Вы здесь

Журналистика окружающей среды: где проблемы?

В фокусе

По результатам исследования Центра Европейской Трансформации, инициатором которого выступило товарищество «Зелёная сеть», представители белорусских медиа не отрицают важности экологических вопросов, но при этом публикации на тему защиты окружающей среды занимают последние места в повестке дня редакций.

Представители общественных экологических организаций, в свою очередь, подчеркивают, что журналисты пропускают действительно значимые для общества поводы и реагируют только на белых мишек или шумные события.

Пиар-менеджер товарищества «Зелёная сеть» Анора Лангар отмечает: «Экологическая тематика для журналистов – это абстракция, не касающаяся напрямую практических интересов людей. Темы, которые больше всего пользуются популярностью – это понятные вопросы жизни в стиле эко, защита птиц и животных, разные акции и эко-конкурсы». Экологическая аналитика, результаты исследований и мониторингов, вопросы принятия решений на местном или государственном уровне публикуются только на специализированных порталах с ограниченным кругом читателей, хотя эта информация, по мнению экологов, напрямую касается качества жизни и здоровья каждого.

Журналисты-участники исследования объясняют низкий процент публикаций на экологические темы отсутствием интереса со стороны читателей и соответствующей политикой редакций. Традиционные главные темы – политика и экономика всегда вызывают отклик аудитории, а «зелёная» информация считается дополнительной, необязательной, которая не приведет читателей и не повысит посещаемость.   

Юрий Зиссер, основатель и совладелец беларусского портала TUT.BY, комментирует подход работы СМИ: «Медиа размещают то, что интересно читателям этих медиа. В случае нашего портала подходит еще и понятие «новость для страны». Чтобы тексты достигали массового читателя, они должны быть написаны рукой профессионала под определенным углом зрения и уж во всяком случае, не должны быть посвящены деятельности организации, а повествовать непосредственно о загрязнении воды в водопроводе, или Днепра, или пахотных земель. В экологических случаях читают только то, что непосредственно касается читателя, такова читательская психология».

В читательских предпочтениях белорусов экологическая тематика занимает последние места по ряду причин. Во-первых, как отмечается в исследовании, сегодня экологичное поведение для людей невыгодно и неудобно. Даже если многие проблемы связаны с экологической ситуацией, это не приводит к росту интереса к экологии – люди не видят причинно-следственных связей. Во-вторых, ценность экологии без каких-либо экономических эффектов для белорусского общества также нехарактерна. Интерес возникает тогда, когда происходят события, нарушающие представления о комфорте и стабильности. 

Андрей Егоров, один из авторов исследования, директор Центра европейской трансформации, отмечает:  «Беларусское медийное сообщество, в основном независимые сми, открыты к сотрудничеству. Нет такого, чтобы редакции сознательно блокировали или закрывали эту тему. Здесь невидимая рука медиарынка, в условиях которого они ориентируются на интересы читателей, и в этих интересах экология не занимает доминирующее место, это сдвигает приоритетность экологической темы в их непосредственной работе».

В средствах массовой информации «зелёные» видят союзников, способных изменить ситуацию экологического безразличия общества. В результате это приведет к повышению правовой грамотности, принятию решений, дружественных окружающей среде, в быту или бизнесе, формированию экологической культуры.

Ярослав Бекиш, координатор товарищества «Зелёная сеть», говорит о важности расширения сотрудничества экологов с журналистами: «Усилия, которые сейчас экологи прилагают для продвижения своих тем в широкие сми, стоят эффекта, который они в итоге получают. Мы находимся в ситуации, когда у нас другого выбора нет: если воду в пустыне продают только в одном месте, сколько бы она ни стоила, нужно платить любую цену. Так и здесь: если наша задача – продвижение «зелёных» ценностей, то все усилия, которые мы можем себе позволить бросить туда, того стоят».

По мнению экологов, события в сфере экологии должны считаться такими же актуальными, как и события в сфере политики или экономики, поскольку это касается, в том числе, и самых фундаментальных потребностей людей – что они едят, пьют и чем дышат. Экологическая информация должна доходить до людей своевременно для того, чтобы на нее можно было отреагировать.

«Совершенно необязательно требовать от массовых изданий  публиковать какие-то важные, по мнению специалистов, материалы сухим исследовательским языком и добиваться, чтобы все это читали. Экология связана со всем: и с природными ресурсами, и с транспортом, с энергетикой, политикой, экономикой, и нужно связывать вопросы охраны окружающей среды именно с этими темами. В идеальной ситуации экология присутствует во всех темах, но при этом журналист поднимает вопрос не потому, что об этом кричат экологи,  а потому что видит взаимосвязь одного с другим», - комментирует Ярослав Бекиш.

Одной из причин низкого числа публикаций на экологические темы авторы исследования называют непонимание журналистами и представителями «зелёных» принципов работы друг друга. В общественных экологических организациях мало профессиональных пиарщиков,  которые занимались бы только связями со СМИ, в редакциях нет специальных журналистов, которые разбирались бы в вопросах защиты окружающей среды, могли бы легко и профессионально писать на экологические темы.

Тем не менее, улучшение ситуации не зависит только от привлечения дополнительных ресурсов: «Какая-то часть проблемы  – это и недостаток кадров среди журналистов,  и недостаток профессиональных пиарщиков в организациях, но это далеко не главная причина, если решить которую, станет намного лучше. Это проблема не экологов и не проблема СМИ, это замкнутый круг, в который вовлечены и интересы читателей и редакций, и журналисты,  и государство, которое выстраивает свои стратегии определенным образом, формирует образ жизни и интересы граждан, регулирует СМИ, и в этот круг, в том числе, вовлечены и экологические организации», - говорит Алёна Зуйкова, один из авторов исследования, аналитик Центра европейской трансформации.

Чтобы решить проблему недопонимания и повысить интерес и готовность журналистов писать на экологические темы, авторы исследования рекомендуют экологам налаживать профессиональные и личные контакты с журналистами и изданиями, формировать собственные пулы журналистов, организовывать специальные мероприятия, привлекать к экологическому движению медийных персон.

Андрей Егоров говорит: «Этот вопрос невозможно решить с наскока. Но я бы посоветовал экологам и журналистам больше обсуждать совместно, как продвигать общественно-значимые темы, которые сегодня в сознании белорусов не маркируются, как важные. Что делать, когда и сами экологи и социально-ответственные издания считают, что об этом нужно писать, но они видят, что в общей структуре интересов белорусских читателей эти темы не будут популярными. Как сделать их понятными для массового читателя, как вызывать к ним интерес так, чтобы затем общество стремилось к решению этих вопросов, государство проявляло больше внимания, чтобы общая социальная ответственность нас всех вырастала в этих сферах, какой является и экология в том числе».   

Вероника ЧИГИРЬ

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: