ОБ АВТОРЕ

Журналист, обозреватель, специалист в области Public Relations.

Окончил биофак БГУ. Карьеру журналиста начал в 1995 году в журнале «Дело». Cотрудничал с «Белорусской деловой газетой» до ее закрытия, газетой «Московский комсомолец в Белоруссии», «Бизнес-леди», «Финансовый директор», «Детективной газетой», порталом BEL.BIZ, информационным агетством «Интерфакс».

Был собкором в Беларуси российского информагентства Stringer. Занимал должность заместителя директора радиостанции «Сталіца».

Работал PR-менеджером в «Международной финансовой корпорации» (IFC).

С весны 2010 года – собственный корреспондент в Беларуси российского федерального издания «Газета.Ru».

С января 2013 года – снова работает в БДГ (теперь под брендом «БДГ Деловая газета»).

Вы здесь

Юрий Дубина: «У меня нет симпатий к участникам президентского забега»

Интервью

В самом разгаре очередная кампания по выборам президента – и это закономерным образом оказывается наиболее активно освещаемым политическим событием года. Президентская кампания – это всегда горячая пора для политических журналистов и обозревателей. Горячая и опасная, если вспомнить, какими драматическими событиями сопровождались все выборы президена в истории Беларуси.

О том, какие существуют правила освещения выборов, и каковы особенности освещения именно этой избирательной кампании, мы решили поинтересоваться у тех, кто погружается в эти вопросы глубже других – у белорусских политических журналистов и обозревателей. Во втором интервью из этой тематической серии о своих профессиональных подходах рассказывает главный редактор интернет-издания «Беларуская праўда» Юрий Дубина.

- С точки зрения работы политического журналиста, политического обозревателя, чем нынешние президентские выборы отличаются от выборов 2010 года?

- Количеством претендентов на президентское кресло нынешняя кампания напоминает выборы 2010 года. Но, по сути, они словно земля и небо. Главные действующие лица – все те же персоны (новички – Татьяна Короткевич от «Народного референдума» и казацкий атаман Николай Улахович). Очевидно, что Центризбирком зарегистрирует не менее четырех кандидатов (для массовки могут зарегистрировать и Николая Улаховича, который, по мнению большинства экспертов, никак не мог собрать 100 тысяч подписей).

Но если в 2010 году в глубине души у многих из нас все-таки таилась надежда хоть на какие-то перемены, то исход нынешней кампании очевиден. Белорусы пребывают в глубокой депрессии, чем и объясняется их пассивность, нежелание ставить подписи за потенциальных претендентов. Страна входит в черный тоннель, но есть ли из него выход? А если есть, то где и когда? Безнадега, депрессия и полная апатия – вот главные отличительные черты нынешней президентской кампании.

- Вы сами для себя сформулировали какие-то правила, которых следует придерживаться при освещении этих выборов?

- Существуют общепринятые правила работы журналиста. Но они не вполне пригодны для белорусской ситуации. Писать о «выборах», которых нет, – значит, рекламировать эту кампанию и ее участников. Однако лично у меня нет симпатий к участникам президентского забега, а его исход предрешен. Поэтому самое лучшее, что можно сделать в сложившейся ситуации, – писать информационные материалы: где, что, когда. На большее нынешняя кампания не тянет.

- После всех событий, сопровождавших избирательную кампанию 2010 года, какие выводы, уроки вы для себя сделали?

-Лукашенко и его режим никогда не изменятся, и не остановятся ни перед чем, чтобы сохранить власть. Лукашенко использует свой народ, чтобы говорить от его имени и править. Беларусь для него – имущество, за которое он будет бороться, но умирать за него не собирается, как заметил один известный политик.

- Как вам кажется, в этом году в ходе выборов масс-медиа легче или сложнее коммуницировать с представителями власти?

- Странноватая встреча Лукашенко с представителями трех независимых СМИ не смогла развеять устоявшуюся традицию: власть – закрытая каста, куда чужим путь заказан. Независимые журналисты – чужие для этой власти сегодня точно так же, как и пять лет назад.

- Роль масс-медиа на этих выборах – какова она?

- Мне кажется, СМИ используют для рекламы политической кампании, которая подавляющему большинству белорусов совершенно не интересна и не нужна. А многие независимые СМИ позволяют использовать себя в этом качестве, в качестве рекламных носителей инициатив власти.

Знаете, какие темы были самыми популярными на сайте «Беларускай праўды» в августе? Ситуация в Украине и президентская кампания – обе темы набрали по 9,44%. Формально нельзя сказать, что «выборы» не интересует граждан страны. Но разве такой резонанс вызывают общенациональные политические кампании, которые определяют судьбу страны на ближайшие пять лет?..

Недавно мы задали читателям «Беларускай праўды» один вопрос: «Нужны ли Беларуси "президентские выборы"? 43% считают, что президентский пост нужно упразднить, 36% ответили, что не нужны, потому что результаты известны еще до их начала, и только 13% считают, что такие «президентские выборы» нужны. 8% ответили, что давно пора ввести пожизненное правление действующего руководителя.

Безусловно, мы не социологи и не претендуем на некую научность опроса. Но общие настроения людей, мне кажется, здесь отражены достаточно четко.

- Что в этой ситуации могли бы сделать белорусские СМИ, чтобы выборы прошли хотя бы более честно?

- Официальные СМИ обслуживают государство, то есть Лукашенко, а независимая пресса не доходит до большинства населения. У себя в редакции мы долго спорили, стоит ли вообще писать про «выборы», которых нет. Мнения разделились. Я считаю, что в сложившихся условиях молчать о происходящем нельзя. Страна должна знать своих «героев», а мы обязаны показывать реальную картинку происходящего. Белорусы не дураки, они сделают свой выбор, они решат – стоит ли ходить на избирательные участки, пусть даже там наши голоса реально не считают.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: