ОБ АВТОРЕ

Журналист, блогер.

Окончила журфак БГУ в 2011 году.

Журналист. Работает в команде портала мнений KYKY.org, автор Mediakritika.by.

Работала обозревателем по культуре БелаПАН, главным редактором Holiday.by.

Ведет блог

Вы здесь

Одиночество, темнота и свет

В фокусе

Несколько дней назад в помещении лофт-площадки Event Space открылась фотовыставка «Прикосновение». Этот спецпроект стал результатом фотокурса Белорусской ассоциации журналистов. Занятия вел известный белорусский фотограф, фоторедактор портала TUT.BY Сергей Балай. Студенты фотокурса создали 14 историй о людях, их жизни и чувствах.

После открытия фотовыставки я пообщалась с тремя авторами фоторабот. Они рассказали, почему решили пойти на курс БАЖа от Сергея Балая, чему научились у фотографа, как искали своих героев и о чем создавали свои фотоистории.

 

«Женщина. Кукла». История про женщину-свет

Марина Кондратьева создала фотоисторию «Женщина. Кукла». Она рассказала о Галине Савельевой, которая всю себя и свою жизнь посвятила куклам. Их созданию и работе с ними. «У кукол, как и у людей, судьбы разные. Одна может создаваться годами, а другая – за два-три месяца. Мистическим образом все они оживают на сцене», - говорится в описании проекта. Дадим слово его автору Марине Кондратьевой.

- Я пошла на учебный курс БАЖа по фото, который вел Сергей Балай, потому что мне интересна журналистика во всех ее проявлениях, я хочу изучать ее со всех сторон. Мне очень интересная фотография как жанр и конкретно фотокорреспонденция, фотография с точки зрения журналистики. Мне всегда хотелось научиться через фотографии передавать истории людей. Словами я умею рассказать о людях, захотелось попробовать по-новому преподнести материал своему читателю.

Главное, чему научил меня Сергей Балай во время курса – выходить из зоны комфорта. Он сразу сказал: тебе придется это сделать, хочешь ты этого или нет. Так и вышло. Курс был очень жесткий: один пропуск и ты вылетаешь. Каждый выходной мы должны были приносить результат. Каждую неделю, чего бы мне это не стоило: работа, учеба, семья - мне нужно было приносить две съемки. Тысяча снимков, из которых я должна была принести пятьдесят. И из них Сергей Балай выбирал два, которые стали частью фотоистории.

Я благодарна Сергею за то, что он научил меня выходить из зоны комфорта, быть ближе к герою, чтобы добиться больше, видеть мир шире, познать его. У меня уже есть несколько героев для следующих фотоисторий. Я научилась видеть людей по-другому, замечать их в толпе. Распознаю, что они особенные и уже сразу знаю, о чем хочу рассказать другим через них. Этому удивительному дару меня тоже научил Балай.

Моя героиня удивительная женщина. Я знаю Галину с детства, она жила в Орше, городе, где я родилась. Вела у меня кружок в школе. Однажды я случайно встретила ее в Минске много лет спустя. Я узнала ее, потому что она совсем не изменилась. Галина была удивительной тогда, в моем детстве, такой же осталась и сейчас. Оказалось, что она переехала в Минск. И когда нужен был герой для фотоистории, я подумала, о ком я бы хотела рассказать всей стране, у меня даже не было иных вариантов.

Галина несет свет в мир. Для нее не важны ни деньги, ни слава, ни комфорт, она просто делает свое дело. В тот момент, когда она создает картину, куклу либо спектакль что-то внутри тебя переворачивается, детям ли это адресовано, взрослым ли. Ты уже не будешь прежним, уходишь с ее спектакля другим. Именно этим она меня и привлекла.

 

«В темноте». Самого главного глазами не увидишь

Юлия Шабловская представила на своей первой коллективной фотовыставке историю «В темноте». Она рассказала об Александре, парне, который перестал видеть в 11 лет. «Саша не женат. У него нет девушки. Все свободное время он проводит в компании родителей в Оборке», - читаем мы в аннотации к истории.

- Я пошла на курсы, потому что моя специфика работы связана с журналистикой. Сейчас я отрабатываю распределение в молодеченской районной газете. Поняла, что если с текстами у меня все в порядке, то в фотографии мне не хватает навыков и знаний. Пошла подтянуть свой уровень и дотянулась до того, что думаю сейчас забросить печатную журналистику и стать гуру в фотографии (смеется).

Сергей Балай учил нас рассказывать о людях, показывать их судьбы через фотоистории. Конечно, мы обсуждали и технические вещи, но он поддерживал нас не столько технически, сколько эмоционально. Учил не бояться, открываться своему герою и не требовать от него больше, чем ты можешь сам сделать. Я вынесла урок, который, наверняка, будет вспоминать каждый из нас. Когда ты думаешь: «А, может, не надо?» вспоминаешь лицо Сергея: «Слушай, ну ты же понимаешь, что надо» И ты идешь и делаешь это.

Мой герой живет в Молодечно. Я писала о нем текст. С Сашей нас познакомили на предприятии, где работают в основном незрячие люди региона. Когда мне нужно было искать героя для фотоистории, я даже не задумывалась. Саша был первым в моем списке. Он очень коммуникабельный и открытый молодой человек, несмотря на то, что в его жизни случилось горе. Некоторые люди рождаются без зрения, а он в одиннадцать лет потерял его…

Благодаря общению с ним я перестала бояться открываться людям, которых снимаю. Мы требуем от них посмотреть на нас, принять какую-то позу, но в это же время сами прячемся за фотоаппаратом. Курс дал мне умение общаться с человеком, который находится по ту сторону камеры. Если у вас случается понимание, какая-то эмоция, тогда случается и твоя фотография, даже дружба с твоим героем.

Выставка – не только волнующее для меня событие как для одного из авторов фотографий, но и новый опыт, который курсами не подразумевался. Теперь я знаю, какие есть подводные камни в организации такого рода выставок.

 

«Тридцать лет одиночества». Вы нужны своим близким

Марина Овсянникова сняла историю про Татьяну Романовну. Ей 73 года, более тридцати из которых она живет одна в деревянном доме на окраине одного из райцентров Беларуси. «Проснуться, затопить печку, сварить суп, посмотреть телевизор, измерить давление - нехитрый набор пожилого человека. Одинокого человека. Когда каждый день повторяет предыдущий. И ничто не нарушает дыхания времени».

- Я решила пойти на фотокурсы БАЖа, потому что лет десять назад работала журналистом в газете и занималась документальной съемкой. Тогда мы снимали на «мыльницы», это было по-дилетантски, а мне всегда хотелось хорошо фотографировать, потому что меня интересует именно документальная фотография.

Сергей Балай научил меня видеть то, что не бросается сразу в газа. Когда я только начинала работать над своей фотоисторией, мне казалось, что у меня получаются невыразительные снимки, которые не говорили ничего о характере героя. А в конечном результате появились кадры, которые говорят не столько о герое, сколько помогают представить своих родственников на его месте, понять тему истории.

Первоначально у меня должна была быть другая съемка. Я уже договорилась с клоуном. Но цирк Анны Бонд, в труппе которого он работает, как раз во время, когда мне нужно было снимать, уезжал на гастроли. Когда я нашла эту бабушку, я поняла, что эта та история, о которой я хочу рассказать через фото и представить ее людям.

Мне хочется, чтобы каждый, кто знакомится с этой историей, вспоминал о своих родственниках, которые живут далеко. Наверное, у каждого из нас есть такие люди. И нам иногда кажется, что наши близкие – вечные, будут с нами постоянно. На самом деле, это не так и нужно быть с ними намного чаще. Чем старше ты становишься, тем глубже понимаешь, что в старости никому не хочется оставаться одному. 

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: