ОБ АВТОРЕ

Журналист-международник.

Магистр Школы журналистики Колумбийского университета (Нью-Йорк), специализация "политическая журналистика".  (2011).

Выпускница факультета журналистики Белорусского государственного университета (2003).

Редактор приложения "Европейский вектор" еженедельника "Белорусы и рынок". Сотрудничала с Европейским радио для Беларуси (Еврорадио).

Ментор в программе "Медиасоседство", реализованной конcорциумом под управлением BBC Media Action

Член Белорусской ассоциации журналистов.

Вы здесь

Интервью с пережившим травму ребенком: что допустимо?

Ремесло

За время вооруженного конфликта на территории Украины пострадавшие регионы покинули сотни тысяч семей. Белорусские СМИ неоднократно интервьюировали приехавших в нашу страну беженцев. Как правило, героями материалов становятся взрослые, однако рядом с ними на фото часто появляются дети.

Этично ли в таких ситуациях брать комментарии у пережившего травму ребенка и нужно ли специальное разрешение на снимок? Советами по работе с такими детьми делится Dart Center for Journalism and Trauma Колумбийского университета в Нью-Йорке.

 

Общие правила интервьюирования детей

Перед интервьюированием или фотографированием ребенка получите информированное согласие его родителя или опекуна. Вы должны объяснить взрослому и ребенку, почему хотите с ними поговорить, и как будет использовано интервью с ними.

Вместе обозначьте основные правила интервьюирования. Четко определите, что будет под запись, а что не под запись.

Постарайтесь обеспечить присутствие родителя или другого ответственного за ребенка взрослого. Если это невозможно, получите согласие взрослого перед опубликованием или появлением интервью в эфире.

Объясните, что вы – журналист, работа которого заключается в освещении новостных поводов. Не пытайтесь вести себя как друг. Не давайте обещаний, которые не можете сдержать.

Выберите тихое место для интервью и, насколько можете, попытайтесь сделать так, чтобы ребенок успокоился и расслабился. Выберите искренний тон и не пытайтесь разговаривать с ребенком свысока.

Когда интервью закончится, согласуйте все цитаты, которые вы предполагаете использовать в материале, с ответственным за ребенка взрослым.

 

Интервью на месте преступления или стихийного бедствия

По возможности избегайте интервьюирования детей на месте события. Они почти наверняка находятся в состоянии шока и нуждаются в утешении, а не в опросе.

Если все же необходимо взять интервью на месте события, найдите тихое место вдали от других жертв и сотрудников спасательных служб.

Избегайте публикации фотографий детей без предварительного согласия ответственных за них взрослых. Фото раненого ребенка часто бывает эффектным и душераздирающим, однако оно также может причинить боль жертве или пристыдить ее.

Задавайте открытые вопросы: «Что случилось потом?» Избегайте закрытых вопросов: «Ты испугался?»

Пережившие травму люди часто принимают непродуманные решения. Будьте готовы к тому, что взрослый или ребенок после окончания интервью отзовут свое согласие на его публикацию. В этом случае не используйте записанный материал.

Будьте готовы подождать подходящего момента, когда родители и ребенок захотят с вами поговорить: даже если понадобится, чтобы с момента травмирующей ситуации прошли недели или месяцы. В этом случае у вас получится более качественное интервью.

 

Предоставьте ребенку максимально возможный контроль за ходом интервью

Подчеркните, что ребенок может не отвечать на вопрос, который ему или ей не нравится, или попросить вас не использовать ту или иную щекотливую информацию в публикации.

Держите ваш блокнот и/или записывающее устройство на виду, чтобы ваши собеседники видели, как записываются их слова.

Учтите, что дети могут сказать то, что как им кажется, вы хотите от них услышать, вместо правды.

Еще раз напоминаем, что задавать открытые вопросы («Что было сложнее всего?») лучше, чем вопросы, в которых уже содержится ответ («Ты испугался?»)

 

Интервью о  пережитой ребенком травме

Перед тем как приступить к интервью узнайте о произошедшем как можно больше от родителей, психологов, учителей и медиков. Получите подтверждающие документы, такие как сводки с места происшествия или записи судебных заседаний, в которых перечисляются факты.

Спросите у родителей и других взрослых, есть ли темы или детали, о которых ребенку особенно тяжело говорить, и будьте внимательны в ходе разговора.

Предоставьте ребенку и его родителям возможность выбрать для интервью знакомую обстановку.

Неважно, как мало лет ребенку: никогда не говорите с ним свысока. Уважайте его чувства и его способ передачи своих чувств и воспоминаний. Будьте готовы к сюрпризам: дети могут переживать горе не так, как вы ожидаете.

Расскажите ребенку, что вы поняли из его слов, и дайте ему шанс исправить ошибки.

Наберитесь знаний. Поговорите с психологами, поучаствуйте в образовательных программах, почитайте литературу о детских травмах на авторитетных сайтах. Продумайте, какие вопросы задавать определенным возрастным группам.  Например, ребенок помладше вряд ли сможет хронологически вопроизвести события, но зато может описать игрушку, с которой он играл, когда нагрянул ураган.

Не стоит полагаться только на заявления детей младше 13 лет при составлении детальной, основанной на фактах, картины. Насколько возможно, постарайтесь проверить эту информацию в документах и других источниках.

Не задавайте вопросов, которые могут вызвать чувство вины, таких как «Разве ты не пристегнулся?» или «Ты всегда гуляешь одна по вечерам?»

Помните, что рассказ о травматическом событии может вызвать у интервьюируемого интенсивные эмоции даже спустя годы после случившегося. Будьте готовы к такой реакции или же прибегните к услугам третьего лица, которое сможет вовремя оказать психологическую помощь: члена семьи, которому доверяет собеседник, или психолога.

Длина интервью также зависит от возраста:  с детьми до 9 лет стоит говорить не дольше 30 минут, от 10 до 14 лет — не дольше 45 минут, с подростками старше 14 лет — час.

Если ребенку надоедает или он отвлекается, сделайте перерыв. Возможно, таким способом ребенок сигнализирует о своем эмоциональном опустошении.

Не используйте информацию, которая может пристыдить ребенка или навредить ему, даже если ребенок вам это разрешил. Дети могут рассказать вам о чем угодно, но это не значит, что вы должны это опубликовать: например, ни к чему публиковать информацию о том, что ваш герой мочился в постель или нелегально принимал наркотики, если только эта деталь не является стержнем всего вашего материала.

После интервью сверьте ваши цитаты с родителями и более старшими детьми и поставьте их в известность, как будут использованы эти высказывания и когда выйдет ваш репортаж. Пошлите им копию окончательной версии вашего репортажа.

 

Материал Mediakritika.by по теме: "Детки в клетке"

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: