ОБ АВТОРЕ

Журналист, обозреватель, специалист в области Public Relations.

Окончил биофак БГУ. Карьеру журналиста начал в 1995 году в журнале «Дело». Cотрудничал с «Белорусской деловой газетой» до ее закрытия, газетой «Московский комсомолец в Белоруссии», «Бизнес-леди», «Финансовый директор», «Детективной газетой», порталом BEL.BIZ, информационным агетством «Интерфакс».

Был собкором в Беларуси российского информагентства Stringer. Занимал должность заместителя директора радиостанции «Сталіца».

Работал PR-менеджером в «Международной финансовой корпорации» (IFC).

С весны 2010 года – собственный корреспондент в Беларуси российского федерального издания «Газета.Ru».

С января 2013 года – снова работает в БДГ (теперь под брендом «БДГ Деловая газета»).

Вы здесь

Интернет-радио: сам себе вещатель

Ремесло

Страсть к эфиру, желание вещать, выходить в эфир, звучать и показывать себя, доносить нечто до людей, – я не знаю, как по-научному называется этот феномен. Но однозначно – именно он каждый год гонит на факультеты журналистики тысячи парней и девушек, желающих в дальнейшем работать на радио и телевидении.

 

Противоречивое интернет-радио

Но пока одни идут на журфак, другие стремятся создать свое собственное вещание. В XX веке такие люди шли на конфликт с законом и создавали пиратские радиостанции. Даже в СССР, где за это сажали быстро и надолго. Но потом появился интернет, и он стал настоящим спасением для эфирных маньяков.

Широкополосный доступ в Сеть стал относительно доступен в Беларуси начиная примерно с 2003 года. И именно на этот период приходится появление в нашей стране множества интернет-радиостанций: «Айчына Shoutcast», NETradio «Live», Simple Radio, «Сваё Радыё», «Радио Сябры», Uvaga.by, «ХИТрое радио», Music Centre, ultRAdio и множество других. Большинство из радиостанций той поры уже не существует, некоторые еще держатся – за счет собственных средств создателей, а то и вовсе на голом энтузиазме.

В какой-то момент в Беларуси даже стала крайне популярной «народная забава» –радиостанции, использующие технологии потокового аудиовещания в локальных компьютерных сетях. В те годы (быстрый интернет тогда еще был достаточно дорог) активно развивались домовые сети – локальные сети с общим выходом в интернет. Они были разного масштаба – от одного жилого дома или квартала до целого микрорайона. В них небольших онлайн-радиостанций тогда было в разы больше, чем в «большом» Байнете.

Но потом эта мода прошла. Сделанные «на коленке» белорусские веб-станции не смогли привлечь хоть какого-то внимания рекламодателей или спонсоров. В то время рекламный кризис поразил даже эфирные станции, имевшие несравненно большую аудиторию. Про инвестиции в интернет-радио и говорить не приходится. В итоге люди быстро устали делать радио «за просто так». Интернет-станции в нашей стране вышли из моды и начали закрываться.

Благодаря широкому распространению ADSL быстрый интернет-доступ стал доступен для всех, и домовые сети просто умерли своей смертью. А те, кто слушал интернет-радио, просто переключились на более профессионально сделанные иностранные станции. Затем и эфирные вещатели быстренько начали дублировать в Сети свое вещание. В результате, например, я сегодня слушаю через интернет польское «Антирадио», периодически переключаясь на «Эхо Москвы».

Вот что интересно: последние несколько лет я наблюдаю новый рост интереса к интернет-радиовещанию. На этот раз все происходит не так быстро, как 12-14 лет назад, но более основательно. Возрождению интереса способствует несколько факторов – радикальное удешевление и широкое распространение «быстрого» интернета, доступный хостинг, появление нового музыкального ПО и развитие уже существующих программ, невысокая цена (в прямом – денежном – выражении), которую придется заплатить за ввязывание в эту авантюру.

По сути, сегодня каждый интернетчик может позволить себе создать свое собственное онлайн-радио. Но я заметил: сегодня «новые вещатели» подходят к вопросу серьезнее, чем их предшественники. Не то чтобы они создавали студии наподобие эфирных – нет, конечно. Но даже организуя вещание с домашнего ПК, они стараются использовать хорошие студийные микрофоны и какой-никакой микшерский пульт (не виртуальный), заботятся о звукоизоляции и хороших наушниках, более грамотно программируют эфир. Многие предварительно изучают основы звукорежиссуры, оканчивают курсы радиоведущих и т.п.

Но наиболее важно здесь другое. Сегодня интернет-радиостанции создают уже не просто люди «апантаныя эфірам». Теперь создатели веб-станций ориентируются на узкие сегменты, на специфические группы слушателей, – то есть занимают ниши, от которых эфирные FМ-станции в нашей стране шарахаются, как черт от ладана. Собственное интернет-радио создают приверженцы различных религиозных течений или музыкальных стилей (рэггей, готик-рок, фолк-рок), а то и вовсе продвинутые экономисты.

Плюсов у интернет-радио все же больше, чем минусов. Создать интернет-радиостанцию может фактически каждый, а значит – выбор у слушателя неограничен. Хорошее качество сигнала гарантируется в любом случае. Добавим сюда повышенную интерактивность: любой активный слушатель без лишних хлопот может выйти на связь – писать в чате, присылать сообщения в ICQ или Skype.

 

Технология интернет-радио

Здесь, конечно, можно было бы дать техническую инструкцию по организации интернет-вещания. Но тогда вряд ли бы кто-то дочитал статью до конца. Хотя бы потому, что существует несколько различных технологий интернет-радиовещания. Какую вы выберете – решать вам.

Можно использовать устаревший, но все еще популярный вариант – серверную технологию SHOUTcast, вещание в mp3 и mp3PRO формате. Такой выбор обычно обусловлен простотой и популярностью данного формата. Формат mp3Pro дает достаточно хорошее качество звука наже при очень низких скоростях передачи данных – традиционная проблема для Беларуси.

Другой вариант – использовать серверную технологию ICEcast. Также существуют и часто используются серверы, вещающие в формате для Windows Media Player, Real Player. А некоторые вещатели вообще предпочитают формат OGG Vorbis.

Так что если кто желает попробовать свои силы в интернет-вещании – начните с изучения следующих ссылок:

http://habrahabr.ru/post/129460/

http://www.kv.by/archive/index2005434301.htm

http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=9f39a9ea-bb8b-42c1-8110-34f0b7f4bfea

http://www.kakprosto.ru/kak-35330-kak-sdelat-svoe-internet-radio

https://www.youtube.com/watch?v=e2Ob2uC_f5k

http://strana-sovetov.com/computers/internet/6465-kak-sozdat-internet-ra...

А еще можно самому ни в чем не разбираться, а просто воспользоваться уже существующим сервисом для создания интернет-радиостанций, например этим: http://radio-tochka.com. Или пройти таким путем.

 

Подкастинг все еще жив

Параллельно с развитием интернет-вещания в первой половине «нулевых» столь же быстро распространилась мода на подкастинг (PodCasting). Если объяснять его суть простыми словами, пользователь может скачивать с сайта ежедневно (да хоть еженедельно) обновляемый mp3-файл с интересующей его передачей, выступлением и т.д. Причем компьютер может скачивать все обновления в автоматическом режиме. Получается такая своеобразная альтернатива радиовещанию – как эфирному, так и онлайновому.

С одной стороны, мода на подкасты прошла. С другой, интересные проекты сохранились и достаточно популярны сегодня. Хороший пример из современности – проект «Примус», на котором регулярно выступают известные белорусские эксперты: Ярослав Романчук, Леонид Заико, Антон Болточко, Евгений Прейгерман и другие.

Конечно, сам по себе подкаст – это нечто, намного более простое, чем линейный эфир. С другой стороны, и в данном случае требуется тщательная подготовка программы – некачественный подкаст слушать не будут.

В PodCasting принято называть программой целостный продукт, будь то выпуск новостей или же любая другая тематическая подборка информации. Всякая программа имеет определенную структуру, близкую к той, которую мы слышим на обычных FM-станциях. То есть в ней должна присутствовать упаковка (заставки, перебивки и фоновая музыка) и собственно информация (контент). В собранном виде должен получиться законченный целостный продукт.

Здесь наиболее трудоемкая часть – создание упаковки. Авторам передачи нужно придумать и записать заставки, перебивки, фоновую музыку и другие элементы. Требования к заставкам и перебивкам небольшие: минимальность, краткость, запоминаемость, качество.

Следующий этап – обработка голоса. Людей с идеальной дикцией в природе не существует, но благодаря современным компьютерным технологиям единственное, что нельзя поправить, – это неправильные ударения. Чтобы записать голос для подкаста требуется немногое: обычный ПК с хорошей звуковой картой, программа-аудиоредактор (обычно Sound Forge) и микрофон.

Записав аудиофайл для подкаста, следует нормализовать его уровень по пиковым значениям (Peak Level) и удалить шум. После того, как голос записан и первично обработан, автор подкаста вручную в Sound Forge удаляет из голосового трека элементы дыхания, большие промежутки тишины между словами или предложениями. Плохие элементы дикции также поправляются обрезанием длительности неправильных звуков, использованием функций fade in/out, обычным копированием наиболее удачных вариантов произношения. Бывает правильно понизить c помощью эквалайзера уровень частоты 90 Гц, чтобы звуки «б» и «п» не были взрывными. И так слово за словом… Для новичков эта работа оказывается кропотливой и долгой, но со временем обработка голосового трека будет занимать считаные минуты.

Далее подкаст-программу нужно «собрать». В принципе, здесь ничего сложного нет, тут главное – иметь готовый (разработанный заранее) шаблон, в который уже загружены все заставки, перебивки, фоновая музыка, эффект-процессоры. Автору программы нужно только загрузить в него новый голосовой трек и расставить все элементы в требуемом порядке.

Создать этот шаблон можно практически в любой мультитрековой программе, имеющей возможность подключения плагинов на каждый трек по отдельности (Track FX) и на общий мастер-выход (Master FX), а также имеются огибающие (envelopes) громкости для каждого трека. Многие для этого до сих пор используют давно и хорошо известную программу Sony Vegas. 

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: