ОБ АВТОРЕ

Журналист, обозреватель, специалист в области Public Relations.

Окончил биофак БГУ. Карьеру журналиста начал в 1995 году в журнале «Дело». Cотрудничал с «Белорусской деловой газетой» до ее закрытия, газетой «Московский комсомолец в Белоруссии», «Бизнес-леди», «Финансовый директор», «Детективной газетой», порталом BEL.BIZ, информационным агетством «Интерфакс».

Был собкором в Беларуси российского информагентства Stringer. Занимал должность заместителя директора радиостанции «Сталіца».

Работал PR-менеджером в «Международной финансовой корпорации» (IFC).

С весны 2010 года – собственный корреспондент в Беларуси российского федерального издания «Газета.Ru».

С января 2013 года – снова работает в БДГ (теперь под брендом «БДГ Деловая газета»).

Вы здесь

Индивидуализм журналиста vs. командная работа

Одна из извечных трудностей в работе СМИ – это проблема индивидуальности журналиста при необходимости работать в команде. Скажем, в редакции или в конкретном отделе,  если редакция большая. Возникает противоречие: каждый журналист – это творческая индивидуальность, а редактору нужно из этих индивидуальностей создать команду.

Я уже писал как-то о своем любимом сериале про журналистов – «The Newsroom». Так вот там на протяжении всех трех сезонов главным героям – продюсерам и редакторам службы новостей телевизионного канала – приходится решать одну и ту же проблему: как увязать группу ярких журналистских индивидуальностей и амбициозностей в единый коллектив.

На самом деле эту задачу приходилось решать всем главным редакторам, которых я видел в своей жизни. И далеко не всегда ее удавалось решить благополучно, свидетельство чему – многочисленные скандалы и расколы в различных редакциях. Впрочем, что я вам рассказываю…

С одной стороны, в журналистском индивидуализме ничего плохого нет, более того, профессия журналиста без него невозможна. Индивидуализм позволяет каждому работнику СМИ определиться со своим местом в профессиональном сообществе, найти свою нишу, специализацию, амплуа, заниматься самомаркетингом, наметить пути и направления своей карьеры.

Когда журналист, исходя из своего индивидуализма, изучает свое положение в профессиональном сообществе, это дает ему пищу для саморефлексии – сравнения собственной личности с некоторым обобщенным, модельным представлением о профессионале. Это, в свою очередь, помогает ему составить программу личностного и профессионального самосовершенствования.

Но индивидуализм журналиста становится неизбежной проблемой для редактора или начальника отдела – ведь ему приходится иметь дело с целым «букетом» таких индивидуальностей, организуя их работу, чтобы выдать цельный медиа-продукт.

Наиболее успешным оказывается тот редактор, который понимает, как использовать каждую из индивидуальностей в интересах всего журналистского коллектива. Именно анализ социопсихологических и профессиональных взаимоотношений внутри редакционного коллектива дает информацию о том, как их скорректировать, создать нормальный творческий климат. Как сказано в российском учебном пособии «Социология журналистики», изучение продукции журналистского коллектива методом количественно-качественного контент-анализа, ее соотнесенность с концепцией издания и ожиданиями аудитории поможет планировать работу редакции и отдельных журналистов, производить в ней оптимальные изменения.

В Беларуси, в России, да и в целом на постсоветском пространстве журналист традиционно ориентирован больше на персонифицированную подачу материала, тогда как каноны западной журналистики требуют четкого отделения информации от мнения. К примеру, американский или британский журналист свою главную задачу видит в информировании общественности, а не в высказывании своего мнения по какому-либо поводу. У нас же даже журналист-новостник порой мнит себя публицистом, личное мнение которого имеет некую ценность для аудитории. Это уже даже не индивидуализм, это эгоизм.

Замечу, что сейчас ряд ведущих СМИ России («Газета.Ru», «Медуза», The New Times, Forbes Россия, РосБизнесКонсалтинг и ряд других) четко инструктируют журналистов: собственного мнения по освещаемым событиям стараться не высказывать, вместо этого активно использовать экспертов – по несколько человек на статью. Лишь при невозможности получить мнения по проблеме из компетентных источников журналист может выступить с комментариями сам. Можно только догадываться, насколько часто в реальности наши журналисты в самом деле сперва обращаются к квалифицированному эксперту, и только потом готовят собственную публикацию с собственным же мнением о происходящем.

 

Мнения экспертов:

Ольга Радюк, главный редактор интернет-версии газеты «Витебский курьер»:

- Это очень тонкая психологическая проблема. Команда состоит из личностей, но редактор – это личность-лидер, иначе он не будет редактором. Ему, как лидеру, нужно, с одной стороны, показать, что он тоже в команде, а, с другой стороны, показать, что он и над командой. Поэтому, на мой взгляд, девизом редакции должно быть – дозированность, спокойствие и терпение! Если команда не убедится, что действия лидера не ведут к успеху как материальному, так и моральному, понятно, что он не состоится как лидер. Но, поскольку мы говорим про творческих личностей, еще важна дозированная позиция здорового невмешательства, т.е не нужно допускать редакторских действий, ведущих к моральной неудовлетворенности журналистом своей работой и ее конечным результатом. Не думаю, что во всех случаях за редактором должно «оставаться последнее слово». Тут очень важны паритетные отношения. Журналист должен чувствовать себя в команде не только на том основании, что он делает общее дело, а и на том, что его позицию слышат, понимают и принимают к сведению, т.е. он востребован в этой команде.

Виктор Кравчук, главный редактор информагентства Telegraf.by:

- Чтобы избежать возникновения конфликтных ситуаций между редактором и журналистом, главный редактор должен уметь набрать такую команду журналистов, при работе с которой конфликты будут сведены к минимуму. Для этого он должен хорошо разбираться в людях и еще на стадии собеседования видеть, сработается он с потенциальным подчиненным сотрудником или же лучше его вовсе не принимать на работу.

А вот если конфликтные ситуации все же возникают, то главным в их разрешении должна быть аргументация сторон. Ведь и редактор не всегда прав, хотя за ним и остается последнее слово. Поэтому журналист должен быть готов аргументированно отстаивать свою точку зрения и в случае необходимости указать редактору, если тот, по его мнению, в чем-то неправ. Ну и, конечно же, между редактором и журналистом должно быть взаимное уважение, потому что без этого коллектив просто не сможет существовать.

Семен Полежай, преподаватель Высшей школы журналистики Санкт-Петербургского госуниверситета:

- Я думаю, что изначальный эгоизм связан с тем, что в большинстве случаев журналист не служит обществу или идеалам, потому что не верит ни в то, ни в другое. Но очень хочет думать, что все-таки служит. Но в результате нас почти невозможно заставить переступить через собственный эгоцентризм. В результате весь мир – лишь декорации для удовлетворения профессиональных амбиций. Говорить о командной работе при таком раскладе, согласитесь, очень сложно.

Еще, по моему мнению, корень журналистского индивидуализма или даже эгоизма кроется в определенном комплексе неполноценности – я имею в виду неполноценность социальную. Журналисты не тачают сапоги, не пекут хлеб, не создают прибавочной стоимости в классическом понимании. И не секрет, что в обществе к ним нередко относятся со значительной долей иронии – мол, «П…ть – не мешки таскать».

С другой стороны, приобщаясь к различным сторонам жизни профессионального сообщества, журналист обретает все большую самостоятельность, относительную автономность, начинает сознательно организовывать свое профессиональное бытие и свое профессиональное развитие, то есть становится творческой индивидуальностью. То есть происходит индивидуализация, и это неизбежный процесс для профессионального журналиста. При этом всякий журналист проходит свой уникальный путь развития, что, естественно, определяет и уникальность его индивидуальности.

Однако потом перед редактором встает непростая задача интегрировать такую индивидуальность в редакционный коллектив. И как это сделать – это уже не наука, это искусство.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: