ОБ АВТОРЕ

Журналист-международник.

Магистр Школы журналистики Колумбийского университета (Нью-Йорк), специализация "политическая журналистика".  (2011).

Выпускница факультета журналистики Белорусского государственного университета (2003).

Редактор приложения "Европейский вектор" еженедельника "Белорусы и рынок". Сотрудничала с Европейским радио для Беларуси (Еврорадио).

Ментор в программе "Медиасоседство", реализованной конcорциумом под управлением BBC Media Action

Член Белорусской ассоциации журналистов.

Вы здесь

«Заклятые друзья» журналистики

Тренды

До недавнего времени Google и Facebook твердо отстаивали позицию, которая заключалась в том, что они не являются издателями и не хотят активно заниматься журналистикой. Однако ситуация стремительно меняется. О новой политике ведущих мировых Интернет-сайтов пишет директор Центра цифровой журналистики Колумбийского университета Эмили Белл.

Компания Google, восемь крупнейших издателей Европы и несколько коммерческих организаций создают партнерскую сеть, заявленная цель которой — поддержка качественной журналистики.

Этот пакт между ведущими издателями прессы и ведущими Интернет-платформами вызван отчаянием со стороны издателей и надеждой на новые возможности со стороны технических гигантов. Можно не сомневаться, что в результате гибрида этих компаний появятся крупнейшие новостные ресурсы мира. Недавний отчет Pewо состоянии СМИ продемонстрировал быстрый рост потребления новостей на мобильных устройствах, а также то, что почти 40% прибыли от рекламы на этих устройствах получает Facebook.

Google довольно долго изучала плюсы и минусы издательского дела. С одной стороны, издание прессы позволяет получить защиту, которую дает Первая поправка к конституции, но с другой — это очень затратный бизнес. Но по мере ужесточения регуляторного режима в Европе, где власти пытаются контролировать Google, компания решила поближе познакомиться с издательскими домами.

Новое соглашение предполагает, что компания поддержит несколько инициатив. Будет создан фонд поддержки инноваций размером в €150 миллионов, который будет стимулировать «новые подходы к цифровой журналистике», разработку продуктов, «сфокусированных на приложениях, видео, рекламе, анализе данных, платной журналистике и помощи Google News», а также экстра-гранты на научные исследования и образование.

Европейские издатели, присоединившиеся к альянсу, включают в себя Les Echos из Франции, FAZ и Die Zeit  из Германии, NRC Media из Нидерландов, El Pais из Испании, La Stampa из Италии, FinancialTimes и The Guardian из Великобритании. Google утверждает, что к альянсу может присоединиться любой желающий.

Хотя с точки зрения заявленных средств и целей новый союз не кажется особенно значимым, на самом деле, чрезвычайно значимым является изменение отношений между компаниями из Кремниевой долины и издателями новостей.

Google посылает миру четкий сигнал, что хотя там и не работает (пока) много журналистов, компания все же воспрнимает себя как активного участника новостного бизнеса, а не платформу, на которой случайным образом отображаются новости. Компания хочет влиять на то, как формулируется и потребляется журналистика. На встрече в Давосе команды издателей СМИ и менеджеров Google основной жалобой издателей было то, что Google часто знает больше об издательских домах и их клиентах, чем знают сами издательским дома. Данные о том, кто и что читает и смотрит, принадлежат Google, которая продает их рекламодателям. В конце концов оказалось, что Google не против того, чтобы улучшить качество журналистики, тем самым улучшая качество собственных услуг, а издатели смогли убедить компанию, что достичь этого можно, только помогая их бизнес-модели.

При этом Google открыто признается (как минимум, в частных беседах), что одной из причин, по которой компания решила помочь издателям, является ужесточение правового поля в Европе, которое часто лоббируется как раз-таки этими же издателями. Доминирование Google на рынке поисковых услуг изучаетЕвропейская Комиссия. В прошлом году Европейский суд потребовал от Google применять к европейским гражданам «право на забвение». Поэтому компания нуждается в дружеской поддержке в Европе. А СМИ, в свою очередь, нуждаются в помощи в переходе от современных технологий к будущим.

В марте компания Facebook также сообщила, что ведет переговоры с рядом американских СМИ, включаяThe New York Times, National Geographic и Buzzfeed, о том чтобы размещать их видео и тексты на своем сайте. Это — попытка конкурировать с cервисом мгновенных сообщений Snapchat, который с помощью канала Discover обеспечил огромный приток аудитории к таким СМИ, как Daily Mail, Cosmopolitan или ESPN. Недавно Snapchat нанял на работу директором отдела новостей бывшего сотрудника телекомпании CNN Питера Хэмби.

Редакторы СМИ, которые ведут переговоры с Facebook (ни один из которых не согласился, чтобы его цитировали «под запись»), утверждают, что в самих редакциях  никто не хочет изменений, но все боятся, что если они не вступят в переговоры с компаниями, контролирующими доступ к аудиториям, то останутся без выручки. Плюсом сотрудничества с Facebook будет привлечение большей аудитории, минусом — растущая зависимость от сайта, на который издатели никак не могут повлиять и о котором мало знают.

На Международном фестивале журналистики в итальянской Перудже в середине апреля глава отдела Facebook по взаимодействию с новостными организациями, Энди Митчелл, заявил, что Facebook не будет заниматься издательским бизнесом. Однако в реальности происходит обратное. Когда профессор Лондонского университета Джордж Брок спросил Митчелла о том, чувствует ли Facebook ответственность за свою новостную ленту, представитель социальной сети заявил, что его интересует только «улучшение восприятия пользователем». Брок ответил, что отказ признать ответственность является оскорблением в адрес аудитории.

Является очевидным, что между компаниями, которые производят новости, и компаниями, которые предоставляют площадку для этих новостей, при этом отрицая свою вовлеченность в издательский бизнес, завязываются все более тесные  отношения. Система отбора новостей, применяемая Facebook, привлекает все больше внимания. Заменят ли эти закрытые системы инфраструктуру вещательных и регулируемых СМИ? Как можно добиваться подотчетности обществу от коммерческих платформ?

Еще один важный вопрос, который следует задать Facebook и Google: «Кто несет издательские риски в этом новом мире?» Если на статью зашли, кликнув на линк, то компания, перепечатавшая этот линк, несет только ограниченный риск при изменениях в контенте этой статьи.  Но что если между издателями и компанией существует четкое соглашение по перепечатке материалов на этой платформе? Кто несет ответственность за защиту и поддержку журналистики в этом случае? Когда я задала этот вопрос представителям Facebook и издателям, мне ответили, что «эти вопросы еще прорабатываются».

После выслушивания представителей обеих сторон в течение долгих недель я четко поняла только одну вещь: никто не знает, к чему приведет новое более тесное партнерство, - пишет Эмили Белл. В интервью сайту Колумбийской школы журналистики журналистка, специализирующаяся на Кремниевой долине, Кара Свишер, заявила: «Сначала они прикормят вас, а затем, когда вы станете зависимыми от их трафика, начнут брать с вас деньги. Это плохая идея».

Может быть, она права, однако проблема для издателей заключается в том, что 30 процентов взрослого населения США уже считают Facebook источником новостей, а попадание в Snapchat Discover может в десять раз увеличить ваш трафик. Какая бизнес-модель может сработать, если избегать сотрудничества с Facebook и Google?

Если редакции будут сотрудничать с Интернет-гигантами, то им нужно будет задуматься, насколько сильный контроль за контентом будет осуществляться со стороны этих платформ. Не секрет, что для многих пользователей Facebook «хорошо воспринимаемым» контентом является тот, который не слишком долго загружается на их телефоне. Редакционная же политика многих изданий часто намеренно жертвует скоростью загрузки при публикации интерактивных, хорошо отформатированных статей. Если аудитория новостей и дальше будет мигрировать на мобильные социальные платформы, тогда Facebook, Snapchat иWhatsApp будут отбирать к показу то, что «срабатывает», а не более «медленные» материалы. В таком случае СМИ придется адаптировать редакционную политику к требованиям платформ, а не наоборот.

В этом и заключается тревожный сигнал для СМИ. Трафик, который приходит на ваши материалы, ваши каналы взаимодействия с аудиторией и даже состав ваших редакций изменятся из-за новой расстановки сил. Отсутствие подробной информации о том, как работают алгоритмы и системы этих онлайн-платформ, не может быть ценой за рост рекламной выручки. Если контроль за распространением и передачей новостей переходит к коммерческим компаниям, то следует помнить, что их интересы и цели часто отличаются от целей и интересов журналистики. Что может стать альтернативой, пока неясно, однако СМИ должны взять на себя большую ответственность за то, как их контент распространяется на сторонних платформах, и создавать собственные платформы. Непонятно только, как журналисты найдут на это время или ресурсы, когда «заклятый друг» уже стоит у ворот. 

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: