объединяет приемы, обеспечивающие специфическое выстраивание сюжета («игра» со временем, измененное по сравнению с классическими сюжетами построение фабулы, акцент на деталях), а также использование ассоциативного монтажа, графики, использование при монтаже архивного видео, кадров из фильмов и телепрограмм, оперативных съемок, обеспечивающих легкость восприятия, понимания и принятия информации;

3. Лексико-семантический – объединяет приемы использования лексических единиц телеведущими, журналистами и героями сюжетов в соответствии с тематикой, формируемыми смыслами и отношениями (метафора, аллюзия, языковая игра, ирония);

4. Паралингвистический – объединяет приемы использования мимики, жестов ведущего, корреспондентов и героев в соответствии с концепцией формируемого ими отношения, также акцентов их интонации, громкости, тембру и темпу речи, особенностям произнесения звуков, заполнения пауз и т. п.

Чем в большей степени инфотейнмент смещается из мира масс-медиа в мир шоу-бизнеса, тем больше он подвергается критике. Главная претензия – то, что масс-медиа, которые делают принципом своей работы информирование через развлечение, вытесняют с рынка «серьезные» СМИ, в том числе аналитические. Но и эти критики вынужденно признают, что массовая аудитория действительно предпочитает потреблять более простую и легче усваиваемую информацию – то есть как раз ту, которая представлена в infotainment-формате.

Также критики инфотейнмента часто заявляют, что популярный формат ток-шоу, активно используемый современными медиа, лишь создает иллюзию свободной дискуссии, тогда как реально эти обсуждения либо являются постановочными, либо находятся под сильным давлением со стороны ведущего, который активно вмешивается в дискуссию и навязывает зрителю свое мнение, используя свое влияние на аудиторию и ряд психологических приемов.

 

Инфотейнмент в России

Очень показательно, как специфично и стремительно приходил инфотейнмент в Россию после 1991 года. Причем одновременно во все типы СМИ – как ТВ и радио, так и в прессу и информагентства.

Первым infotainment-опытом постсоветской журналистики можно назвать легендарную передачу «600 секунд», которую на Ленинградском телевидении (Пятом канале) в 1987-1993 годах делал Александр Невзоров. За 10 минут ведущий в шокирующей для советской публики манере успевал рассказать об основных событиях дня в Ленинграде/Санкт-Петербурге, дать видеоряд и комментарий. Рейтинг у программы был просто сумасшедший. «600 секунд» притягивали к себе внимание во многом своей новизной и динамичностью, которая была подчеркнута счетчиком секунд в углу экрана.

Что касается печатной прессы, то тут все сложнее – нужно как-то различать просто «желтые» издания и издания в infotainment-формате. А они, надо признать, порой схожи до степени смешения. Но различать их все же можно: первые основаны на публикации непроверенной, недостоверной и нередко просто выдуманной информации. Вторые же оперируют достоверными фактами, только подают их в особом стиле.

«Первопроходцем» печатного инфотейнмента в России я бы назвал газету (сегодня – уже медиахолдинг) «Совершенно секретно». Эта газета была основана в 1989 году писателем Юлианом Семеновым (создателем образа Штирлица, если кто не в курсе). Наивысшего успеха «Совершенно секретно» достигла в тот период, когда ее главным редактором был Артем Боровик.

Далее к формату инфотейнмента перешли такие ранее «серьезные» газеты, как «Московский комсомолец» (основана в 1919-м, перешла в infotainment-формат вскоре после 1991 года), «Комсомольская правда» (основана в 1925-м, перешла в infotainment-формат после приватизации в 1992 году), «Аргументы и факты» (основана в 1978 году, начала переходить в infotainment-формат после 1991 года).

Отдельным жанром «инфотейнмента по-русски» я бы назвал «инфотейнмент для умных», представленный радиостанцией «Эхо Москвы» и аффилированным с ней телеканалом RTVi. В этом же жанре работало «старое» НТВ, классической передачей в формате infotainment стала программа «Намедни», выходившая на канале с осени 1993 года по 30 мая 2004 года.

Достаточно долго сохраняла серьезный стиль газета «Известия» (основана в 1917 году). До мая 2008 года «Известиями» владело ОАО «Газпром-медиа». Но с июня 2011-го вопросами издания газеты «Известия» занялось ООО «Айньюс». Председателем совета директоров «Известий» стал «король желтой прессы», гендиректор холдинга «Ньюс Медиа-рус», а также основатель таблоида «Жизнь» и портала LifeNews Арам Габрелянов. Именно с этого момента формат газеты быстро изменился, превратившись в странную смесь «желтизны» с инфотейнментом.

При всем критическом отношении к «инфотейнменту по-русски», я должен признать: в коммерческом плане СМИ, освоившие этот формат, в большинстве своем вполне успешны. А вот «серьезный» медиахолдинг РБК, с его блестящими журналистами, никак не может выбраться из долгов…

 

Infotainment в Беларуси

А как реализовывался такой медиа-формат, как infotainment, в Беларуси? Увы, практически никак. В условиях отсутствия реального медиа-рынка инфотейнмент просто никому не нужен, не востребован. И так будет, пока в стране нет развитого рекламного рынка, большого количества богатых рекламодателей из частного сектора. Закономерность здесь прямая: нет в стране значимого частного сектора – нет и стимула создавать СМИ в infotainment-формате.

В результате мы имеем то, что имеем. Чопорные ток-шоу на государственных телеканалах, идущие в записи, порой выдаваемой за прямой эфир. Выпуски новостей, редакторы и ведущие которых больше всего в этой жизни боятся сказать что-то не то. Живущие за счет бюджета газеты, агроновостной формат которых бесконечно далек от инфотейнмента.

А независимые СМИ у нас не живут – выживают. И при этом старательно сохраняют серьезно-печальный формат подачи новостей. Это, конечно, если не говорить про белорусские «дочки» «Комсомолки» и «АиФ».

Само собой, некие попытки работать в infotainment-формате в Беларуси предпринимались. Например, нечто подобное – пусть и не слишком успешно – пытался делать портал «Онлайнер». Однако он как огня боялся политики и действительно серьезных социальных тем – в результате прославился прежде всего знаменитой историей-мемом про «тримохито».

Элементы инфотейнмента (но только элементы) нередко можно найти на портале TUT.by. Например, там работала журналистка Екатерина Синюк, которая успешно писала душераздирающие и слезовыжимающие статьи про людей, обиженных жизнью и чиновниками. Но недавно она оттуда ушла. Владимир Чуденцов, также ушедший из TUT.by (гораздо раньше), пытается делать свой ресурс в формате инфотейнмента. Но пока без особо заметного успеха.

На моей памяти за последние два десятка лет многие пытались создать ресурсы типа «Агентство позитивной информации» или «Агентство только хороших новостей». Но все известные мне подобные проекты успешно прогорели. Как и разного рода сайты «народных новостей» – они либо прогорели, не выдержав конкуренции с социальными сетями, либо существуют, но никто про них не знает.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (2 оценок)
распечатать Обсудить в: