ОБ АВТОРЕ

Журналист, блогер.

Окончила журфак БГУ в 2011 году.

Журналист. Работает в команде портала мнений KYKY.org, автор Mediakritika.by.

Работала обозревателем по культуре БелаПАН, главным редактором Holiday.by.

Ведет блог

Вы здесь

Реклама в блогах: писать о брендах и не нарушать закон

В фокусе

Для белорусских блогеров новый год начался с повышения их статуса. Теперь они все – не просто авторы постов в интернете, а  полноценные СМИ. Со всеми вытекающими: ответственностью за каждое свое слово и обязанностью отчитываться перед налоговой за «рекламные» тексты и обзоры.

«Закон о СМИ аккуратно причесали: так, чтоб подкопаться можно было даже к посту о трусах. <…> В курсе ли вы, уважаемые коллеги, что теперь после любого рекламного материала к вам придут с просьбой показать договор об оказании этой компании вашим СМИ рекламных услуг? Налоги с гонораров за такие услуги в бюджет платите? Я делаю это с удовольствием - люблю официальное оформление любых сделок», - отреагировала на нововведения популярный белорусский блогер Лена Стогова, написав текст «Кое-что про умирающую свободу слова».

Девушка не скрывает, что зарабатывает на рекламе в блоге неплохие деньги, заключая договора на свои рекламные услуги. Как обстоят дела у других блогеров, которые упоминают названия брендов? Изменили ли они свое поведение в сети после того, как узнали о возможном визите инспекторов?

Андрей, пишет о строительстве и на другие социальные темы:

«После внесения поправок в закон о СМИ я не менял своего поведения в блоге. Я и раньше с ответственностью относился к тому, что писал. Воздерживался от дезинформации, клеветы и публичных оскорблений. Возможно, сейчас буду просто еще внимательнее к этому относиться.

Насчет рекламы. Если она в моем блоге присутствует, я оформляю все по договору. Для этого у меня открыто индивидуальное предпринимательство. Любое упоминание бренда должно сопровождаться договором на рекламные услуги? Но ведь налог нужно платить не за саму рекламу, а за доходы от нее! Если от упоминания бренда я не получил дохода, значит и налог мне не из чего платить. Необходимо ли заключать договор на оказание рекламных услуг, если бренд, который я упоминаю, не платит мне, и даже не знает, что я их упоминаю? А как я их заставлю? Ситуация доведенная до абсурда, как палка о двух концах».

Анастасия, бьюти-блогер, делает обзоры косметики:

«Пока что СМИ я себя не считаю, потому что веду свой блог больше для себя, чем для других. Ни с кем договоров, контрактов не заключала, а значит, ничего не могу предъявить. Но коммерческих целей я не преследую, поэтому совершенно спокойно делюсь своими впечатлениями от использования каких-либо продуктов, называю марки, а как иначе?

Я начала вести блог с обзорами бьюти-продуктов и только через два месяца узнала, что теперь по закону я - целое СМИ. Если ко мне возникнут вопросы у властей, перестану указывать марки, но не перестану о них писать».

Денис Блищ, журналист, редактор, пишет на социальные темы:

«Интернет-СМИ никогда не существовали вне законов Республики Беларусь: и сейчас, и до принятия нового закона все авторы несли административную и уголовную ответственность за опубликованное. Поэтому для меня после нововведений принципиально ничего не изменилось.

Сейчас можно говорить о появлении у властей, скажем так, оперативного инструмента по блокировке сайтов-нарушителей, но как он будет применяться - большой вопрос. На данный момент соответствующей практики попросту нет, заблокировано лишь два домена с нецензурными словами в названиях.

Насчет того, заключаю ли я договора на рекламные услуги с в блоге… Разумеется, я работаю в интернете в рамках законодательства, для меня и здесь ничего не изменилось».

Люся, фешн-блогер, пишет об одежде и косметике:

«Про закон я слышала, но почему-то себя к нему не отношу. У меня в блоге нет открытой рекламы. Да и сотрудничества в подобных рекламных рамках я пока не веду, не доросла (улыбается). И вроде никого не заставляю ничего покупать. Просто пишу о том, что купила сама в последние дни, недели и месяцы. Даю ссылки на вещи, которые ношу сама, потому что отвечать каждому на вопрос: "А где ты купила эту юбку?" просто не хватает времени. Да и считаю, что это просто удобно.

А если кому-то описание продукта не понравилось (посчитали рекламой), то с большим удовольствием выслушаю, что не так и исправлюсь. Но на самом деле, я до сих пор не понимаю, как мое маленькое хобби может заинтересовать такие серьезные структуры как, скажем, налоговая…»

Антон Мотолько, фотограф, пишет на социальные темы:

«Я свое поведение в блоге не изменил, потому как считаю, что нововведения для блогеров, пользователей социальных сетей – фееричный бред. Ибо, если пользоваться правилом «закон для того и существует, чтобы его соблюдать», через пару дней практически все более-менее интересные блоги и пользователи будут заблокированы и удалены из реестра.

Что качается уплаты налога государству за упоминания брендов. Давайте жить в правовом государстве. С презумпцией невиновности. Вы для начала докажите, что я получил деньги, а потом начнем разговор».

Ян Ларос, пишет о политике и на социальные темы, делает обзоры белорусских продуктов питания:

«Я отношусь к решению приравнять ответственность блогеров за рекламные посты к СМИ совершенно спокойно, даже с одобрением. По сути, не вижу в этом никакой проблемы или чего-то нового. Если блогер постит платную рекламу в своем журнале, то он зарабатывает деньги, а значит и до принятия этого закона должен был платить налоги.

Договора на рекламу я ни с кем не заключаю, поскольку у меня нет коммерческих отношений с организациями». 

Оценить материал:
1
Средняя: 1 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: