ОБ АВТОРЕ

Окончила факультет журналистики БГУ, Высшую школу журналистики им. М. Ваньковича в Варшаве.

Работала корреспондентом в "Газете Слонімскай", журналистом в онлайн-проекте Ximik.info, была автором и ведущим программы "Асабісты капітал" на телеканале "Белсат".

С 2010 года  координатор кампании ОО "Белорусская ассоциация журналистов" - "За якасную журналістыку".

Член Правления БАЖ.

Руководитель проекта Mediakritika.by

Вы здесь

Работа фотожурналистов тонет в информационном шуме

Интервью

Bird in Flight (BiF) запустился в июне 2014 года и за чуть более года стал знаковым ресурсом как для фотолюбителей, так и для фотопрофессионалов. Проект, ориентированный на международную аудиторию, и доступный на русском и английском языках регулярно предлагает аудитории обзоры фоторабот ведущих мировых фоторепортеров, знакомит читателей с работой профессионалов над проектами и фотоисториями, организует дискуссии о трендах в современном фотоискусстве.

Возглавляет проект, финансируемый фотобанком Depositphotos, бывший главный редактор киевской редакции The Village Евгений Сафонов.

Mediakritika.by поговорила с коллегой об идее создания «птицы», русских фоторепортерах и патриотизме «подлецов».

Евгений, ваш проект – не фотобаза и не блог компании, которая заплатила за его создание. Вы сами в одном из интервью говорили, что BiF должен вдохновлять. Кого и на что?

— Я недавно вечером подкуривал сигарету и подумал: интересно, как мое лицо сейчас выглядит? Дело в том, что у нас полгода назад выходило интервью с уличным фотографом Джоном Сигелом, который любит снимать подкуривающих людей, моменты, когда кто-то в темноте подносит зажигалку к сигарете, подсвечивает себя и, чуть меняясь в лице, делает первую затяжку. И вот я подкуривал и думал: все-таки мы делаем классный журнал — кто б еще заставил меня задуматься о том, как выглядит моя физиономия в свете зажигалки. В этом и состоит идея Берда — обратить ваше внимание на вещи, мимо которых вы прежде проходили.

  У проекта интересное название, как оно родилось? Какой птицей вы видите себя?

— Никакой особой истории нет. Просто сели с фотографом Аней Гариенчик за стол и придумали название. Минут 10 думали.

  У вас довольно разношерстная команда, есть даже стюардесса. Как вам удается находить общий язык и налаживать взаимодействие?

— А у нас не то, чтоб разношерстная команда. Кроме стюардессы-переводчика и редактора, приторговывающего самодельной водкой, у всех вполне редакционные профили.

Какие цели вы ставили перед собой, когда запускали проект. Спустя время после запуска, можете ли сказать, что не получилось?

— Главной целью было сделать ресурс о фотографии, принципиально отличающийся от всех существующих — без советов по использованию фотошопа, без обзоров фототехники, без дурацкий фотоконкурсов, где соревнуются шаблонные картинки с остроумными подписями. Сделать журнал без всех этой чепухи получилось. Не получилось пока запустить поток о заработке на фотографии. Его должен вести человек с опытом работы в коммерческой фотографии, хорошо знающий, что нужно его коллегам. Тогда это будет действительно нужная полезная история. Найдем такого человека — сделаем.   

Как вы выбираете истории для проекта? Есть ли такие фото, которые вы никогда не опубликуете?

— Мы постоянно ищем эти истории. И сейчас фотографы уже сами предлагают нам свои работы. Выбираем только те, которые нравятся. Никогда не поставим милые симпатичные фоточки. 

На сайте BiF можно найти и фотоработы российских журналистов. В том числе и из зоны украино-российского конфликта. Вас никогда не упрекали в пиаре «противника»?

— Конечно, нет. Мы, например, даем слово российскому фотографу, который побывал в зоне конфликта, видел все своими глазами и подтверждает, что в этой войне Россия участвует самым прямым образом. Для тех россиян, которые до сих пор в этом сомневаются, московский фотограф звучит убедительнее — его слова уже не спишешь на пропаганду «карателей».

— Вы делаете проект на двух языках, а как же украинский? Эта аудитория кажется вам слишком маленькой?

— Русскоязычная аудитория больше, поэтому мы выходим на русском. Но это не помешает нам в будущем сделать и украиноязычную версию, если на то будет спрос.

В одном из интервью, вы говорили, что беспокоитесь о том, что сегодня в Украине вышиванка становится «щитом для подлецов». Можете пояснить?

— Сейчас в Украине любовь к родине — важный маркер. Патриоту могут многое простить. Многие нехорошие люди этим пользуются. Вот все, что я хотел сказать.  

Если говорить о фотоискусстве и фотожурналистике, как вы можете оценить их уровень сегодня. Как по вашему на профессию фотожурналиста влияет наличие камеры в любом мобильном устройстве?

— С одной стороны фотожурналистика сегодня крута, как никогда. Самолет рухнул в воду, а через несколько минут вы, сидя в туалете с телефоном, разглядываете снимок пассажира, который выжил и уже закинул в твиттер селфи на фоне тонущего самолета. Появились дроны, гоупро, фотокамеры умеют снимать видео потрясающего качества. С другой стороны всё это нивелировало роль фотожурналистов — они перестали быть эксклюзивными поставщиками изображений. Их работа тонет в визуальном шуме.

Сегодня многие крупные издательства сокращают штат фотокорров, делая ставки на пишущих журналистов и блогеров. По вашему, куда такая политика может привести?

— К тому, что эти издательства будут иллюстрироваться плохими фотографиями.

Собираетесь ли вы больше внимания уделять инфографике и журналистике данных?

— Да. Это, конечно, шаг в сторону от основного содержания, но слишком велик соблазн освоить жанр.

— Может назвать несколько имен фотожурналистов, чьи работы (проекты) произвели на вас самое сильное за последнее время впечатление?

— Из недавно опубликованных — литовские дискотеки Эндрю Микшиса, очень сильный проект Степана Рудыка о психиатрической лечебнице, серия Анастасии Власовой об украинской диаспоре в США, грандиозный проект Саши Маслова про ветеранов Второй мировой. Еще понравились ироничные снимки уличного фотографа Питера Кула, истории фотографий Марии Плотниковой и Влада Сохина.

Можете сформулировать три личных правила в профессии, которые помогают вам «не сбиться с курса»?

— Не путать журналистику с литературой. Не стремиться понравиться. Держаться своих убеждений.

Фото Иванны Зубович, «Медианяня»

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: