ОБ АВТОРЕ

Окончила факультет журналистики БГУ, Высшую школу журналистики им. М. Ваньковича в Варшаве.

Работала корреспондентом в "Газете Слонімскай", журналистом в онлайн-проекте Ximik.info, была автором и ведущим программы "Асабісты капітал" на телеканале "Белсат".

С 2010 года  координатор кампании ОО "Белорусская ассоциация журналистов" - "За якасную журналістыку".

Член Правления БАЖ.

Руководитель проекта Mediakritika.by

Вы здесь

Настраиваем внутренний камертон

Ремесло

Трагедия российского самолета, летевшего из Шарм-Эш-Шэйха в Санкт-Петербург, и унесшая жизни 217 человек, еще раз показала: в экстремальных ситуациях многие медиа, даже из числа качественных, потеряли чувство такта и в погоне за скоростью передачи информации и поиском «сенсаций», отставили чувства своих читателей на второй план.

Некоторые СМИ словно специально выбрали тактику максимально сильных ударов по психике аудитории, буквально погребая неподготовленных людей под душераздирающими фотографиями жертв катастрофы, сделанными за считанные часы и минуты до трагедии.

Так «Комсомольская правда» в Белоруссии» опубликовала подборку фотографий погибших из социальных сетей – молодых семей, детей, парней и девушек, чьи жизни трагически оборвались в небе над полуостровом Синай. Самой маленькой жертве катастрофы не исполнилось и года. Лица детей слегка заретушированы, но смотреть на них от этого не легче.

Та же «Комсомолка», а за ней и «Радио Свобода» разместили информацию о единственном погибшем в катастрофе белорусе с его фото, дали комментарии родственников. И тут же признались, что на момент публикации мать Романа Серединского не знала о смерти сына…

Похоже, редакции обоих медиа решили не обременять себя этическими терзаниями, что если мать узнает о смерти сына из СМИ? Хотел бы кто-то из журналистов оказаться на ее месте? Очень сомнительно.

Избежать подобных «ляпов» можно было, остановись журналисты на минуту, изучи рекомендации коллег, выработай раз и навсегда внутриредакционные правила, к которым можно было бы всегда вернуться в случае необходимости. Тем более что этих правил и прецедентов было не мало. Увы, это не первая и не последняя катастрофа такого рода.

Так, к примеру, семьи погибших в авиакатастрофе нидерландского Боинга в небе над Донбассом уже просили СМИ не публиковать фотографии с места катастрофы. «Пожалуйста, подумайте, что мы чувствуем, когда видим все это. От всех родственников я прошу: пожалуйста, помогите нам в это чрезвычайно трудное время», - писала Маймон Сарпан, мать погибшего бортпроводника.

Еще раньше польские СМИ делали выбор в пользу не публикации информации и, кажется, ничуть не потеряли в глазах аудитории. Так, когда под Смоленском разбился самолет с польской политической элитой, и на месте катастрофы оказались блогеры и журналисты, полякам предлагали купить фотографии жертв, но даже такой крупный таблоид как Super Express,  по признанию его главного редактора Славомира Ястшембовского, не поддался искушению и отказался от сделки по этическим соображениям.

Многие медиа отказались от публикации утонувшего сирийского мальчика, равно как и фото изуродованного тела Каддафи, также руководствуясь заботой о психическом здоровье аудитории.

Рекомендации касательно освещения темы трагедий и техногенных катастроф в СМИ доступны в сети. Так американский Центр «Дарт» по журналистике и травмам обращает внимание рекомендации кодекса этики Общества профессиональных журналистов «быть чувствительными в поиске и использовании интервью и фотографий тех, кто пострадал в катастрофе» и «признавать, что сбор и распространение информации может причинить вред или дискомфорт».

И приводит несколько рекомендаций, касательно освещения трагедий. Среди них:

· Не позволяйте себе прямые трансляции убийства или самоубийства, особенно с близкого расстояния и, показывая раны и кровь.

- Давайте информацию в эфир с задержкой в несколько секунд во время прямых трансляций, чтобы иметь возможность принимать решение о том, что показать.

· Настаивайте на том, чтобы фотографы и графические редакторы присоединялись к другим редакторам в принятии решения, какие фотографии подойдут для публикации или эфира.

· Будьте уверены, что родственники жертв были уведомлены, прежде придать публичности личность жертвы (по возможности).

· В телевизионных новостях заблаговременно предупредите зрителей о том, что вы собираетесь показать, чтобы кто-то мог покинуть комнату, вывести ребенка или переключить каналы.

· Помните, что дети могут увидеть фото в газете, которая останется лежать на столе.

· Думайте об эффектах фотографий, опубликованных на первой странице и внутри издания.

· Независимо от того, какие фотографии или кадры вы решите использовать, надо рассказать всю историю – до, во время и после – что случилось с человеком, а не только про его смерть.

При этом специалисты Центра "Дарт" отмечают, что эти и другие рекомендации, не могут быть исчерпывающими и освободить журналистов и редакторов от постоянного мучительного этического выбора, который является частью их профессии.

Следует подчеркнуть, что подобные рекомендации в связи с теми или иными трагическими происшествиям время от времени публикуют и другие журналистские организации. Так Немецкий совет по делам прессы отреагировал на освещение массовый расстрел жителей в американском кинотеатре серией рекомендаций для журналистов и медиа. Среди них есть и такие:

1. Фотографии жертв нельзя использовать в качестве заставочного фото для иллюстрации материала.

2. Публикация фотографий жертв возможна в единичных случаях в контексте документального материала. Однако полные имена жертв указывать не рекомендуется. Раскрытие деталей, относящихся к личности жертв (хобби, ближайшее окружение) недопустимо. Материалы об отдельных жертвах без согласия родственников запрещены. Исключения составляют люди, представляющие интерес для всего общества.

3. В случае если редакция публикует фотографии людей в трауре, необходимо решить, может ли происходящее стать достоянием общественности и отобразить всю трагедия происшедшего в допустимых рамках, или будет ли публикация фотографии являться нарушением личных прав изображенных на ней людей.

Корпорация Би-Би-Си требует от своих журналистов и редакторов всегда соблюдать баланс между «интересом общественности в полном и точном освещении» событий и необходимостью «избегать необоснованного нарушения неприкосновенности частной жизни», когда журналисты сообщают об авариях, катастрофах, беспорядках, насилии в отношении отдельных лиц или войны.

Согласно внутреннему кодексу Би-Би-Си производственная необходимость не должна становиться определяющим фактором в публикации частной информации.

«Мы должны свести к минимуму любые возможные страдания выживших жертв и их родственников», - говорится в рекомендациях корпорации своим журналистам и редакторам.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: