ОБ АВТОРЕ

Окончила факультет журналистики БГУ, Высшую школу журналистики им. М. Ваньковича в Варшаве.

Работала корреспондентом в "Газете Слонімскай", журналистом в онлайн-проекте Ximik.info, была автором и ведущим программы "Асабісты капітал" на телеканале "Белсат".

С 2010 года  координатор кампании ОО "Белорусская ассоциация журналистов" - "За якасную журналістыку".

Член Правления БАЖ.

Руководитель проекта Mediakritika.by

Вы здесь

Колонка редактора: Пропаганда, которая всегда с тобой

Удивительно, но факт: из конференции в конференцию, из семинара в семинар журналисты стран-соседей России всерьез обсуждают один и тот же вопрос «Как противостоять агрессивной пропаганде соседки?» И так продолжается последние год-полтора.

Очередная встреча в Брюсселе журналистов из стран Восточного партнерства свелась, по сути, к тому же «насущному» вопросу. Дескать, кто виноват, понятно, а вот что с этим делать – нет.

Забавно, но вроде как актуальный вопрос, таит в себе одну маленькую, но неприятную заковырку: противостоять пропаганде, по сути, можно лишь двумя путями – заняться антипропагандой (что, по большому счету, одно и то же), либо продолжать «гнуть свою линию». То есть просто быть журналистом, не пытаясь подтасовывать факты, не закрывая глаза на существование определенных мнений и настроений и не пытаясь раз и навсегда заставить кого бы то ни было поменять свою точку зрения, используя запрещенные в журналистике приемы манипуляции.

Конечно, хорошо бы кто-то сильный  и большой вырубил рубильник, либо перенес нашу страну подальше от агрессивной соседки, но мы ж с вами, вроде как, взрослые люди, в сказки не верим, потому как нет в мире такого ветра, который занесет наш «вагончик» с Тотошкой в Изумрудный город. Так что, соседей, увы, выбирать нам не придется, границы на замки – не закроем, да и в Интернете заборов не понаставим.

В общем, все, что остается – работать. Журналистами, разумеется. Причем так быстро, качественно и аккуратно работать, чтобы пропаганда за нами не успевала.

Пока же ситуация, увы, выглядит так, что именно солдаты информационных войн подкидывают журналистам «дровишки»-инфоповоды. И работы целых редакций СМИ сводятся к тому, чтобы развенчивать сказанное и показанное. Да, в этой области родились и выросли целые вполне успешные проекты, как, например, украинский StopFake. Но, к сожалению, психология восприятия информации такова, что люди склонны верить первому услышанному посылу. При таком раскладе журналистам с их проверенной, но запоздавшей информацией ничего не светит.

Остается, как уже отмечалось выше, только работать на опережение. То есть всегда держать руку на пульсе, знать, что волнует и потенциально может волновать аудиторию и давать ей максимально полную картину происходящего. Не приукрашивая, но и не сгущая краски.

А пропаганда? Она всегда будет где-то рядом. Увы, но в мире каждый день появляются сотни тысяч инфоповодов, которые кто-то хочет не просто скрыть, но переиначить, подставить к ним противоположный знак, приодеть и причесать по собственном усмотрению. И пока журналисты не научат свои аудитории критически оценивать все происходящее вокруг, пока сами не научатся задавать правильные вопросы, можно сколь угодно долго обсуждать стратегии противостояния пропаганде в любой точке мира.

И здесь важно понимать, что потребители медиа на постсоветском пространстве не имеют должных навыков для того, чтобы отделять зерна от плевел. Их столетиями учили доверять СМИ, которые «не соврут», потому что являются гласом власть предержащих, от которых «все зависит». Они не умеют проверять информацию, потому что десятилетия у них просто не было возможности сравнить новости из разных источников.

Сегодня такая возможность, вроде бы, есть, но сила информационного потока возросла в разы, а количество информационного мусора просто зашкаливает. В такой ситуации разобраться в происходящем могут единицы.

И задача профессиональных журналистов в этой связи, по большому счету, сводится к отказе от перепроизводства сиюминутных новостей, снижению уровня информационного шума, повышению качества производимой информации. Надо дать аудитории возможность перевести дух, спокойно и вдумчиво разобраться в том, что происходит, рассмотреть проблему с разных сторон и ответить самому себе на все возникающие вопросы.

Справились – получили на выходе благодарного читателя и зрителя, вооруженного набором нужных знаний и навыков, способного при встрече с пропагандой как минимум усомниться в ее посыле. Не справились – никакие новые медиа, никакие финансовые вливания в уже существующие не помогут.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (2 оценок)
распечатать Обсудить в: