ОБ АВТОРЕ

Журналист-международник.

Магистр Школы журналистики Колумбийского университета (Нью-Йорк), специализация "политическая журналистика".  (2011).

Выпускница факультета журналистики Белорусского государственного университета (2003).

Редактор приложения "Европейский вектор" еженедельника "Белорусы и рынок". Сотрудничала с Европейским радио для Беларуси (Еврорадио).

Ментор в программе "Медиасоседство", реализованной конcорциумом под управлением BBC Media Action

Член Белорусской ассоциации журналистов.

Вы здесь

За «некачественную» статью читателям вернут деньги

Тренды

Газеты в Нидерландах и Канаде экспериментируют с моделью «iTunes для новостей». Об экспериментах с продажей газет постатейно пишут лаборатория журналистики Nieman Lab и онлайн-издание Business Insider.

 

Winnipeg Free Press: пионеры Северной Америки

Идея о том, чтобы создать «iTunes для новостей» обсуждается уже несколько лет. «Эта метафора, однако, достаточно натянута», - пишет Nieman Lab. Если загруженную с iTunes песню можно прослушать неограниченное количество раз, и именно ради этого за нее платят, то статью обычно читают только однажды. Песню, которую вы собираетесь купить, вы уже где-то слышали, или как минимум знаете ее исполнителя, в то время как качество статьи вы не сможете оценить, пока ее не прочтете. Кроме того, даже если предположить, что новостной бизнес можно сравнить с загрузкой музыки через iTunes, это не сулит заоблачных перспектив: сам сервис iTunes в последнее время проигрывает в конкурентной борьбе с сайтами и приложениями, предлагающим неограниченный доступ к музыке по подписке (например, Spotify).

Тем не менее, канадская газета Winnipeg Free Press первая в Северной Америке решила рискнуть и ввести постатейную оплату. В конце апреля газета начнет продавать свои статьи читателям по цене 0,27 канадских долларов за штуку (или 0,21 USD). Издание также предложит доступ ко всем своим статьям онлайн за 13,47 USD в месяц, а подписчики бумажной версии получат неограниченный доступ к материалам издания в Интернете в качестве бонуса к своей подписке. Новые подписчики смогут пользоваться онлайн-доступом бесплатно в течение 30 дней.

По словам редактора Winnipeg Free Press Пола Сэмина, газета находится в поиске «системы, которая позволяла бы не повторить ошибки, которые мы видим у других СМИ, а главное – которая бы по-настоящему работала».

Многие американские и канадские газеты, впечатленные успехом The New York Times, у которой по состоянию на конец 2014 года было 910 тысяч цифровых подписчиков, ввели платный доступ к своему контенту. Большинство предоставляют читателям определенное количество статей бесплатно, после чего, – например, 10 статей в месяц, – предлагают платить за доступ к остальным статьям. Однако критики утверждают, что и The New York Times, и последователи приближаются к критической отметке максимального количества читателей, желающих платить за доступ к «бонусным» статьям.

«Мы, конечно же, изучали опыт других газет по введению платного доступа к контенту, и хотя у них был определенный успех, я бы не сказал, что хоть у кого-то был ошеломительный успех. У большинства из них рост платной подписки остановился либо сильно замедлился»,  – утверждает Пол Сэмин.

В редакции Winnipeg Free Press подсчитали, что подход «оплата за каждую статью» привлечет в первую очередь читателей, не склонных покупать месячную подписку на что-либо. Подавляющее большинство читателей газеты проичтывают в среднем 15 статей в месяц онлайн. Согласно новой системе это будет стоить им 3,15 USD в месяц – это небольшая сумма для читателя, который, если бы ему предложили более дорогую подписку в месяц, предпочел бы ограничиться 10 бесплатными материалами. Компания-владелец издания, FP Newspaper Limited Partnership, надеется, что благодаря нововведению ее доходы от цифровой продукции вырастут в 2015 году на 10-15%.

Впрочем, отмечает Nieman Lab, не стоит забывать, что 21 цент за статью заплатят только те читатели, которые преодолеют психологический барьер и решат платить за новости, зная, что с прочтением каждой новой статьи им придется платить все больше. «Некоторые из читателей перейдут на полную цифровую подписку с неограниченным количеством статей в месяц, другие решат платить за каждую статью, а третьи откажутся давать вам данные своей кредитной карты и будут искать новости в других местах. Соотношение между этими тремя группами покажет, работает ли такая модель, однако сложно себе представить вариант, при котором трафик сайта существенно не упадет», – говорится в статье на сайте Nieman Lab.

Еще до введения оплаты за доступ к контенту газета начала требовать от всех читателей после прочтения двух статей завести собственный профиль на сайте (даже для того, чтобы прочитать статью о введении платного доступа). Когда платные услуги начнут действовать, все зарегистрированные пользователи получат уведомление с предложением добавить к своему профилю данные кредитной карты. Регистрацию начали заранее, чтобы облегчить переход к оплате за контент, а также чтобы в дальнейшем персонифицировать услуги, предлагаемые Winnipeg Free Press. В будущем предполагается, что в зависимости от интересов читателям будут предлагать статьи, которые с большей вероятностью смогут их заинтересовать, а тем, кто посещает сайт несколько раз в день, на первой прокрутке будут предлагать новые статьи, смещая старые, уже прочитанные, вниз. Те, кто уже заплатил за статью, не должны будут платить заново, если в статье появится новая информация. Газета также собирается платить читателям компенсацию, если какая-либо статья им не понравится.

 

Blendle: нидерландские первооткрыватели

Как сообщил в интервью Nieman Lab редактор Winnipeg Free Press Пол Сэмин, на новый подход к платному контенту газету вдохновил пример нидерландского стартапа Blendle. Blendle.nl собирает контент от ведущих нидерландских СМИ и продает их по фиксированной цене за статью, а также предлагает компенсацию за статьи «плохого качества».

Стартап существует уже более года, и в марте удостоился отдельного обзора от издания Business Insider, которое назвало его «надеждой на то, что люди все же будут платить за онлайн-журналистику». Создатели Blendle, 28-летние журналисты Мартен Бланкенстейн и Александр Клёппинг, уже заручились поддержкой и инвестициями газеты The New York Times и издательского дома Axel Springer, которые вложили в стартап 3,8 миллионов USD.

Чтобы воспользоваться услугами сайта либо мобильного приложения Blendle, необходимо зарегистрировать свой профиль и ввести данные кредитной карты. После этого система предлагает вам найти своих друзей (с помощью электронной почты) и подписаться на ведущих «кураторов»: журналистов, экспертов, политиков и т.д. И те, и другие ежедневно делятся отрывками из платных статей, которые они уже прочли, тем самым помогая пользователю сделать выбор в пользу покупки того или иного материала. При каждом клике на заголовок с кредитной карты читателя снимается  небольшая сумма. Если статья не понравилась, то достаточно заполнить форму обратной связи, и недовольному покупателю вернут его деньги.

На лондонской конференции Digital Media Strategies Александр Клёппинг сообщил, что в настоящее время с Blendle сотрудничают основные нидерландские газеты, база подписчиков составляет 200 тыс. человек, около 20% из которых являются постоянными покупателями контента. «Нидерланды – маленькая страна [c населением 16,8 млн человек – прим Mediakritika.by], но даже в ней возможен успех, если ваш продукт по-настоящему привлекателен… Мы объединили все газеты и журналы страны в одну систему и убедили молодых людей платить за журналистику так же, как они платят за музыку и фильмы», –  заявил Клёппинг. По словам создателя сервиса, лишь около 5% прочитанных статей получают запросы на возврат средств. При этом в одной категории статей процент возврата намного выше среднего, и это – статьи с «заголовками-приманками».

Как пишет Business Insider, одной из причин популярности Blendle может быть то, что сайт предлагает доступ к публикациям на голландском языке, а не на английском, на котором одну и ту же статью перепечатывают сотни раз. Однако по словам Александра Клёппинга, «пользователи такого типа существуют в любой стране. Это люди, которым важно, насколько качественным является ваш продукт и насколько легко за него заплатить».

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: