ОБ АВТОРЕ

Журналист, обозреватель, специалист в области Public Relations.

Окончил биофак БГУ. Карьеру журналиста начал в 1995 году в журнале «Дело». Cотрудничал с «Белорусской деловой газетой» до ее закрытия, газетой «Московский комсомолец в Белоруссии», «Бизнес-леди», «Финансовый директор», «Детективной газетой», порталом BEL.BIZ, информационным агетством «Интерфакс».

Был собкором в Беларуси российского информагентства Stringer. Занимал должность заместителя директора радиостанции «Сталіца».

Работал PR-менеджером в «Международной финансовой корпорации» (IFC).

С весны 2010 года – собственный корреспондент в Беларуси российского федерального издания «Газета.Ru».

С января 2013 года – снова работает в БДГ (теперь под брендом «БДГ Деловая газета»).

Вы здесь

Онлайн-офисы, пригодные для редакций СМИ: новое поколение

По мере того, как интернет-доступ становится все более быстрым, стабильным и всепроникающим, онлайн-офисы начинают составлять все большую конкуренцию офисным пакетам, установленным на компьютер пользователя.

С точки зрения редакций СМИ, главное их преимущество, – возможность совместной работы над текстом, скажем, редактора и журналиста. А другие инструменты – такие, как онлайн-таблицы, – используются отделом рекламы, бухгалтерией и другими сотрудниками. В этом смысле онлайн-офисы ничем не отличаются от своих собратьев, инсталлируемых на компьютер.

Между тем, еще одно принципиально важное преимущество онлайн-офиса для редакции небольшого СМИ – возможность организовать и синхронизировать работу редакции одновременно из разных точек, задействовав в коллективном процессе сотрудников, работающих из дома или удаленных офисов (так, например, работает сегодняшняя редакция «БДГ. Деловая газета»). Знаю как минимум три белорусских издания, которые в своей работе используют пакет Google Docs – к слову, все они – региональные.

Однако буквально за последние пару месяцев для пользователей открылись сразу несколько онлайн-инструментов для работы с документами. Хороший повод для того, чтобы сделать небольшой их обзор.

 

Dropbox Paper

Компания Dropbox, прежде известная своим популярным облачным хранилищем данных, запустила совершенно новый продукт под названием Paper. Он объединил в себе функционал сразу нескольких сразу нескольких веб-сервисов, таких, как Evernote и Google Docs. Это уже даже не облачный офис, это инструмент для совместной работы над проектами и обмена идеями.

Пока сервис Paper доступен только в виде веб-приложения, хотя компания обещает в дальнейшем представить также версию для мобильных устройств. О сроках разработчики не говорят: по их словам, финальный продукт будет готов тогда, когда Dropbox убедится в целесообразности его выпуска и увидит к нему интерес. Пока же можно поучаствовать в его тестировании в закрытом режиме. Чтобы получить приглашение, необходимо подать заявку на официальном сайте: заходим вот сюда (https://www.dropbox.com/paper), регистрируемся и ждем приглашения. Лично я получил его три недели спустя. Пока все доступно только в англоязычной версии, остальные языки обещают добавить позже.

Первое, что видит пользователь Paper, – текстовый онлайн-редактор, запускаемый в окне браузера. Он получил минималистичный интерфейс, и практически не имеет инструментов для форматирования. На белой подложке отображается текст, можно изменять его величину – доступны всего три размера для параграфов и заголовков. Выбрать другой шрифт нельзя. Зато можно сделать текст жирным, наклонным и подчеркнутым. Можно также оформлять цитаты.

При этом Paper изначально предназначен для совместной работы – несколько пользователей могут работать над документом одновременно. Как в Google Docs, несколько пользователей могут дополнять документ в одно и то же время. Действия каждого из них обозначаются цветным курсором, а на полях высвечивается его имя, чтобы можно было отследить, какие изменения он внес файл.

Разработчики не устают подчеркивать, что основная задача Paper – делиться смыслами и контентом, а не заниматься красивым оформлением текста. В данной ситуации это как раз то, что нужно работающему удаленно журналисту. Ведь от того, как он оформит текст в редакторе, абсолютно не зависит, как этот текст будет выглядеть на страницах его издания. Скорее, избыточное использование функций по оформлению текста вызовет лишь недовольство редактора и верстальщика.

Зато Paper получил достаточно широкие возможности для интеграции мультимедиа. Например, пользователь может вставить фотографию. Прямо в текст можно вставить любой файл, хранящийся в Dropbox. Например, если перетащить в окно серию фотографий, они будут организованы в виде мини-галереи, а если вставить URL-адрес, Paper автоматически сформирует предпросмотр ссылки, как Slack.

Можно размещать ссылки на видеоролики из YouTube или музыкальные треки из Spotify или SoundCloud. В этом случае воспроизведение будет возможно прямо из документа. То есть пользователю не потребуется идти на другой сайт. Более того, новинка работает также со ссылками Google Drive и Google Docs. Это первый случай интеграции этих сервисов с экосистемой Dropbox. Также в Paper можно обмениваться, в том числе, ссылками на файлы Microsoft Office. Dropbox с некоторых пор поддерживает просмотр и редактирование таких файлов.

Но не только журналисты и редакторы возрадуются. Paper также позволяет руководителям проектов создавать списки задач и назначать их исполнение различным сотрудникам, указывая их имена в сопровождении символа @. Есть и встроенный чат, и система организации текстовых файлов-«заметок». Кроме того, приложение получило встроенную функцию автоматического форматирования кода, что делает его подходящим для программистов и веб-дизайнеров.

В общем, в результате получился даже не столько онлайн-офис, сколько система корпоративного портала обмена информацией, типа Confluence.

 

Google Apps

В октябре этого года корпорация Google специальным пресс-релизом сообщила о том, что пакет офисных приложений Google Apps for Work станет свободным не только для частных, но и для корпоративных пользователей. До сих пор только частные лица могли бесплатно использовать Google Apps, а коммерческие предприятия и правительственные учреждения должны были платить за использование этого самого популярного в мире пакета для онлайновой работы с документами.

Напомню, что в этот пакет включены популярные веб-приложения Google, в том числе Gmail, Google Диск, Google Hangouts, Google Календарь и Google Документы (Google Docs). Пакет предоставляет дополнительные возможности для корпоративных клиентов, такие как адреса электронной почты в домене компании, 30 Гб и более для хранения писем и документов, а также круглосуточная поддержка по телефону и электронной почте. Поскольку Google Apps – это облачное решение, все пользовательские данные хранятся в защищенных дата-центрах Google, а не на локальных серверах компании или компьютере пользователя, как это происходит при использовании таких пакетов, как Microsoft Office или OpenOffice.

Это решение интернет-гиганта позволит редакциям белорусских СМИ вполне легально и бесплатно использовать не просто офисный пакет, «заточенный» под совместную работу над документами, но целую комплексную систему, которая может взять на себя всю нагрузку по компьютеризации небольшой или даже средних размеров редакции.

До сих пор пакет Google Apps for Work обходился бизнесу в $5 за пользователя в месяц за базовую версию и в $10 за пользователя в месяц за расширенную версию, включающую такие дополнительные функции как, например, увеличенный объем облачного хранилища и архивирование переписки электронной почты. Понятно, что теперь некие ответные меры будет вынуждена предпринять корпорация Microsoft продвигающая собственный облачный пакет Office 365 Commercial. Цена подписки на этот пакет варьируется в пределах от $5 до $12,5 за пользователя в месяц в зависимости от выбранного ассортимента функций.

 

Office Online для Google Chrome

Корпорация Microsoft ответила конкуренту уже 30 октября, представив публике расширение Office Online для Google Chrome. Оно позволяет пользователю получить мгновенный доступ к файлам Microsoft Office, находящимся в облачном хранилище OneDrive или OneDrive for Business. Само по себе расширение очень простое, его размер – всего четверть мегабайта. После установки справа от адресной строки Chrome появляется кнопка, при нажатии на которую виден список недавно измененных файлов Word, Excel, PowerPoint, OneNote и Sway. Пользователь может продолжить редактирование, создать новый файл или открыть его – все это непосредственно в окне браузера. Также поддерживается работа с файлами, хранящимися на диске ПК. Никакие локальные приложения при этом не задействуются – вся работа происходит в онлайн-версиях Word, Excel и т.д.

 

Примечательно, что Microsoft выпустила свое расширение для конкурирующего браузера. По прогнозу Gartner, уже к концу нынешнего года Chrome обойдет Internet Explorer на корпоративном рынке, а в 2016-м займет уже две трети этого сегмента. Наличие удобного доступа к файлам из Chrome, который предлагает Office Online, поможет Microsoft удержать клиентскую базу.

Пока доступ к онлайн-редактированию файлов Office бесплатен в некоммерческих целях. Для этого нужен аккаунт Microsoft. Корпоративным пользователям потребуется оформить платную подписку на Office 365, и только после этого они получат право пользоваться продуктом.

 

«Мойофис»

Не могу в этом обзоре не упомянуть и такой продукт, как российский офисный пакет «Мойофис» (да, пишется именно так, слитно), разработанный компанией «Новые облачные технологии». В конце октября эта компания сообщила, что у нее уже готовы коммерческие версии пакета офисных приложений «Мойофис» для десктопов и ноутбуков под управлением Windows XP (32-разрядная версия), Windows 7 (32- и 64-разрядные версии) и Windows 8 (64-разрядная версия). Пакет включает программы для просмотра и редактирования текстовых документов и электронных таблиц в популярных форматах DOC, DOCX, ODT, XLS, XLSX, ODS, PDF, а также почтовый клиент, позволяющий работать со всеми популярными почтовыми системами и протоколами. При этом сами «Новые облачные технологии» свой продукт не продают, желающим его купить надо будет обращаться к дистрибьюторам. В компании рассчитывают, что к концу 2016 года с их офисным пакетом будет работать около миллиона сотрудников российских организаций. Что вполне вероятно, развернувшуюся сейчас в России «движуху» по отказу от западного ПО, особенно в госструктурах.

 

Нам, впрочем, более интересно другое – то, что для частных лиц пакет «Мойофис» станет доступен в первой половине 2016-го, и использование ключевых функций программ для них будет бесплатным. Дело в том, что по своей структуре и функционалу он очень подходит для совместной работы журналистов и редакторов в СМИ, и прежде всего – для территориально разнесенных, «виртуальных» редакций.

Пакет «Мойофис» изначально ориентирован на возможность установки его приложений в частном облаке клиента (в нашем случае – на сервере редакции) или открытом облаке оператора (провайдера). Собственно, с самого начала облачная платформа (PaaS) этого офисного пакета разрабатывалась на базе единого ядра для отображения и редактирования документов распространенных форматов, включая форматы Microsoft Office, с соблюдением жестких стандартов безопасности и надежности хранения и обработки документов. В нем не просто реализована, но и глубоко проработана технология совместной работы с документами Обеспечен совместный доступ к данным, разграничение прав пользователей, поддержка версий, защита и резервное копирование документов.

В дальнейшем различные версии документов и файлов через облачное хранилище будут синхронизироваться в реальном времени на различных устройствах, в том числе мобильных. Такой подход заметно упростит взаимодействие редактора с журналистом, который находится на выезде – скажем, на пресс-конференции или в обзорной поездке по агрогородкам Витебской области.

Как следует из планов, озвученных компанией «Новые облачные технологии», в дальнейшем пакет «Мойофис» сможет работать на широком спектре программных платформ и устройств, включая ПК под управлением Microsoft Windows, MacOS и Linux, планшеты и смартфоны на базе iOS и Android. При этом интерфейс всех компонентов «Мойофис» будет адаптирован под особенности различных платформ, но дизайн интерфейса и элементов управления при этом сохранит единообразие – документы будут иметь единый внешний вид вне зависимости от типа используемого устройства и его операционной системы.

Для справки: компания «Новые облачные технологии» позиционирует себя как разработчик и поставщик полнофункционального офисного ПО для рабочих станций и мобильных устройств. С 2013 года компания осваивает российский рынок под торговой маркой «Мойофис». В свою очередь, за пределами России «Новые облачные технологии» продвигают свои программные офисные продукты и облачные сервисы под брендом Collabio Office. В штате компании более 250 специалистов, которые работают в офисах в России (Москва, Санкт-Петербург), в Беларуси и в Украине.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: