Вы здесь

Создавайте уникальные авторские заголовки

В фокусе

На сайте Верховного Суда Республики Беларусь в рубрике «Вопрос-Ответ» появились разъяснения юристов касательно некоторых вопросов авторского права.

В частности, специалисты пояснили, является ли заголовок объектом авторского права и каким образом в законе об авторском праве урегулированы вопросы соавторства.

Mediakritika.by приводит полные ответы на вопросы, волнующие многие редакции.

 

Является ли заглавие (заголовок) произведения объектом авторского права и будут ли нарушены права автора, если заглавие стало объектом посягательства? Например, две разные статьи двух разных авторов имеют один и тот же заголовок. Ведь в эпоху интернет-технологий и технологий sео-бизнеса зарабатывает больше тот, чьи сайты поисковики ставят в самые верхние позиции списка. И заголовок стал играть роль не только и не столько сути, главной темы самого произведения, как скорее инструмента по продвижению интернет-сайта.

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 17.05. 2011 года № 262-З

1. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведений, а также способа их выражения.

2. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и др.);

- устной (публичное произнесение, публичное исполнение и др.);

- звуко- или видеозаписи (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и др.);

- изображения (рисунок, эскиз, картина, карта, план, чертеж, кино-, теле-, видео-, фотокадр и др.);объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и др.);

- электронной, в том числе цифровой;

- в иной форме.

3. Часть произведения (включая его название), которая обладает признаками, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права.

Как видим, законодатель допускает возможность отнесения названия произведения к объектам авторского права при определенных условиях – если оно является результатом творческой деятельности (обладает творческой новизной, уникальностью, оригинальностью и неповторимостью) и может использоваться самостоятельно (неразрывно связано в нашем сознании с самим произведением, комплексом его образов и персонажей и с личностью самого автора).

Большое значение для определения сущности правовой охраны произведений имеет принятое в юридической литературе выделение у произведений «юридически безразличных» и«юридически значимых» элементов. Наиболее глубоко эта проблема исследована в работахВ.Я. Ионаса.

К юридически безразличным, т.е. неохраняемым элементам произведения художественной литературы, были отнесены тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание. В теории литературы эти элементы называют содержанием произведения. Их заимствование не является нарушением авторского права.

К юридически значимым (охраняемым) элементам относятся образы и язык произведения.

К содержанию произведения, которое как таковое не охраняется нормами авторского права, отнесен и такой элемент произведения, как его название (заглавие, заголовок).

Самостоятельную правовую охрану как объект авторского права название приобретает лишь в том случае, если является оригинальным и отражает творческую самобытность автора. Посягательство на такое название произведения будет свидетельствовать о нарушении прав автора произведения.Если же продолжить мысль автора вопроса и повести речь о заглавии, как инструменте увеличения посещаемости сайта интернет-СМИ, то, в первую очередь, именно заглавия на сайте являются основным источником информации для читателей. Заглавия – это первое, что видит пользователь на сайте, поэтому очень важно названием привлечь внимание читателей. Постатистике 60-80% пользователей вообще не читают тексты статей или новостей, а ограничиваются чтением лишь заглавий, получая из них необходимую информацию. Они заходят в сеть для оперативного получения необходимой информации, поэтому большинство из них не станет открывать страницу, если ее заголовок не заинтересовал и не дает четкого ответа на вопрос, о чем она.

Популярной статью печатного либо электронного СМИ делают не только интересная тематика и красивый слог. Большинство журналистов, редакторов интернет-изданий считает, что успешности публикации, конечно, при высоком качестве ее содержания, во многом способствует и хорошо подобранное название. С такой точкой зрения нельзя не согласиться. Это особенно важно для электронных СМИ, которые в отличие от печатных СМИ выполняют не только информативную функцию, но и влияют на посещаемость онлайн-СМИ и улучшение результатов поисковой выдачи сайта. Притягательные и привлекающие внимание заглавия позволяют увеличить трафик на 500%.

В печатном СМИ заголовок тесно связан с фотографиями, подзаголовками и всем текстом статьи. Читатель видит весь текст и в нем можно, остановив взгляд на актуальном и знакомом слове, прочесть всю статью. На экране же компьютера видно ограниченное количество информации, поэтому читатель может обойти материал вниманием, если заглавие покажется ему недостаточно интересным. В этой связи, кроме стандартных правил и приемов написания заглавий для печатных СМИ, заглавия для онлайн-материалов имеют свои особенности: они должны учитывать психологию пользователей сети и максимально отвечать популярным читательским запросам, быть информативными, лаконичными, содержать основные ключевые слова и т.д.

В результате проведенного мониторинга к наиболее эффективным и привлекающим внимание, обеспечивающим материалу высокую популярность, стимулирующим работу головного мозга читателей были отнесены заголовкиумеющие удивлять и шокировать; вопросительные заголовки, заставляющие задуматься над возможным вариантом ответа, способные разбудить любопытство и заставить сопереживать; заголовки, начинающиеся с вопросительного слова «как», оказывающие воздействие на подсознание человека на более глубоком уровне; заголовки, в которых использовались числа и цифры, дающие читателям определенные гарантии, предсказуемость и стабильность, четкость и убедительность; заголовки, адресованные читателю и целевой аудитории и фокусирующие мозг на решении определенных задач; заглавия, указывающие на конкретные факты описательного характера, вместо общей размытой информации, содержащие в себе конкретные данные, дающие большую ясность информации, заставляющие понять смысл и принцип работы вещей и процессов.

Специалисты по поисковой оптимизации (SEO) рекомендуют использовать в заглавиях активные глаголы и сообщать о том, что уже произошло, логическое ударение (важнейшее слово сообщения) размещать в начале заголовка, избегать излишней детализации, применять штампы, свойственные заголовкам интернет-материалов.

Как видим, необходимо постоянно искать все новые техники и приемы, чтобы заставить заглавие работать и привлекать внимание читателей. Заглавие любого произведения следует тщательно продумывать, плодотворно и творчески поработать над ним, чтобы оно отличалось новизной, творческой уникальностью, неповторимостью и оригинальностью. Лишь в таком случае заглавие станет самостоятельным объектом авторского права и приобретет самостоятельную правовую охрану и защиту.

 

Каким образом урегулированы вопросы соавторства в Законе «Об авторском праве и смежных правах», вступившем в силу 1 декабря 2011 года, по сравнению с Законом от 16 декабря 1996 года?

С 1 декабря 2011г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 17.05. 2011 года № 262-З и утратил силу одноименный Закон от 16 мая 1996 года, который более 15 лет регулировал общественные отношения, возникающие в связи с созданием произведений науки, литературы и искусства.

Права соавторов в отношении созданных произведений в определенной степени были урегулированы статьей 9 ранее действовавшего Закона. В Законе 2011 г. по-прежнему авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух и более лиц,принадлежат авторам совместно. И не имеет значения, образует ли это произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение и может использоваться самостоятельно. Если между авторами нет иной договоренности, каждый из них вправе использовать созданную им часть произведения, независимую от других частей этого произведения, по своему усмотрению. Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных на то основанийзапретить использование произведения.

Вместе с тем статья 9 о соавторстве в новом Законе дополнена и рядом существенныхположений. Одно из них направлено на защиту авторского коллектива от случайный людей, без достаточных оснований претендующих на статус соавтора.

С целью разграничения соавторов и лиц, оказавших им содействие в создании произведения, она дополнена указанием о том, что не признаются соавторами лица, способствовавшие созданию произведения путем оказания помощи технического, административного или финансового характера.

Иначе говоря, на соавторство не вправе претендовать лица, осуществляющие, например, редакторскую правку текста, вычерчивание схем и графиков, разработчик сайта, который помог разместить статью автора на сайте и донести ее до масс, следователь, давший консультацию автору криминального романа по поводу правильности проведения следственного эксперимента и фиксации его результатов, научный руководитель дипломной либо курсовой работы студента, дающий советы и вносящий коррективы в работу. На включение в авторский тандем не вправе претендовать и лицо, оказывающее спонсорскую финансовую поддержку по созданию произведения.

В новом Законе прописано право каждого из соавторов самостоятельно принимать меры по защите авторских прав против их нарушения любым пользователем, независимо от намерения другого соавтора, в том числе и в случае, когда созданное авторами произведение образует единое целое.

Для авторского коллектива важное значение имеет вопрос правильности распределения дохода от совместной деятельности. Порядок распределения дохода Закон также регламентировал, указав, что доходы от совместной деятельности распределяются поровну, если договором между соавторами не предусмотрен иной порядок. А иной порядок может содержать размеры подлежащих выплате гонораров с учетом величины доли творческого вклада каждого из соавторов. Кроме того, по новому Закону право на использование произведения в целом принадлежит авторам совместно, однако в договоре они вправе предусмотреть и иной порядок использования произведения.

 

 

В какие сроки должны быть рассмотрены исковые заявления или жалобы в судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности?

В соответствии со статьей 157 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь гражданские дела с участием национальных заявителей должны рассматриваться в судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности по первой инстанции не позднее двух месяцев со дня поступления заявления в суд.

Дела по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе с участием национальных заявителей должны рассматриваться не позднее месячного срока со дня  поступления жалобы в суд (статья 355 ГПК Республики Беларусь).

Дела с участием иностранных граждан, проживающих за границей, и иностранных юридических лиц подлежат рассмотрению не позднее одного года со дня поступления заявления в суд.

 

В каком порядке может быть обжаловано решение судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности?

В соответствии со статьей 399 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь судебные постановления судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, вынесенные по первой инстанции, вступают в законную силу немедленно после их провозглашения и обжалованию гражданами (юридическими лицами) в кассационном порядке не подлежат.

Вместе с тем на данные судебные постановления могут быть поданы надзорные жалобызаинтересованными в исходе дела лицами, а также лицами, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением.

При этом следует иметь в виду, что надзорная жалоба может быть подана в течение трех лет со дня вступления в законную силу судебного постановления (статья 437 Гражданского процессуального кодекса).

 

Координатор рубрики — заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, председатель судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь Жанна Борисовна Шкурдюк.

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: