Вы здесь

Саша Романова: Читатель – не котик

В фокусе

На прошлой неделе в ЦЭХ прошла «открытая летучка» с редакцией KYKY.ORG. Это вторая оффлайн-встреча в рамках проекта, организованного 34mag.net при поддержке « Пресс-клуб Беларусь».

Редактор Саша Романова говорила о философии онлайн-журнала, об авторах, острых темах, профессиональных страхах. Разогнала любимые «телеги». Ответила на вопросы аудитории, пытающейся выяснить, есть ли у KYKY благородная миссия. Публикуем самые яркие высказывания этой встречи.

 

Об интеллектуальном таблоиде и Facebook

У нас большая планерка каждый понедельник.

Последние полтора года я делаю онлайн-журнал о жизни, ее героях, бизнесе, культуре и сексе.

Священное понятие для любого издания – его уникальная аудитория. Часто интересуются: в двух трех словах расскажите, как вы характеризуете то, что делаете? Я говорю: «интеллектуальный таблоид». Эти взаимоисключающие понятия наиболее точно отражают то, что мы делаем.

Когда ты долго делаешь журнал, то начинаешь пилить аудиторию на типы. Есть три типа читателя – руководитель бизнеса, творческий работник и гик-стартапер. Если не делить, то выйдет контент для тех, кто действует и принимает решения. Другими словами – лидеров мнений. Их определить помогает, в том числе, и Facebook, где в комментариях спорят не на жизнь, а на смерть.

Просмотры у нас бывают очень крутые. Вследствие чего можно утверждать, что белоруса не интересуют какие-то сухие новостные сводки. Ему интересны мнения. KYKY.ORG – это портал мнений. Закономерный вопрос – кто эти мнения читает и чье мнение мы публикуем. Здесь я могу разогнать свою любимую «телегу» про то, что есть две Беларуси, которые не пересекаются. Есть «Беларусь официальная», и есть «Беларусь андеграундная», живущая по своим законам, – с европейскими образованными людьми, «не памяркоўнымі», которые что-то хотят сделать. Так вот, мы пишем для второй категории.

Сколько таких людей? Мне самой интересно. Но если начать считать, это значит, что мы остановились. Когда я только пришла на проект, уникальных просмотров было примерно 1,5 тысячи в день. Сегодня стабильно – тысяч 8-10. Это количество растет. У нас был даже свой миллион, когда под Новый год выстрелил текст «Бестактность наших дней».

 

Об ошибочном пренебрежении

Каждый день мы публикуем 3-4 текста плюс 5-10 новостей. В выходные работать сложно. Но субботу и в воскресенье мы публикуем по два текста. Считается, что люди в выходные не читают Интернет. Это неправильно. На самом деле трафик падает всего лишь на процентов 30. Есть люди, которые только в выходные залазят на сайт. Пренебрегать ими нельзя.

После перезагрузки мы хотели отказаться от рубрикатора в новом дизайне. Потому что это деление условное. Берешь тему, пишешь материал, а потом не знаешь, куда его запихнуть. Но мы не придумали, как от этого уйти. Поэтому рубрики остались.

 

О колумнистах-донорах

Это наши колумнисты. Такая братская могила. Их очень много.

Часто бывает так. Ты просишь у писателя или просто умного человека: напиши колонку. Он абсолютно не знает, что ты вообще от него хочешь. Мне это не очень нравится. Редактор должен гораздо жестче направлять колумниста. Колонки – это самое сложное. По себе знаю. Это просто как руку резать и кровь выдавливать. Быть донором постоянно сложно, поэтому колумнисты меняются, приходят новые, некоторые берут передышку.

Я люблю брать колонки из Facebook – некие эмоциональные высказывания. Так выходит рубрика «Пост дня». Чаще всего это связано с какой-то новостью. Что-то произошло, лидер мнений высказался, мы спрашиваем у него разрешение, публикуем. И результаты просто потрясающие.

 

Об интересах читателей

Я выбрала пять больших направлений, которые всегда работают. Это национальная идентификация (мое любимое); белорусы, которые занимаются своим делом; проблемы, касающиеся каждого жителя; блог «сильные персоналии»; секс и прочий фан.

 

О бесполезном страхе

Я сформулировала пять пунктов философии того, как я понимаю журналистику в том виде, какой она есть на KYKY.ORG. Главное – не бояться. Есть у меня история. Я как-то делала мужской журнал «Доберман». Приехали к нам фотографы Юля и Давид. Вы можете себе представить,  что такое быть фотографом в Израиле? Ты фотограф на войне, в общем. Очень клевые люди. У них на фотоаппаратах логотипы были заклеены пластырем. У Юли на пластыре было написано «no fear» (нет страха). У Давида было написано «Х..Й». Если мы говорим про журналистику, то подход должен быть примерно таким: no fear. Ты идешь и просто кладешь то, что написано у Давида, на всё, чего ты боишься.

Так вот, нужно не бояться тем, сюжетов и мнений. Когда ты начинаешь писать, перед тобой белый лист. Ты не думаешь заранее о  том, что скажет комментатор.

Быть открытым и жадным до информации. Не останавливаться на том, чтобы сделать какой-то минимум. Не бояться выглядеть смешно и непрофессионально.

Не убивать эмоцию текста. Есть такой подход, когда нам кажется, что мы должны просто литературу делать, писать так, как писал Антон Павлович.  Но это неправильно.

Быть режиссером жизни, а не ее патологоанатомом. Все убивание живого текста я воспринимаю как препарирование.

 

О внутреннем цензоре

Когда не боишься, тебя может понести. Нас тоже часто несет. Нужно понимать, где грань. Не переходить черту, не переходить на личности, хотя иногда очень хочется. Внутри должен быть цензор.

Не воспринимать рекламодателя как дойную корову, которая ничего не понимает. Мы никогда не печатаем просто релизы с картинками. Мы запариваемся.

 

О журналистике и перерождении

Часто говорят, что KYKY.ORG – не журналистика. Я почти каждый день слышу это, и у меня возникает внутренний протест – а что такое журналистика? То, что делалось 20 лет назад? Лонгриды и поездки на войну? Все так быстро меняется в мире. Законсервировать какое-то понятие журналистики и делать только это – неправильно. Это ошибка. Такой контент читать не будут. Нужно всегда думать, как извернуться.

Мы не должны относиться к читателю, как к котику, которого чешешь за ушком и ждешь, что он заурчит. Нужно каждый день задевать за живое и ждать взорвется он или нет.

Если ты работаешь с людьми, ты за них должен стоять горой. Проблемы нужно решать. У нас в редакции есть шутка: если на неделе никто не грозится подать в суд, г..вно была неделя.

Вопрос из зала:

– Я так и не услышала о миссии проекта, есть ли какие-то благородные цели?

– Мы же не церковь.

Философия журнала: писать обо всем, что выбивает табуретку из-под зада.

Это живой процесс. Журналистика живет один день. Завтра снова новый день и нужно думать, чем жить сегодня, а завтра все по-новому. Ты как будто каждый день рождаешься заново. Таков цикл профессии. И это нормально.

 

Анна Шафелюк специально Mediakritika.by

Фото KYKY.ORG

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: