ОБ АВТОРЕ

Студентка Института журналистики БГУ.

Работала корреспондентом в "БелГазете", сейчас сотрудничает с ней внештатно.

Сотрудничает также с журналом о театре "Культпросвет". 

Вы здесь

Каждый работник желает знать, кого ищет редактор

В фокусе

Mediakritika.by продолжает цикл откровений от редакторов белорусских СМИ: кого они хотят видеть в качестве сотрудников, для чего погружают неофита в стрессовую ситуацию и почему ценят смелость, а не диплом.

 

Ирина ЛЕВШИНА, главный редактор БелаПАН: «Задавать вопросы не стыдно – стыдно молчать»

Важно, чтобы журналист четко представлял себе, чем именно хочет заниматься. Если ты претендуешь на место репортера в агентстве новостей – будь готов к «рваному» графику и работе в любое время суток. Редактор сайта – совсем другое дело и иной образ жизни.

Меня настораживают резюме с готовностью работать «всем» – от корреспондента до обозревателя, от переводчика до веб-редактора. Это означает, что человек, по сути, не знает, чего хочет от работы. Такие люди, даже если получают место, как правило, чувствуют себя обманутыми, вечно всем недовольны и в редакции не задерживаются.

Руководствуюсь тремя основными критериями:Первое: интерес к работе. Если он есть – научить можно всему. А вот желанию разузнать, увидеть, услышать, вникнуть, разобраться – не научишь. Именно по этой причине наличие журналистского диплома у соискателя совсем не обязательно.Второе: умение учиться на ошибках. Ошибки – это вообще нормально, важно их понимать, не допускать впредь и адекватно реагировать на замечания.Третье: общий кругозор. Желательно, чтобы потенциальный молодой коллега все-таки дружил с грамотой, а также знал, чем, например, Палата представителей отличается от Торгово-промышленной палаты, и что МИД иначе называют внешнеполитическим ведомством. Как ни странно, многие начинающие журналисты не знают элементарных вещей. Это очень нервирует редакторов, которым просто некогда заниматься ликбезом.

Слабые места начинающих журналистов – страх показаться «глупым». Не надо бояться вопросов, ведь именно они составляют суть журналистской работы. Задавать вопросы не стыдно – стыдно молчать.Еще из минусов – бездумное пользование интернетом, который, конечно, наш великий помощник, но и не менее великая мусорка. С развитием соцсетей ситуация и вовсе обострилась. Да-да, я именно об этом, о необходимости проверять и уточнять информацию.Некоторые считают, что чем сложнее, ветвистее и объемнее, тем умнее. Конечно, это не так. Простота, лаконичность, доступность изложения – к этому должен стремиться каждый журналист.Забудьте про уныние. Оно входит в список смертных грехов. Не рассчитывайте на то, что у вас получится все и сразу, но и не убивайтесь по этому поводу. Лучшее лекарство от такого уныния – работа, работа и еще раз она самая.

 

Евгения СУГАК, шеф-редактор журнала «Большой»: «В основном к нам приходят те, кто нам не подходит»

Мы ищем тех, кто хорошо пишет – если это автор, и талантливо снимает – если это фотограф. С хорошими фотографами в Минске нет проблем, но крутые журналисты – дефицит.

В основном к нам приходят те, кто нам не подходит. По формату, стилю, общности вкусов, уровню мастерства. Однако мы всегда готовы обучать и «взращивать» юных, но интересных и способных.

Есть те, кто хочет стать ассистентом редактора. К сожалению, мы пока не доросли до ассистентов, но как только это случится, я обязательно возьму человека, который будет делать мне кофе и вести мое расписание в красивом ежедневнике. Но если серьезно, предложений, за которые можно зацепиться, ничтожная малость. Чаще это графоманство, нежели конкретная внятная журналистика.

Авторский договор мы заключаем, если материал нам подходит и мы собираемся его публиковать.

Испытательный срок – для тех, кто работает у нас в штате. Здесь все стандартно, от одного до трех месяцев. Для фрилансеров «испытательный срок» может закончиться после первого кошмарного текста.

Частая ошибка – это отсутствие «живого» примера работы перед глазами. Сократите и максимально упростите путь вашего потенциального работодателя к вашему материалу. Не заставляйте нас отвечать на ваше «здравствуйте, я хочу у вас работать»  просьбой прислать примеры ваших текстов или тем. Прикрепляйте их сразу, не раздражайте лишний раз.

Есть смысл промониторить тип и формат издания, в котором вы хотите работать. Не предлагайте нам разместить интервью с певицей Нюшей или фотоотчет с презентации клипа белорусской группы в ресторане.

«Сразуда»  - это крутой текст. Не имеет значения, сколько опыта у этого журналиста, если ты читаешь и понимаешь, что вот оно. «Сразунет» – когда от прочитанного коробит, или когда дальше пяти строк уже читать нет мочи.

К бедам современных журналистов я бы еще отнесла дефицит креатива. Лень походить ножками, когда под рукой есть инернетик. Лень выйти за рамки привычного мирка. И завышенное мнение о своих талантах: «Мне едва двадцать, но я уже лучше всех все знаю, и сейчас своим текстом расскажу вам, как жить».

Все хотят писать колонки, все считают, что легко могут быть колумнистами, а другим интересно будет это читать. При этом многие выпускники журфака задают на интервью никчемные вопросы и не знают с какой стороны подступиться к собеседнику.

Пусть мои слова не отпугнут молодые и не очень молодые дарования. Мы по-прежнему ждем самородков, а особенно сейчас, когда у нас запустился обновленный сайт и нам нужна свежая кровь.

 

Виталь ЗЫБЛЮК, главный редактор «Еврорадио»: «Журналист должен быть в оппозиции ко всем»

Самый основной критерий - умение задавать хорошие вопросы. Много вопросов. И не бояться, что где-то покажешься дурачком, что кто-то подумает, что ты плохо знаешь тему.

Еще один момент — язык. Мы –  белорусскоязычная станция, и для нас очень важен качественный, свободный белорусский. В последнее время толковые белорусскоязычные журналисты – на вес золота.

Если к нам приходит известный журналист, то от него не нужно требовать тестовых заданий — все и так понятно, раз человек на виду, работал и себя проявил. Для новичков предусмотрен испытательный срок.

Практика показывает, что на «Еврорадио» больше приходят люди, для которых журналистика открывается впервые. Я сам окончил филологический факультет и в моей трудовой всего три записи: дворник, зам главного редактора и главный редактор.

С журналистским образованием у нас работает два человека.

Во время испытательного срока пытаешься нагружать человека по максимуму и давать ему те задания, которые не дал бы даже опытным журналистам, которые уже давно работают в редакции. Это нужно для того, чтобы посмотреть, как человек будет действовать в непростой ситуации. Будет ли он идти к тебе и задавать дополнительные вопросы, уйдет в себя и потом просто пропадет. Справиться с заданием или признается, что не может сделать его по каким-то причинам. Все это очень сильно характеризует человека.

У нас небольшая текучка кадров. Коллектив практически не менялся за последние пять лет. Но мы все время кого-то ищем.

Редакция — это команда. Как футбольный клуб. Есть защитники, нападающие, полузащитники, тренер и массажист. И все эти ребята работают на общую цель: кто-то забивает гол, а кто-то пашет в защите, чтобы сделать так, чтобы кто-то забивал гол. Нет единого рецепта – все зависит от того, какие функции нам нужны.

Журналист должен быть объективным. Должен быть в оппозиции ко всем: к социал-демократам, к ватникам, к украинцам, к президенту, к врачу, к продавцу и к прохожему на улице. Мы не возьмем ни ярого бэнээфовца, ни ярого «ватника», потому что это будет уже не журналистика.

Из ошибок: недостаточная осведомленность по теме, неумение правильно выразить мысли по поводу собранной информации и закапывание самого важного куда-то далеко в глубину. А также стеснение, скованность, комплексы — говорит с VIPом и ручки колотятся.

А вообще, чувствуется спад в профессии. Снижается планка, уровень и профессионализм. В журналистику стремится попасть  уже совсем небольшое количество людей. Посмотрите на сербский портал «B92» (а Сербия сопоставима с Беларусью по численности). Там посещаемость в районе 800  тыс. – 1 млн. человек в день. И в Сербии таких порталов несколько.

В Беларуси пропал сам интерес к новостям – люди устали от их. Страна небольшая, инфоповодов мало, и стабильность, к сожалению, оказывает влияние и на общую  девальвацию журналистики.

Оценить материал:
4
Средняя: 4 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: