ОБ АВТОРЕ

Журналіст.

Навучалася ў ЕГУ па спецыяльнасці "Масавыя камунікацыі і журналістыка".

Працяглы час супрацоўнічала з рознымі беларускімі няўрадавымі арганізацыямі і ініцыятывамі, пісала пра грамадскую актыўнасць і грамадзянскую супольнасць, працавала прэс-сакратаром Асамблеі НДА.

Сябра БАЖ.

Вы здесь

«Пресс-фото Беларуси 2015»: в ожидании победителей

В фокусе

Шорт-лист конкурса сформирован, жюри приступило к финальному и самому сложному этапу – выбрать лучших из лучших.

В этом году в конкурсе «Пресс-фото Беларуси» произошли некоторые изменения, которые, однако, по словам куратора проекта Сергея Михаленко, не изменили его суть. «Пресс-фото Беларуси» остается конкурсом белорусской репортажной и документальной фотографии.

Среди новшеств – появление «Открытой номинации», которая расширяет географию конкурса и дает возможность привлечь для участия в нем зарубежных фотографов, взглянуть на топовую тему новостных ресурсов через объектив не только белорусских фоторепортеров. «Открытая номинация» позволяет белорусским фотографам показать снимки, которые они делают за пределами Беларуси, и привлекает зарубежных фотографов для участия в конкурсе. Фотографии, заявленные в данной номинации не рассматриваются жюри в качестве претендентов на обладание гран-при конкурса. В этом году номинация представлена темой событий в Украине.

Жюри отказалось от «Мобилографии», так как номинация стала технической. «Мы же не будем делать отдельные номинации фотографий, снятых на пленку или слайд. Мобильный телефон стал одним из инструментов, которыми активно пользуются в том числе и фотожурналисты. У нас конкурс не фильтров, а фотографий, а на что сделан кадр – неважно», –  рассказывает Сергей Михаленко.

Постановочный и репортажный портрет было решено объединить в одну номинацию.

Оценивать качество конкурсных работ куратор проекта не берется, так как на данном этапе сформирован только шорт-лист, предстоит еще сложная работа – выбор победителей и гран-при конкурса. «Когда просматриваешь весь поток работ, тяжело сконцентрироваться и понять, насколько сильны или нет в этом году фотографии. А вот когда смотришь на шорт-лист, то радуешься - в стране есть фотографы и события», –  делится Сергей Михаленко.

При этом он отмечает, что уровень белорусской фотожурналистики растет с каждым годом.  На позитивные изменения влияют как сам конкурс «Пресс-фото Беларуси», так и участие белорусских фотожурналистов в различных образовательных программах, которые становятся более доступными.

Например, дважды белорусские фотографы участвовали в практическом курсе под руководством фоторедактора «Русского репортера» Андрея Поликанова и фотографов Юрия Козырева и Татьяны Плотниковой, итогами которого стали фотовыставки «Ближе, чем близко» и «Процесс».

Кругозор белорусских фоторепортеров расширяется – они стали больше внимания уделять социальным темам. Фотографы перестали ждать редакционного задания, когда что-то случится, акция оппозиции, например, или какое-то происшествие. Белорусские фотографы оглянулись вокруг и увидели, что документальная фотография – это не только факт, но и жизнь, которую можно и нужно снимать.

«2014 год не запомнился яркими событиями и новостями в Беларуси. Фотографы сами отправились искать героев для фотоисторий. Такое было и раньше, но в этом году самостоятельная проработка, выбор и поиск темы и героев характерна для многих белорусских фотожурналистов, которые прислали работы на конкурс», - отмечает Сергей Михаленко.

Изменения в лучшую сторону наблюдаются и в понимании фотографами построения серии. В прошлые годы серия зачастую выглядела, как набор кадров – история не читалась. В этом году, по словам Сергея Михаленко, работы фотографов становятся полноценными фотопроектами и раскрывают заявленные темы. Такие цельные истории уже интересно смотреть и прочитывать.

Провальных номинаций за шесть лет конкурса куратор проекта припомнить не может. Правда, в этом году меньше всего работ прислали в рубрику «Природа». Сам же Сергей Михаленко отдает предпочтения номинациям «Повседневная жизнь», «Портрет» и «Традиции». 

Куратор «Пресс-фото Беларуси» затрудняется назвать точный рецепт фотографии-победительницы. Не всегда выполненная по всем канонам фотография заслуживает внимания и победы. Жюри оценивает актуальность темы, ее раскрытие, насколько сложно было получить кадр, насколько он технически грамотен и соответствует ли заявленной теме. «Ну, и банально – зацепила фотография жюри или нет, есть вау-эффект или кадр оставляет равнодушным. Иногда побеждает нетрадиционное авторское решение снимка, новый подход и взгляд на тему».

Кстати, у каждого члена жюри свой метод оценивания конкурсных работ. Например, некоторые сначала изучают белорусское информационно пространство в течение недели перед тем, как начать отбирать фотографии в шорт-лист. «Конкурсные работы оценивают фотографы из Украины, Чехии, России, Литвы, Украины, Великобритании, Франции. Чтобы понять специфику нашей фотожурналистики и быть в курсе происходящего, приходится просматривать белорусские новости. В этом году один из членов жюри буквально засыпал вопросами: а кто это, а что это», - шутит Сергей Михаленко.

По его словам, у мировой и белорусской фотожурналистики много общего, так как наши фотографы смотрят на работы зарубежных коллег и учатся на них, ряд авторов сотрудничают с международными агентствами. «Я не могу сказать, что у нас все плохо с репортажной фотографией. Наши ребята регулярно участвуют в международных конкурсах. Недавно Сергей Гриц и его снимок «Священники и протестующие» удостоились почетной награды жюри в номинации «Новости» международного конкурса Pictures of the Year International. Не скажу, что мы страна лучших репортажных фотографов. Но, мы и не на задворках», - добавляет Сергей Михаленко.

Затормаживает развитие репортерской фотографии в Беларуси общая ситуация со средствами массовой информации. Также в нашей стране не хватает изданий, которые бы давали возможность публиковать фотопроекты и фотоистории, подчеркивает Сергей. Один из относительно свежих удачных проектов в этом поле - «Медуза». Здесь периодически публикуют замечательные фоторепортажи: мало текста, большие и качественные снимки, история прочитывается на 100% просто по фотографиям.

Сергей Михаленко советует белорусским СМИ пересмотреть политику своих веб-изданий в отношении фотоизображений. «На некоторые ресурсы печально смотреть: уже пять лет назад такие дизайн и верстка перестали быть актуальными – маленькие фотографии, загнанные между абзацами текста, которые совсем не смотрятся. Да, появляются новые городские проекты – на них уже фоторепортажи выглядят интересней. Мы уже смотрим фотоисторию, а не набор фоточек к тексту. Большие тексты не пользуются популярностью в интернете. С фоторепортажем другая история – открыл, быстро просмотрел, прочитал небольшие врезки текста, получил удовольствие от просмотра истории, а визуальный образ отложился в памяти», - подчеркивает Сергей Михаленко.

Совсем скоро мы узнаем, каким увидели прошедший год белорусские фоторепортеры и кто возьмет гран-при конкурса. По результатам конкурса организаторы проведут выставку и презентацию альбома «Пресс-фото Беларуси-2015».

Пока белорусское фотографическое сообщество замерло в ожидании победителей, Сергей Михаленко советует фотожурналистам развивать в себе мультиспособности: учиться писать и изучать английский язык, чтобы продавать и продвигать себя не только в Беларуси, но и за ее пределами, а также конкурировать с пишущими журналистами с фотокамерами в руках.

Работы победителей прошлых лет «Пресс-фото Беларуси» можно посмотреть по здесь.

Фото Евгения КАНАПЛЕВА

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: