Вы здесь

Общественные кампании с поддержкой медиа: потеря объективности или следование модным тенденциям?

В фокусе

Главный редактор The Guardian Алан Росбриджер в конце срока своих полномочий решил развернуть на страницах издания кампанию против изменения климата.

Одна из самых популярных газет Великобритании, выходящая в онлайн версии для США и Австралии, теперь каждую пятницу будет публиковать на главной странице статьи на тему изменения климата и необходимости отказа от ископаемого топлива. На прошлой неделе The Guardian вместе с экологической организацией 350.org, запустили петицию, призывающую две крупнейшие благотворительные организации Гейтс Фондейшн и Велком Траст изъять их финансовые средства из инвестиций в 200 крупнейших компаний, зарабатывающих на ископаемом топливе. По состоянию на вечер понедельника, 13 апреля, петицию подписали  около 180 тысяч человек.

В своей колонке редактора Алан Росбриджер пишет:

«Одной из причин этой кампании является моя личная. Этим летом исполнится 20 лет, как я являюсь редактором The Guardian. В Рождество я сидел и думал, о чем я могу пожалеть, когда больше не буду у руля исключительного инструмента информации, расследований и продвижения ценностей. Упущений не слишком много, кроме одного: мы не уделили должного внимания огромному, недостаточно раскрытому, но чрезвычайно важному вопросу: изменение климата, возможно, уже в период жизни наших детей может привести к разрушениям и угрозе жизни».

Не удивительно, что The Guardian всерьёз относится к экологической теме. Издание всегда подробно и тщательно освящает проблемы охраны окружающей среды, в том числе, и изменение климата. Для специального раздела работают 7 экологических журналистов и редакторов и 28 внештатных сотрудников. Газета регулярно публикует статьи о международных климатических переговорах, о фрекинге в США и Великобритании, событиях в мире науки. Но эта инициатива предполагает не только увеличение количества статей на экологическую тематику.  

«Я попытаюсь вовлечь лучшие средства The Guardian, чтобы объяснить, что происходит. Мы посмотрим, кто получает субсидии и кто занимается лоббированием. Мы назовем основные источники выбросов парниковых газов и раскроем, кто продолжает в них инвестировать. Мы призовем независимые фонды, университеты, пенсионные фонды и бизнес вывести деньги из инвестиций в компании, которые ставят нас в ситуацию риска», - пишет Алан Росбриджер.

Одна из журналисток, участвующих в проекте, в своем блоге рассказывает о том, что кроме расследований, новостей и аналитики, кампания включает работы художников, выступления артистов, видеоматериалы и подкасты. «Мы хотим, чтобы эта кампания проникла в сердце наших читателей. Мы надеемся не просто рассказать о проблеме, но и вдохновить читателей на действия».

Американское издание Mother Jones называет кампанию The Guardian «неприкрытым активизмом», акцентируя внимание на риторике призыва, c которым выходят публикации.

Джеймс Рандерсон в интервью Mother Jones говорит: «Несколько человек спросили его (Алана Росбриджера), является ли эта кампания лучшим способом использовать голос The Guardian, потому что The Guardian – это журналистика и новости, которые люди могут использовать, чтобы быть в курсе событий. Но Росбриджер ответил, что этим мы занимаемся уже давно и теперь нам необходим новый этап».

Кампания против изменения климата не первая в репертуаре британских газет. В 2009г. перед Саммитом ООН в Копенгагене The Guardian убедила 56 газет по всему миру опубликовать на первых страницах призыв редакции к действию против изменения климата. Лондонский The Times продолжает кампанию за безопасность городских велосипедистов после того, как в ДТП чуть не погиб сотрудник их редакции. Газета уже три года публикует петиции и призывает городские власти поддержать «Город для велосипедистов».

The Guardian является признанным и одним из самых влиятельных мировых изданий, получившим премию Webby Awards как «Лучшее новостное издание» три года подряд в 2005, 2006 и 2007г., опередив The New York Times, The Washington Post, The Wall Street Journal и Variety, а также Пулитцеровскую премию. Однозначная публичная позиция главной редакции с отражением ее на страницах издания может вызвать у читателей, ожидающих, по меньшей мере, видимой объективности и альтернативных мнений, вопросы о качестве и нейтральности информации. Недавно совет директоров «Гардиан Медиа Групп» заявил  о перенаправлении собственных инвестиций фонда в экологически ответственные компании, что должно стать примером для других и подтвердить тем самым вовлеченность и приверженность идее.

С другой стороны, кампания The Guardian против изменения климата - это реакция на события, происходящие в общественной жизни в Великобритании и во всем мире: глобальные марши в защиту климата, собирающие сотни тысяч людей на улицах городов, быстрые перемены на рынке энергетики, где все большую долю приобретают возобновляемые источники энергии, позиции правительств развитых стран в отношении борьбы с изменением климата.  Таким образом, своей позицией газета отвечает мировому тренду, где «зелёные» вопросы живо обсуждаются и набирают популярность. 

О том, что думают в Беларуси об активизме журналистов и допустимости призывных кампаний в информационных изданиях, Mediakritika.by спросила белорусских экспертов

Андрей Александров, редактор «Беларусского журнала»

«Издания и в Британии, и в других странах мира имеют богатый опыт организации общественных кампаний. И это замечательная практика, которая ярко показывает, чем должны являться современные СМИ. Медиа – это не просто беспристрастные поставщики новостей. Они являются органичной частью тех сообществ, для которых работают, общественными платформами, которые не живут в отрыве от общества, а становятся неотъемлемым элементом их жизни. Журналисты не живут в вакууме, они сами являются частью общества, для которого работают. Поэтому абсолютно логично, что их беспокоят проблемы общества, в котором они живут, и они пытаются помочь в их решении».

Андрей Александров писал для Mediakritika.by об опыте индийских газет, которые организовывали сбор зерна для людей, пострадавших от засухи.

«Для проведения кампании в своем издании теоретически не вижу никаких противоречий, но конечно, с практической стороны есть много вопросов: что за кампания и как ее проводить».

Марина Загорская, редактор сайта «Завтра твоей страны»

«На страницах "Завтра твоей страны" я не стану проводить активистскую идейную работу, потому что свою задачу как редактора сайта вижу в предоставлении читателю объективных информационных и аналитических, а не пропагандистских материалов. Но не стала бы отказываться от возможности рассказать, как какая-то организация занимается подобной деятельностью в рамках материала или цикла материалов  с использованием комментариев экспертов, точки зрения противоположной стороны, статистики, дискуссий на страницах издания.

Общественно-политическое издание может и должно информировать своих читателей об общественных кампаниях, которые проходят в стране и мире. Главное - не скатиться в обслуживание кампании и не превратиться в пламенного борца. Однобокий взгляд сужает обзор журналиста, сбивает его внутреннюю шкалу критичности. И, безусловно, в худшую сторону сказывается на качестве информации и подрывает доверие читателей».

Денис Блищ, медиаконсультант, редактор holiday.by, блоггер

«Не бывает изданий без определенной позиции, так или иначе они транслируют то, что одобряет учредитель, поэтому любая активность допустима, если это не противоречит интересам владельца. Я не думаю, что в Великобритании такое поведение главного редактора может сказаться на доверии читателей. Бороться за экологию и модно, и полезно – эту ценность, мне кажется, разделяют многие.

Не бывает такого, чтобы все материалы выпуска нравились всем, поэтому те, кто не согласен, могут их просто пропустить».

Вероника ЧИГИРЬ специально для Mediakritika.by

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: