ОБ АВТОРЕ

Журналист, блогер.

Окончила журфак БГУ в 2011 году.

Журналист. Работает в команде портала мнений KYKY.org, автор Mediakritika.by.

Работала обозревателем по культуре БелаПАН, главным редактором Holiday.by.

Ведет блог

Вы здесь

Авторское право: как не стать вором и стоит ли овчинка выделки?

Интервью

На какие тексты распространяется закон об авторском праве? Можно ли «прихорашивать» чужие статьи, перепечатывая их на своем портале? Какие существуют механизмы защиты авторского права? Как доказать, что именно вы – автор произведения?..

О наболевших вопросах, которыми задаются белорусские журналисты и редакторы, Mediakritika.by побеседовала с юристом, директором и управляющим партнером компании RAIDLA LEJINS & NORCOUS, главным редактором сайта Jurcatalog.by Ильей Латышевым.

 

Почему журналист не идут в суд? Деньги, время и нервы

– Авторское право в журналистике идет рука об руку с этическими стандартами. Если вторые – продукт процесса саморегулирования, то защита права автора на произведение регулируется законодательством. Как вы думаете, почему журналисты редко идут в суд, если их авторские права нарушают?

– Я думаю, в этом вопросе большую роль играет белорусский, даже постсоветский, менталитет. В Америке, например, люди привыкли все вопросы решать с юристами через суд. А у нас суд рассматривается скорее как карательная инстанция, а не место, где рассуживают на правых и виноватых.

Второй момент: журналист – человек творческий, которому нужно писать. А суд – это время, нервы, деньги, ведь в одном заседании дела не рассматриваются. Это, как правило, три-четыре, а то и пять заседаний, да еще и итог непонятен… Поэтому тратить время и деньги на суды не хочется.

Последний момент, поему так происходит: белорусский суд не выносит решения с большими компенсациями. У меня есть коллега-юрист. Он написал статью, ее опубликовали, но не заплатили. Он подал в суд. Рассмотрение заняло месяца четыре, в результате ему заплатили десять базовых. Овчинка выделки не стоит.

Есть, конечно, принципиальные люди, которые идут в суд не из-за денег, а за идею, чтобы отстоять свои права, но таких у нас немного. Репутация играет не последнюю роль: издание после иска в суд не будет работать с этим автором, это очевидно. Да и кому хочется рисковать, выглядеть скандалистом?..

– На какие журналистские произведения распространяется закон об авторском праве?

– Закон об авторском праве распространяется на все литературные произведения. Но в законе есть несколько моментов, о которых нужно знать. Они разрешают частично или полностью использовать произведение автора без его ведома. Например, статьи по актуальным экономическим, политическим, социальным, религиозным вопросам можно перепечатывать без ведома автора, если он, либо правообладатель напрямую не запретил делать это. Поэтому в принципе, любую новость на экономическую или политическую тему можно использовать без разрешения автора или правообладателя.

– Как можно запретить это делать? Часто на порталах есть строка мелким шрифтом, мол «перепечатка без разрешения редакции запрещена». Это – вариант?

– Да, если на ресурсе четко прописано, что перепечатка материалов запрещена. Если предупреждение напечатано мелким шрифтом внизу главной страницы и его никто не видит, суд может не обратить на этот аргумент внимания. Лучше писать о том, что вы запрещаете использовать тексты без разрешения редакции крупным жирным шрифтом и после каждой статьи.

Я помогал одной редакции писать правила использования материалов, опубликованных на сайте. Последней каплей, после которой они обратились ко мне, стал такой случай: они взяли интервью у директора торговой розничной сети. В тексте было несколько фраз: в одном месте, что мол, у них сейчас прибыль уровня 2008 года, а в другом - что они думают о привлечении инвестора. Другой портал перепечатал текст, перевернув его таким образом, что у сети большие проблемы, прибыль упала и в связи с этим они ищут инвестора… Получился совершенно иной искаженный смысл. После того, как мы разработали правила использования текстов, ситуация улучшилась. Я думаю, всем понятно, что если статья перепечатывается, нужно обязательно писать имя автора и давать ссылку на первоисточник.

– Ссылка должна быть кликабельной и именно на материал из первоисточника?..

– В законе об этом ничего не написано. В правилах использования материалов вашего издания пропишите, как вы хотите, чтобы ваш текст перепечатывали: кликабельная ссылка на портал или на материал, не закрытая от индексации. Часто ссылка может быть кликабельной, но закрытой от индексации. Лучше обо всем написать на ресурсе, чтобы было что потом предъявить в суде.

 

Милиция неохотно берется за дела о защите авторских прав

– Какие инструменты защиты своего права автора прописаны в законе? И какими из них лучше всего воспользоваться?

– Есть три механизма защиты авторского права: гражданско-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой.

Начнем с гражданско-правового механизма. Закон говорит о том, что автор, если его право нарушено, может обратиться с иском в суд и потребовать взыскать с нарушителя либо убытки, которые автор понес, либо  компенсацию от 10 БВ до 50 000 БВ. Причем взыскание компенсации - это  наиболее простой путь для автора, потому что если речь идет об убытках, эти суммы нужно доказать, а это непросто. В случае с компенсацией нужно доказать только то, что авторское право было нарушено. Автор может потребовать через суд взыскать с нарушитель от десяти о пятидесяти тысяч базовых величин, а суд уже устанавливает, какую сумму взыскать. Как правило, это сумма, стремящаяся к минимальной ….

Еще автор может потребовать изъятие и уничтожение экземпляров с незаконно использованным текстом за счет нарушителя. Но это касается только печатной прессы или иных овеществленных объектов.

– Как быть с онлайн-изданиями? От них не потребуешь уничтожение тиража, а «позаимствованный» текст уже проиндексирован поисковыми системами…

– Можно потребовать написать опровержение, в котором будет сказано, что авторское право было нарушено, права принадлежат такому-то лицу, принесены извинения.

– Вернемся к инструментам защиты авторского права…

– Есть административно-правовой механизм защиты авторского права. Можно обратиться с заявлением в правоохранительные органы. Но, как показывает наша практика, милиция не особо охотно берется за такие дела.

У меня в 2004 году был такой спор. Мои клиенты сделали товарный знак в две строчки на красном и синем фоне, а их конкуренты использовали это же название, но в одну строчку и на желтом фоне. От имени клиента мы написали заявление в РУВД. Они нам сказали: фон разный, у вас – в две строчки, у них – в одну, где нарушение?.. В итоге, нам отказали. Мы обжаловали отказ в прокуратуру. Прокуратура нарушение усмотрела и (за давностью лет я уже не помню) то ли сама составила протокол об административном правонарушении, то ли спустила это в тот же РУВД. По итогу протокол был передан для рассмотрения в суд, но и там судья не усмотрел нарушения прав на товарный знак, хоть оно – на лицо.

Может, поэтому журналисты и не обращаются в милицию с такими заявлениями?.. Кто-то один сходил, его «отшили», он рассказал коллегам и те не отстаиваю свои права…

Есть статья, предусматривающая ответственность за нарушение авторских прав, и в Уголовном кодексе. Но она вступает в силу, если нарушением нанесен ущерб в крупном размере либо нарушитель получил от нарушения доход в крупном размере или если это повторное нарушение авторских прав в течение года с момента привлечения лица к административной ответственности. Крупным размером для этой статьи УК является сумма в 500 и более БВ.

 

Почему-то бытует мнение, что тексты из интернета можно свободно использовать

– Как защитить право автора, если ты используешь один или несколько псевдонимов?

– Здесь все зависит от того, насколько урегулированы отношения автора с изданием. Если у него есть авторский договор, в котором прописано, что человек пишет под такими-то псевдонимами, то и вопросов нет. Идете в суд и отстаиваете свои права. Но если такого договора нет, то все сложнее, ведь нужно доказать, что автор именно ты. Это не то чтобы нереально, но довольно сложно. Один из вариантов – литературоведческая экспертиза. Берутся несколько текстов этого автора, сравниваются стиль, слог, и эксперт устанавливает, является ли человек автором спорного текста. Но в белорусской судебной практике я таких случаев не встречал…

– А свидетельские показания редактора являются доказательством?

– Суд будет их рассматривать вместе с другими доказательствами, но они – косвенные, не более того. 

– Если конфликт возник между автором и редактором, который внес в текст существенные правки и выпустил в печать или эфир произведение журналиста без согласования, реально ли добиться сатисфакции?

– Снова нужно читать договор между автором и изданием. Если автор – штатный работник, важно, как распределяются права на служебное произведение. Если это внештатный работник, нужно знать, написано ли в договоре, что редактор имеет право «влезать» в текст и печатать его с правками без согласования с автором.

Если это не прописано, то редактор не имеет права переписывать текст. Право на переделку и иную переработку имеет только автор. Более того, он имеет право на имя. Если редактор больше половины написал от себя, а подписал именем журналиста, то он нарушил и это право.

– Говоря о проблемах защиты прав авторов в медиа, в последнее время имеют в виду веб-журналистику. С точки зрения закона, есть ли разница в охране права автора на свой труд в печатных медиа или в интернете?

– Разницы нет, где выходит текст: в печатной прессе или в интернете, авторские права и там, и там одинаковые. Но в онлайне проще нарушить авторское право. У нас почему-то бытует мнение, что если что-то размещено в интернете, то это можно свободно использовать. Это не так. Авторское право в сети никто не отменял! Правда, здесь бывает сложно понять, кто является нарушителем. Как определить, кто конкретно нажал кнопки «скопировать» и «вставить»?..

– Но если один новостной портал перепечатал текст другого портала, все очевидно?..

– Если речь идет о привлечении нарушителя к гражданско-правовой ответственности, то  да. Тогда истцом и ответчиком будут редакции порталы. Если автор (или иной правообладатель) взыскивает компенсацию, для суда неважно, кто из работников ресурса перепечатал чужой текст. Но если говорить о привлечении к административной или уголовной ответственности, нужно доказать, какое конкретно лицо нарушило авторские права. А это бывает не так просто сделать.

 

Нельзя «прихорашивать» чужие тексты. Это – нарушение авторского права

– При перепечатке материалов из других источников журналисты нередко «улучшают» их, меняя заголовки, укорачивая, либо вынося наверх то, что им кажется более интересным. Допустимо ли это с точки зрения закона?

– Это однозначное нарушение авторского права. Только автору или издателю, если автор передал ему права на свой текст, принадлежат права на изменение и переработку текста.

Также есть право на целостность произведения: нельзя изменять структуру, содержание или заголовок, который является частью текста. Если один сайт взял текст с другого, все в нем изменил, пускай даже подписав авторство со ссылкой на первоисточник, это нарушение. Можно смело идти в суд и требовать свои законные десять базовых. Или больше, если повезет (улыбается).

– Как быть с иллюстрациями? Иногда редакции оставляют позаимствованный текст без изменений, но подбирают иллюстрации, которые искажают смысл, иначе расставляя акценты…

– Это уже более творческий вопрос. Если смотреть на авторское право с точки зрения текста, то он остался неизменным, то есть право не нарушено. Если картинки в первоначальном материале способствовали лучшему раскрытию смысла и расстановке акцентов, а затем все изменили… Эту ситуацию  можно рассматривать скорее  не с точки зрения нарушения авторского права, а как ущерб деловой репутации, если картинки там из ряда вон. Но надо смотреть конкретную ситуацию. В общем здесь сложно судить.

– Говоря об онлайн-текстах, невозможно не затронуть проблему рерайта. Что о ней говорит закон?

– Если говорить о «косметическом» рерайте, когда слова местами поменяли, то это – очевидное нарушение авторского права. На информационные поводы и идеи в Беларуси закон об авторском праве не распространяется. Если повод попал в печать, то он может быть использован другими СМИ. Заметьте, не текст с изменениями и дополнениями, а только тема.

– Установлен ли в белорусском законе об авторском праве процент цитирования чужого произведения, не превышая который, нельзя считаться вором?

– В законе есть довольно расплывчатая формулировка, что можно цитировать чужие тексты «в объеме, который оправдан целью цитирования». Будет определять суд, оправдано ли использование, к примеру, пятидесяти процентов текста или нет. Во всем важна мера. Если заимствуется несколько предложений из других СМИ в подтверждение своих умозаключений (с указанием источника, естественно), это – цитирование, но если перепечатывается половина чужой статьи – это уже не цитирование, а воровство.

– Еще одна проблема – иллюстрации в интернете, за которыми обычно тоже стоят авторы. Можно ли выложить сделанное собственноручно фото в интернет и быть уверенным, что без спроса и гонарара его никто не возьмет?..

– Здесь действуют те же права, что и с текстами. Если ваш фотоснимок взяли без спроса, то ваши авторские права нарушены. Нужно доказать, что вы – автор, предъявить исходники. Фотографии не являются статьями по актуальным экономическим или политическим вопросам, поэтому их нельзя использовать, если это прямо не запрещено. Их можно использовать только с вашего согласия. Пути защиты прав те же, о которых я говорил выше: суд или милиция.

– А вот, к примеру, я хочу создать мультимедиа (или сюжет, клип) и мне к нему как нельзя кстати подходит музыка белорусского или зарубежного автора, куда мне с этим вопросом?

YouTube вам в помощь. Там большая коллекция мелодий, которые можно использовать бесплатно и на которые у владельцев ресурса есть разрешения от авторов. Если вы хотите использовать музыку зарубежных исполнителей, лучше всего обратиться к ним напрямую. Скорее всего, это будет продюсер музыканта. Заключаете договор и используете музыку без вопросов.

С белорусскими музыкантами действует та же схема. Если же человек вам по-дружески разрешает использовать свой музыкальный материал, все равно лучше перестраховаться и получить от него письменное разрешение использовать в своем видео его произведение. Все отношения закрепляйте договорами, читайте их, чтобы избегать проблем в будущем.  

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: