ОБ АВТОРЕ

Журналист-международник.

Магистр Школы журналистики Колумбийского университета (Нью-Йорк), специализация "политическая журналистика".  (2011).

Выпускница факультета журналистики Белорусского государственного университета (2003).

Редактор приложения "Европейский вектор" еженедельника "Белорусы и рынок". Сотрудничала с Европейским радио для Беларуси (Еврорадио).

Ментор в программе "Медиасоседство", реализованной конcорциумом под управлением BBC Media Action

Член Белорусской ассоциации журналистов.

Вы здесь

Стратегии выживания онлайн-фрилансера

Тренды

Columbia Journalism Review публикует биографическую статью о 26-летнем фрилансере Кайле Чайке, который зарабатывает публикацией статей на платных онлайн-ресурсах.  Приводим ее сокращенный перевод.

«Зарабатывающий на жизнь написанием текстов онлайн 26-летний Кайл Чайка выделяется на фоне своих коллег по перу чрезвычайным спокойствием. В то время как остальные балансируют между публикацией своих статей в известнейших Интернет-СМИ и необходимостью выживать в ситуации, когда авторам все чаще платят единую ставку вместо гонорара за количество слов, Чайка умудряется зарабатывать  на жизнь онлайн-фрилансингом. В хаотической экосистеме онлайн-журналистики статья, подготовка которой потребовала оригинальных репортерских материалов, часто стоит столько же, сколько лишь слегка отредактированный текст. Даже престижные сайты часто платят чрезвычайно низкие гонорары. Однако Чайка утверждает, что несмотря на это, зарабатывать на жизнь фрилансингом можно, а работа на онлайн-издания приносит не только деньги, но и дополнительную ценность.

«Когда я говорю, что работаю журналистом-фрилансером в Интернете на полную ставку, многие бывают шокированы. Пора написать о том, что на самом деле, все не так плохо», — заявил Кайл Чайка в интервью Майклу  Мейеру из CJR.  (...)

В ответ на жалобы фрилансеров на низкие ставки Чайка написал в своем аккаунте в  Твиттере советы, которые можно было бы ожидать от профессора журналистики, но не от молодого профессионала. После ряда практических советов он пришел к заключению: «Относитесь к написанию [журналистских] текстов как к бизнесу, потому что именно бизнесом это и является, если только вы не можете позволить себе роскошь притвориться, что это не так».

Однако каким именно бизнесом это является? Интернет, постоянно требующий нового контента и обладающий сомнительным потенциалом для получения прибыли, привел к появлению огромного количества текстов и понижению гонорарных ставок. Сам факт наличия нескольких баз данных, посвященных тому, какие онлайн-сайты вообще платят писателями, является доказательством финансовой неопределенности, на которую обречены онлайн-фрилансеры.

Однако Чайка и другие фрилансеры, работающие в основном онлайн, благодаря Интернету получили нишу, которая приносит им больше, чем просто финансовую прибыль. Примером сложного расчета ценности онлайн-публикации является статья Кайла Чайки на популярном сайте Gizmodo, посвященном технологиям. Разбогатеть с помощью публикаций на этом сайте не получится: сайт «Кто платит за тексты» (Who Pays Writers) утверждает, что приглашенный автор получает там  $250 за статью. Однако, по словам Чайки (который не согласился раскрыть сумму своего гонорара), «прибавочной стоимостью» сайта является то, что его читают многие редакторы, специализирующиеся на новых технологиях. Когда в декабре Чайка опубликовал на портале статью про онлайн-чаты, в течение получаса он получил письма от трех редакторов, которые попросили его прислать им темы для возможных новых статей.

Описанный выше  пример показывает, насколько сместилась значимость понятий  «известности» и «связей». Получение большой аудитории для фрилансеров в краткосрочной перспективе становится менее важным, чем привлечение внимания потенциальных  работодателей, которое намного легче монетизировать. Именно это и называется «узнаваемостью». По словам Кайла Чайки, многие онлайн-фрилансеры не учитывают этого фактора при своих расчетах.

Благодаря своей растущей узнаваемости Чайка стал «дежурным» фрилансером на таких хорошо платящих авторам сайтах, как The Daily Beast. Фрилансер, который может быстро и надежно предоставить сайту качественный материал, получает более сильные козыри для переговоров. И даже если вы получаете низкие гонорары, увеличение ставки за текст на $100-$200  может в долгосрочной перспективе сделать вашу работу более финансово усточивой.

Кайл Чайка не хочет рассказывать об объеме своей выручки за тексты. Все, что он может сказать, — это то, что для комфортной жизни ему хватает написания в среднем 13 статей в месяц. При такой загрузке он получает столько же, сколько средний штатный сотрудник изданий, для которых он фрилансит: то есть, от $3000 до $5500 в месяц до вычета налогов. $900 в месяц уходит на аренду комнаты в бруклинской квартиру, в которой кроме него живет еще три человека. Еще $175 – на аренду рабочего места в коворкинг-офисе. Он также оплачивает базовую медицинскую страховку. Около трети ежемесячных статей, написанных Кайлом, выходит в журнале Pacific Standard, который подписал с журналистом контракт на написание еженедельной колонки в течение всего 2015 года. Остальные 8-9 статей в месяц он либо предлагает редакторам сам, либо пишет по их заданию.

Одной из проблем фрилансеров является то, что гонорары, которые предлагаются за журналистские материалы, часто не учитывают репортерской работы, которую автор проделывает для написания текста (прим. Mediakritika.by в том числе — рискуя собственной жизнью). Опрос, проведенный среди журналистов-фрилансеров организацией Project Word в феврале 2015 года, показал, что 38% респондентов «часто» или «регулярно» заказывают материалы без покрытия расходов на репортерскую работу, еще 31% получают такие заказы «время от времени». (...) Рецепт Кайла Чайки прост: как минимум несколько текстов в месяц не требуют огромного журналистского труда. Например — статья Кайла про то, «Почему каждый настоящий мужчина носит сумку-тоут» (Why every real man carries a tote bag), вышедшая в The Guardian в сентябре 2014 года.

В Интернете нет полных данных о том, сколько сайты платят журналистам-фрилансерам, однако сайт «Кто платит за тексты» позволяет узнать о том, каковы минимальные ставки: от $50 до $250 за статью. Некоторые сайты, такие как VICE, чья стоимость оценивается в $2,5 миллиарда, в 2014 году платили за «журналистское расследование» объемом в 2-4 тысячи слов $500. Небольшой, но популярный сайт The Awl, платит от $100 до $200 за статью, что можно сравнить с гонорарами таких веб-гигантов, как The Atlantic. Сайт журнала The New Yorker платит фрилансерам в среднем $250 за статью. Приблизительно столько же платит Gawker».

Полную версию статьи на английском языке можно прочитать на сайте Columbia Journalism Review.  

Оценить материал:
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: