Вы здесь

Шоу, которое всегда с тобой

Можно как угодно относиться к реалити-шоу, считая их уделом домохозяек, либо одиноких и глубоко несчастных людей, для которых чужая жизнь гораздо интересней своей собственной, но жанр этот не просто прочно укоренился на ТВ, но и охватил, кажется, все сферы жизнедеятельности человека.

Герои популярных реалити готовы заниматься в эфире всем: от возделывания приусадебных участков и ремонта домов до выживания в джунглях Амазонки и даже настоящих шпионских игр.

Так недавно британский телеканал Channel 4 запустил реалити-шоу Hunted («Преследуемые»), в котором простым людям необходимо в течение длительного срока скрываться от 30 бывших агентов спецслужб. Премьера передачи уже получила восторженную критику от прессы.

Еще бы, 14 добровольцев должны скрываться от преследования в течение 28 дней от 30 экспертов, работавших в полиции, армии и разведке.  При чем команду «охотников» возглавляет лично Бретт Ловгроув — бывший глава контр-террористического подразделения полиции Лондона.

По признанию создателей реалити-шоу, они хотели показать, как тяжело скрыться от спецслужб в «пост-сноуденовском» мире и насколько уязвимым становится человек, имеющий «цифровой след». Впрочем, некоторым героям шоу это все же удается.

А вот создатели реалити-шоу «Звездное выживание», которое с большим успехом идет на американском NBC, заполучили в качестве своего участника не кого-нибудь, а лично Барака Обаму.

Президент США стал первым среди своих коллег, который принял участие в реалити-шоу. Обама согласился на  подобный эксперимент, чтобы продемонстрировать навыки выживания в дикой природе на Аляске. И, надо сказать, ему это удалось.

Во всяком случае, американский лидер не отказался от предложения ведущего шоу полакомиться объедками тушки лосося, которую отставил медведь, которую, впрочем, предварительно поджарили на костре. «Рыба была бы вкуснее вместе с крекерами», - сказал президент США, пробуя на вкус предложенное угощение.

 

Немного истории

Вообще жанр «реалити» (шоу без сценария) появился в 1940-х годах прошлого века. Поначалу, разумеется, о прямых эфирах речи не шло. Шутки и розыгрыши людей транслировались в записи.  Так в 1947 году в эфире американского радио вышла передача «Скрытый микрофон», а в 1948 году – на телевидении появилась «Скрытая камера». В обеих передачах главной «фишкой» была реакция людей на ситуации, придуманные сценаристами.

Но сценарий сценарием, а жизнь жизнью. Потому наибольшую популярность среди большого количества видов реалити-шоу, получили шоу-подглядывания. Живые герои, помещенные в определенные условия (нередко замкнутое пространство), строят отношения, решают проблемы, переживают, влюбляются, ссорятся… Все как в жизни, или почти как в жизни.

Психологи связывают популярность таких реалити с подсознательным стремлением человека к «подсматриванию» за чужой жизнью, удовлетворением природного любопытства и стремлением к сильным переживаниям. И все это, как ни странно, не только удел одиноких, но и подсознательный выбор тех, кто ведет монотонный, пусть даже и насыщенный, образ жизни.

Критики, в свою очередь, говорят, что реалити-шоу плохо влияют на психику зрителя (особенно молодого), питая его нездоровое любопытство и предлагая в качестве образца для подражания не вполне адекватное поведение участников.

 

Шоу наших дней

О том, как белорусские политические реалити-шоу воздействуют на психику электората, никто толком не знает. Это тема для докторской, не меньше. Однако, в силу реалити, похоже, верят руководители всех государственных медиа (начиная от районок и заканчивая госканалами).

Сериал, в котором актерами, статистами и зрителями была вся страна, длился в наших СМИ в течение последних двух месяцев и триумфально окончилась в это воскресенье, 11 октября. Зрители рыдали, смеялись, аплодировали и требовали выхода артистов на «бис».

Президент, для которого эти выборы были всего только «техническим моментом» отказывался от первых ролей и тут же заполнял собой все пространство сцены. Декорации часто выглядели богаче самих «артистов». Суфлер стряхивал пыль с неизменных лозунгов о стабильности, мире и борьбе с коррупцией на всех уровнях, артисты щедро добавляли в свои спичи «перчинку», подавая одни и те же обещания под разными соусами.

И хотя итог этого реалити понимали даже дети, программы кандидатов, их выступления на радио и ТВ, их интервью в газетах активно обсуждали, критиковали, подвергали тщательному анализу. Электорат постепенно, хотя и не без доли апатии, включался в игру, которую, скорее по традиции, чем взаправду, называют выборами.

Для этого на экранах ТВ и в газетах постоянно появлялись «простые люди», которые заученными фразами объясняли что-то про «гражданскую ответственность», «право голоса», «важность участия» и «необходимости позаботиться о будущем твоей страны». Милиционеры, домохозяйки, учителя, директора заводов все как один вспоминали, как много для них сделала эта власть, как спокойно и уверенно им живется в нашей стране, как важно выбрать так, чтобы ничего не менять…

Для этого создавались документальные ленты о тяжелом прошлом и радужном будущем страны, похожие больше на комиксы о Супермене, чем на историческую ретроспективу. Для этого медиа пугали электорат беженцами в Европе, войной в Сирии, убийствами в США, недвусмысленно намекая на «правильный выбор».

И этот выбор без выбора, этот «чисто технический момент», в конце концов, показался многим таким натуральным, таким «реальным», что аудитория просто перестала отличать правду от вымысла, заранее заготовленный сценарий от обычной жизни.

«Помните, как раньше было плохо? – вопрошал телевизор. – А потом пришел он, и все стало очень хорошо. Просто замечательно». И даже те, кто не помнил, те, кто родился после и впервые пришел на участок (особенно те, кто), верил и шел. Заранее, на камеры, объясняя свой выбор желанием мира и стабильности, веря в то, что им в этом спектакле отведена важная роль, что их голос решает многое, если не все.

В конце концов, реалити поглотило всех, сделала героями единицы и похитило способность трезвой оценки происходящего у большинства, обеспечив всем участникам происходящего сильные эмоции на долгую память. Все, как задумывали те, кто однажды придумал этот жанр…

 

Евгений Максимовский специально для Mediakritika.by

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: