ОБ АВТОРЕ

Окончила факультет журналистики БГУ, Высшую школу журналистики им. М. Ваньковича в Варшаве.

Работала корреспондентом в "Газете Слонімскай", журналистом в онлайн-проекте Ximik.info, была автором и ведущим программы "Асабісты капітал" на телеканале "Белсат".

С 2010 года  координатор кампании ОО "Белорусская ассоциация журналистов" - "За якасную журналістыку".

Член Правления БАЖ.

Руководитель проекта Mediakritika.by

Вы здесь

Колонка редактора: ниже плинтуса

Однажды мне очень нужна была работа. Хоть какие-то деньги, чтобы не чувствовать себя нахлебницей. И я решилась на сотрудничество с женским изданием. Никогда до и никогда после мне не приходилось писать таких странных текстов на грани журналистики, литературы и пиара.

А темы! Задания от редакции были одно краше другого. Помнится, пришлось писать о моде на интимные прически. Можете себе представить, чего только не прочитала, пока изучала вопрос.

Счастлив тот журналист, которому ни разу не приходилось краснеть за свою работу. Будь то ошибки в тексте, фактах или в целом подработка на не самых лучших работодателей. В условиях ограниченного белорусского рынка риск «вляпаться» в подобные «извращенные» трудовые отношения, в которых журналистская работа приобретает элементы БДСМ,  особенно высок.

История с интимными прическами вспомнилась мне не случайно: на прошлой неделе коллеги активно обсуждали в соцсетях вопрос о стыдной работе журналиста.

Сначала Франак Вячорка в своем аккаунте поднял вопрос сотрудничества белорусских журналистов с российскими пропагандистскими медиа, потом наша коллега в Берлине Жанна Кремер рассказала о подвернувшейся возможности работать на популярный ресурс, работающий в стиле «вы не поверите, что случилось потом!»

В комментариях под обоими записями в Фэйсбук собралось немало сторонников и противников такой журналистской работы. Приводились традиционные аргументы о «кушать хочется» и «имя дороже», говорилось о том, что единожды ступив на скользкую дорожку, «фарш невозможно прокрутить назад». Разумеется, большинство коллег говорили о том, что заниматься «несерьезной журналистикой» - если не позорно, то, по крайней мере, не достойно профи.

Оставив за скобками откровенную ложь, лицемерие и политическую пропаганду, которой не брезгуют коллеги (при чем не только те, кто работает на российские медиа, но также представители независимых СМИ), отмечу, что журналистика она не только об экономическом кризисе в Греции или очередных недо-выборах в Беларуси бывает.

И когда потребитель любит глянец, то кто-то в этом глянце должен работать. И если вы хоть раз в жизни кликали на ссылку «ты не поверишь!» или «похудеть за 10 секунд», то кто-то создал этот контент. И, возможно, это был не прыщавый юнец, которому нужны деньги на вечеринки или опыт для будущей серьезной работы. Иногда созданием этого контента занимаются коллеги с опытом, попавшие в сложную ситуацию, либо давно и успешно работающие на солидные издания, которые считают возможным платить своим авторам копейки.

Да, журналистикой такую работу назвать сложно, имя ей копирайтинг. И не тексты коллеги пишут, а контент создают. Но однозначно опускать их ниже плинтуса, заявляя, что такие журналисты никогда больше не смогут подняться на одну ступеньку с теми, кто «не предал идеалы» - все же чересчур.

Что касается журналистов, связавших свою профессиональную деятельность с пропагандистскими медиа, то и здесь, на мой взгляд, не все так однозначно. В конце концов, процесс люстрации, прошедший во многих странах Восточной Европы, - не выглядел как огульное осуждение и поголовная раздача черных меток. Каждого судили по делам его. В нашем случае, еще и по текстам нашим…

 

Ссылка по теме:

Сергей Гармаш: когда журналист не продается, он больше стоит

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: