Вы здесь

«Основной вал глянца одноразовый, а его прочтение оставляет ощущение жеваной бумаги»

Интервью

Художник, журналист, редактор Сергей Стельмашонок - возглавляет два глянцевых журнала TAXI и «Клуб СВ», рисует котиков и является членом Союза Художников и Союза Дизайнеров Беларуси. Более четверти века он работал иллюстратором в журналах и газетах, а в 2009 году стал шеф-редактором бесплатного глянцевого журнала мини-формата TAXI.

Mediakritika.by поговорила с Сергеем Стельмашонком о бесплатном формате, журналистике глянца и качестве белорусских медиа.

Сергей, сейчас вы являетесь шеф-редактором популярного бесплатного издания TAXI. Как вы пришли в профессию?

Все верно, только сейчас я редактор сразу двух журналов – TAXI и «Клуб СВ». Как все начиналось? Успешно работал графическим дизайнером, одновременно делал иллюстрации для нескольких журналов. Потом стал главным художником журнала, понемногу начал писать тексты. Дальше – больше. В результате перед вами шеф-редактор журналов с достаточно широкой палитрой увлечений.

Вы возглавляете сразу два глянцевых бесплатных издания, расскажите, о чем они? И чем отличаются?

Журналы с бесплатной схемой распространения – это не новость. Но издания с особой «фишкой» дистрибуции встречаются редко. Именно такой журнал TAXI, который читатели получают в автомобиле такси. И такой же брат-близнец TAXI, которому недавно исполнился год, – журнал «Клуб СВ», распространяемый, как понятно из названия, в купейных и вагонах СВ поездов Белорусской железной дороги.

Как вы можете описать читательскую аудиторию журналов TAXI и «Клуб СВ»?

Давайте на минутку представим, кто путешествует в поездах Белорусской железной дороги в Варшаву, Берлин, Москву, Санкт-Петербург, Киев. Кто мчится в дизелях в Вильнюс или аэропорт Минск-2. Кто, по приезде или по возвращении в Минск прямо из вагона вызывает такси.

Энергичные, уверенные в себе мужчины и женщины, владельцы бизнеса или ТОП-менеджеры, живо интересующиеся окружающим миром и возможностями, которые этот мир предоставляет. Это цвет нации, персоны, каждая из которых неповторима и таит в себе удивительные таланты. 

Почему ваши издания нельзя приобрести в киосках, магазинах и гипермаркетах?

По одной простой причине – бесплатная схема распространения не предполагает продажу за деньги где бы то ни было. Но (открою секрет) даже на бесплатное издание можно подписаться.

По-вашему, в чем отличия глянцевой журналистики от других ее видов?

Я бы скорее обращал внимание не на отличия, а на качество создаваемого текста. Вот смотрите: Playboy, казалось бы, самый что ни на есть глянец, первым напечатал «451 градус по Фаренгейту» Бредбери. Да, это было давно, и, увы, Бредбери нечасто рождаются. Однако стандарт качества некоторыми «монстрами прессы» выдерживается высокий. Пролистайте «Максим», Rolling Stone, Men’s Health – какие забойные заголовки, яркие характеристики, любопытные идеи и подачи материалов. Но это скорее исключения, основной вал глянца одноразовый, а его прочтение оставляет некоторое ощущение жеваной бумаги.

Что касается интернета, то этот инструмент дает гораздо меньше ограничений по форме и содержанию, позволяет пишущему нарядиться в любую внешность. В Интернете удается запросто дурачить читателя, как из озорства, так и с определенным умыслом. Троллить или демотивировать. Дискредитировать и продвигать за мзду. Как разобраться кто перед тобой? Возможно, включив «третий глаз».

Естественно, есть в сети люди (чаще всего с писательской закваской), которых действительно интересно читать. Есть фанаты путешествий, стремящиеся поделиться впечатлениями. Есть умные аналитики. И каждый выбирает для себя сам, с кем общаться и кому верить.

В глянце нередко можно встретить заказные материалы рекламодателей. На ваш взгляд, возможно ли в таком случае разграничить работу журналиста и пиар?

Это вопрос журналистской этики. Есть три слова – «на правах рекламы», – которые сразу отделяют заказной материал от информационного. Но в стремлении отмежеваться от подозрений на «заказанность» тоже надо знать меру. Один мой знакомый редактор ввел жесткую цензуру на упоминания любых торговых марок и названий без взимания оплаты с клиента. В результате новостные заметки ресурса выглядели так: «В одном городе популярный бренд провел презентацию широкого ассортимента своей продукции. В определенное время эти изделия поступят к потребителю через некоторые торговые точки». Вероятно, надо соблюдать разумный баланс подачи конкретной полезной информации для читателя, не уводя ее в «заказуху».

По вашему мнению, журналист – это работа, которой могут заниматься лишь избранные?

Знаете, часть выпускников Института журналистики, «по зову сердца» пришедших туда учиться, по завершении образования благополучно ушла в совершенно противоположные области деятельности. Суть не в том, плохо это или хорошо, а в том, что у людей всегда должно быть право выбора. Диплом – не хомут, который тяжеловозу надевают на шею и остаток жизни он обязан пахать в указанном направлении. Марк Твен, Рэймонд Чандлер или Леонард Коэн могли бы это подтвердить.

С другой стороны, есть немало людей без специального образования, стремящихся (и порой достаточно успешно) к выполнению журналистских обязанностей. Причем это не обязательно относительно эпатажная гонзо-журналистика, нередко создается нечто любопытно-конвергентное.

Кроме того, что вы редактор, вы ведь еще и художник-иллюстратор. Используете свои рисунки в оформлении журналов?

Иногда, но только в том случае, если это действительно необходимо. Например, у нас была специальная страничка, на которой ежемесячно публиковались мои рисунки и постеры. Но когда потребовалось место для более важных журналу материалов, я-редактор сообщил себе-художнику, что эти публикации будут приостановлены. Однако тем для творчества и креатива отнюдь не уменьшилось.

Тем, кто интересуется моим творчеством, как художника, сообщаю, что сейчас в Cafe NETTO экспонируется выставка моих рисунков «ДелиКОТесы», посвященная котам и кошкам. В начале сентября в галерее TUT.by открывается еще одна выставка «Рисунки правой рукой и левой ногой», в которой собраны карикатуры за 35 лет журнального и газетного творчества.

Пока еще есть в продаже книга Михаила Володина «Минские историйки», которую я имел счастье иллюстрировать. На подходе еще оформление парочки книг, так что стимулов для создания иллюстраций предостаточно.

Чем вы лично вдохновляетесь, когда пишете материалы?

Примерно год назад я затеял и с тех пор веду проект «воображаемых интервью», в которых, используя документальные письма и дневники известных персон далекого прошлого, выстраиваю их в формате беседы, подставляя вопросы из современной реальности. Первым был Ван Гог, и его письма, можно так сказать, перевернули мое восприятие этого удивительного художника. Я был просто потрясен, насколько тонкий и романтический его внутренний мир.

Честно говоря, эта публикация не предполагала продолжений, но на читателей и даже нечастых на похвалы коллег-редакторов белорусских изданий она произвела впечатление. Поэтому рубрика стала постоянной, и с тех пор я «побеседовал» с Сальвадором Дали, Антуаном де Сент-Экзюпери, Христофором Колумбом, Леонардо да Винчи, императором Октавианом Августом... В сентябрьском номере у меня будет просто невероятный собеседник, но это пока секрет!

Если говорить об издании глянца как о бизнесе, в чем вы видите главные трудности?

Я бы слегка изменил полярность вопроса. Ведь, как говорил Жванецкий, «если раздуть свои радости до размеров неприятностей, то и от них можно получать удовольствие». Итак, в чем достоинства нашего медиа-бизнеса, журналов TAXI и «Клуб СВ». Они интересны по содержанию и комфортны по форме.

Когда в следующий раз будете ехать в Вильнюс, обратите внимание на соседей по вагону: большинство читают «Клуб СВ». Поверьте, один из главных стимулов к творчеству – видеть, что твое произведение нравится людям, они его читают, обсуждают и... уносят с собой! Потому, что наши журналы имеют огромное преимущество перед громоздкими «кирпичами»-журналами – у нас оба издания европейского MINI-формата. Он чрезвычайно удобен: журнал легко помещается в сумке или даже в кармане. Именно этот формат «продвинул» легендарный Reader's Digest, и не случайно десятки известных журналов мира – таких, как ELLE, Men's Health или Cosmopolitan, – сегодня делают версии именно этого формата.

Понятно, что если вас не покупает читатель, то зависимость от рекламы чуть ли не 100%, как выживаете в кризисные времена?

Как сказал Сократ: «Кто хочет действовать, ищет возможности, кто не хочет — ищет причины». Мы хотим действовать и поэтому у нас появился второй журнал — «Клуб СВ». Помимо того, что он прибавляет к 40-тысячному тиражу TAXI внушительные 10 тысяч целевого распространения, оба журнала обладают поистине уникальной привлекательностью для рекламодателей: клиент, размещающий информацию в одном из двух журналов, получает ее бесплатную публикацию в другом! Согласитесь, это очень выгодно.

Кроме того, клиентам, заключающим полугодовой контракт на размещение полосной рекламы, редакция дарит первую (!) страницу обложки TAXI. Я думаю, что это уникальное предложение на журнальном рынке. Вот вам и ответ на вопрос о поиске клиентов и «козырях» менеджеров по рекламе.

По-вашему, почему в Беларуси так мало глянца?

На наших глазах возникают и исчезают журналы, причем некоторые – весьма интересные. Причин этому может быть много – и естественный отбор, и нехватка средств, и кризис идей, и дефицит кадров.

Можете ли вы назвать несколько белорусских изданий, которые считаете качественными?

Знаете, мне посчастливилось работать в некоторых из них. В свое время молодежные журналы «Крынiца» и «Парус» были невероятно популярны на просторах всего СССР. Потом появился «Фантакрим МЕГА», собравший под обложкой произведения лучших фантастов мира – и он был чрезвычайно актуален.

Позднее возник журнал «Мобильная Связь», о котором буквально мечтали самые верные фанаты – школьники и студенты. Его ждали, запоем читали, обсуждали, даже коллекционировали.

Затем появился TAXI, про который, еще не работая в нем, я писал в обзоре отечественных глянцевых журналов, что он имеет удивительно простую и почти гениальную схему распространения – через водителей такси. Концепцией TAXI восторгались крупные издатели стран-соседей, мечтали ее перенять. Теперь, чуть больше года назад, появился «Клуб СВ», брат-близнец журнала TAXI, также обладающий уникальной системой распространения.

Каждый из перечисленных журналов в свое время оказался востребован читателями, и я горжусь, что имел к ним отношение – сначала как художник, а в «Мобильной Связи», TAXI и «Клубе СВ» – как шеф-редактор. Конечно, данным списком перечень достойных отечественных ресурсов не ограничивается, просто именно эти журналы мне особенно дороги.

Каким вы видите издание через 3-5 лет? Есть ли уже сейчас планы на какие-либо изменения в журнале — верстка, выбор тем, тираж и т.д.?

Безусловно, будет увеличиваться тираж, расширяться дистрибуция. Причем это запланировано на достаточно близкие перспективы.

По-моему, перемены к лучшему незачем откладывать «на потом». Вот верстка в журнале постоянно изменяется и улучшается – за это респект нашему дизайнеру. По темам тоже идет работа. Впрочем, если у человека, читающего сейчас эти строки, есть интересная, захватывающая идея для публикации – пишите и звоните мне в редакцию. Думаю, мы найдем возможность реализовать ваши творческие амбиции.

Для того, чтобы стать редактором, нужно…

Быть настроенным на позитив, искренне любить свое дело, ценить творческих людей и с интересом смотреть вокруг. 

Влада БУРШ специально для Mediakritika.by

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: