ОБ АВТОРЕ

Журналист, блогер.

Окончила журфак БГУ в 2011 году.

Журналист. Работает в команде портала мнений KYKY.org, автор Mediakritika.by.

Работала обозревателем по культуре БелаПАН, главным редактором Holiday.by.

Ведет блог

Вы здесь

Я близко подбираюсь к своим героям. В этом есть какой-то мазохизм

Интервью

Результаты самого престижного конкурса белорусской репортажной фотографии «Пресс Фото Беларуси» были озвучены 16 апреля. Имя фотографа, фоторедактора портала TUT.BY Сергея Балая звучало в числе дипломантов чаще остальных.

Он вошел в шорт-лист в восьми номинациях, трижды взяв первое место в категориях «Новости» (синглы), «Новости» (серии), «Традиции» (серии).

Mediakritikа.by встретилась с Сергеем и расспросила о его отношении к конкурсам, обучении фотографии, а также о том, как создаются фотоистории.

«Я участвую в «Пресс-фото Беларуси» уже в пятый раз. Последние четыре года занимаю призовые места. Крайних года, надеюсь, что не последних (смеется). Для фотографа важно не только работать и получать зарплату. Участие в конкурсах дает возможность посмотреть на срез твоего собственного профессионального мастерства. В Беларуси конкурсов не так много. Мир фотографов достаточно тесный, мы все общаемся между собой, но все же интересно посмотреть на работы коллег.

Важно, как оценивает белорусскую пресс-фотографию жюри не из Беларуси. Мы все варимся в своей работе, показываем карточки друг другу, выкладываем их в фейсбук, смотрим их на сайтах, лайкаем, говорим: круто или, наоборот, не круто… Взгляд на твое творчество и на творчество коллег извне тебя переформатирует.

В конкурсах нужно участвовать. Это посыл всем, кто сидит и сомневается: стоит ли подавать заявку. Как говорил Вячеслав Цуранов, который два года назад взял Гран-При «Пресс-фото Беларуси» за серию о заключенных, отбывающих пожизненное заключение, попадание в шорт-лист говорит о признании, ведь ты из большого количества авторов попал в список лучших. Это мотивация. Помимо зарплаты, похлопывания по плечу и лайков в соцсетях.

В «Пресс-фото Беларуси» побеждают не одни и те же. Новые имена звучат постоянно, да и желающих принять участие, думаю, немало. Нужно спросить у оргкомитета, сколько фотографий приходит в заявках. Вопрос лишь в том, кто проходит отбор и попадает в шорт-лист. Очевидно, жюри выбирает фотографии, исходя из собственного восприятия, заданной планки. Иногда трудно понять, почему выбраны те, или иные фото. Но тем больше уважения, когда видишь конечный результат. Или недоумения. Случается и такое.

Владь Гридин и Сергей Балай (справа) после церемонии вручения дипломов

Что касается людей, которые попадают в шорт-лист из года в год… Это неудивительно, в белорусских СМИ работает много профессионалов фотографии. Но ротация в конкурсе отчетливо прослеживается. В первые годы побеждали наши зубры, агентские фотографы: золото взял Виктор Драчев со своими чернобыльскими фотографиями. А в следующем году «выстрелил» Сергей Гудилин, который привез великолепную армейскую историю, завоевавшую Гран-При. В конкурс постоянно приходят новые имена, но в любом случае будет и процент тех, кто забирает призы в конкурсе из года в год.  Потому что фотографы  работают, ищут темы, ездят по стране, снимают фотоистории… Если фотограф растет в профессиональном плане и участвует при этом в конкурсах, неудивительно что он попадет в шорт-лист и в число призеров.

Когда я подавал работы на «Пресс-фото Беларуси» первый раз, то попал в шорт-лист, а в число финалистов не вошел. Я расстроился довольно сильно, но это был первый год, когда я переехал в Минск и начал работать. Понадобилось время, чтобы пересмотреть свои подходы к фотографии. По возможности старался учиться, посещать мастер-классы, которые проводились в Минске. К нам приезжали Сергей Максимишин, Андрей Поликанов, Юрий Козырев, Георгий Пинхасов. Благодаря таким встречам, если ты мотивирован, меняется взгляд на фотографию и подходы к ней.

На конкурсах свет клином не сошелся. Если не попал в шорт–лист или в финалисты, это прекрасная возможность остановиться и посмотреть на свою работу со стороны. Все в порядке, но нужно изменить угол зрения на фотографию в целом, на свои подходы к работе, выбору темы, реализации проекта. Фотография не стоит на месте. Есть актуальные тенденции. Есть фотографии, которые невозможно понять без длинных описаний. Есть репортажные фотографии, которые вообще можно не подписывать. Есть фотоистории, из контекста которых не стоит вырывать отдельные кадры. Они смотрятся хорошо, когда объединены общей концепцией, историей. Все зависит от жанра, в котором человек работает. Фотографу нужно иногда менять точку зрения, формат, технику, методику, искать что-то новое.

Масленица в Минске. Фото Сергея Балая, занявшее второе место в номинации "Традиции"

Фоторепортер и фотожурналист – не одно и то же. Фоторепортер занимается репортажной событийной съемкой. А фотожурналист более сосредоточен на поиске тем, которые ему интересны.

 Так получаются фотоистории, проекты растянутые во времени. В принципе, историю и за один день можно снять. Александр Васюкович с «Одним днем молодой мамы» это прекрасно показал. Проект снят за сутки. Но это фотоистория, фотожурналистика. Чем отличается новостная фотография от фотопроекта, растянутого во времени? Мы приходим на событие и примерно знаем, что будет происходить. «Чарнобыльскі шлях», например. Будут флаги, колокол, лидеры оппозиции, “молодофронтовцы” в масках, будут что-то кричать. Потом шествие, милиция, возможно задержания активистов. Это те основные точки, которые фоторепортер обязательно снимет. Фотожурналист будет искать в этом шествии историю, например конкретного участника, или того самого чернобыльского набата.

Когда фотограф говорит, что хочет изменить мир, думаю это трудно сделать. Мы живем в XXI веке, у людей толстая кожа ее очень трудно пробить. Я могу судить по результатам World Press Photo нынешнего года, когда Гран-При досталось не Украине, не Эболе, не глобальным конфликтам, где было очень много крови и жертв. Гран-При досталось социально острой теме, но без войны, страданий и крови. История о представителях сексуальных меньшинств получилась отличная, но традиционные новостные акценты в фотожурналистике смещаются. Последние два года «золото» присуждается не фотографиям военных конфликтов, а вполне мирным, хоть и остро актуальным проектам.

Фотограф снимает фотоисторию на тему, которая волнует лично его. Увидеть историю про людей, которые на время Чемпионата мира по хоккею загремели в тюрьму можно, если ты погружен в тему. Общие знакомые, информация в СМИ, обоснование темы. Все активисты, которых «закрыли» на время ЧМ по хоккею, отсидели так называемые «сутки», но сложив их вместе понимаешь, что в сумме – это почти два года, вырванных из жизни. Максим Сарычев нашел гениальный ход (победил в «Пресс-фото Беларусь 2015» за серию «598 украденных дней» о людях, которые были задержаны и посажены в тюрьму во время ЧМ по хоккею в Минске – А.П.). Сама идея, которая объединяет его героев, очень правильная. Наверное, снять лучше Чемпионат мира никто не додумался.

Главное, чтобы у человека было видение того, что и как он хочет снимать. А технику всегда можно под себя подстроить. Иногда незнание технических аспектов фотографии является для фотографа поиском своего авторского стиля. Я недавно закончил вести в БАЖе двухмесячный курс фотографии и мы со студентами вообще не концентрировались на технике. Мы говорили о том, как создавать фотоистории: что смотреть, как видеть, как искать и что ловить. Стоит для себя определиться, чем вы хотите заниматься: фотожурналистикой, арт-фотографией, портретной, рекламной съемкой… А потом уже выбирать, куда и к кому идти учиться. В фотографии не работает принцип: чукча не читатель, чукча писатель. Здесь нужно смотреть и пропускать все через себя.

С приходом в качестве фоторедактора на TUT.BY моя жизнь почти не изменилась. Я занимаюсь любимым делом. Я всегда стремился к фотографии. Так получалось, что на предыдущих работах мне нужно было писать. Я пишу неплохо, но все же фотожурналистика мне интереснее и ближе. Я выбрал визуальный язык давным-давно и всегда к этому стремился. TUT.BY дал мне возможно делать то, что я люблю: выбирать фото, редактировать снимки, расставлять их в тексте, чтобы получать историю. Меньше фотографировать я не стал. Даже по «Пресс-фото Беларусь 2015» это видно. Фото, которые попали в три номинации, я сделал на три месяца работы здесь. Что еще добавить?

Мне интереснее снимать не просто репортажи, а искать героя и проживать с ним жизнь. Я всегда стараюсь максимально близко подобраться к своим героям. В этом, наверное, есть какой-то мазохизм, потому что я не выбираю простые темы. Но мне интересно погружаться в мир своих героев, потому что за слабостью и уязвимостью ты быстрее увидишь человека. В этом случает ты ничего не придумаешь, но увидишь то, что другие не смогут разглядеть. Пока я ищу темы только в Беларуси, здесь их при желании можно найти очень много. Мы живем в Минске, но не видим то, что происходит у нас под носом. Приезжает итальянский фотограф и снимает наш подпольный лицей, о котором мы все знаем!..

Работа над такими сложными проектами, а также преподавание - это очень непросто, потому что ты отдаешь всю свою энергию. Подпитываюсь в семье: у меня жена, дочка. Это то, что меня держит на плаву. А так же то, что я фотографирую для себя. Мне это просто нравится.

Фото Ирина Дайнакова

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: