ОБ АВТОРЕ

Журналист, обозреватель, специалист в области Public Relations.

Окончил биофак БГУ. Карьеру журналиста начал в 1995 году в журнале «Дело». Cотрудничал с «Белорусской деловой газетой» до ее закрытия, газетой «Московский комсомолец в Белоруссии», «Бизнес-леди», «Финансовый директор», «Детективной газетой», порталом BEL.BIZ, информационным агетством «Интерфакс».

Был собкором в Беларуси российского информагентства Stringer. Занимал должность заместителя директора радиостанции «Сталіца».

Работал PR-менеджером в «Международной финансовой корпорации» (IFC).

С весны 2010 года – собственный корреспондент в Беларуси российского федерального издания «Газета.Ru».

С января 2013 года – снова работает в БДГ (теперь под брендом «БДГ Деловая газета»).

Вы здесь

Услышать п(р)о радио

Компания «ГЕВС» представила результаты своего социологического исследования аудитории белорусских FM-радиостанций, которые слушают жители Минска. Оно оказалось не просто интересным само по себе, но и подтолкнуло к более обстоятельному и менее формальному анализу того, что сейчас происходит в столичном FM-эфире.

Исследование «ГЕВС» проводилось непрерывно в две волны: с 14 сентября по 4 октября 2015 года и с 19 октября по 9 ноября 2015 года. Отчет касается только Минска из-за специфики FM-вещания: если телевизионные «кнопки» у нас примерно одни и те же на всю страну, то набор FM-станций в каждом городе свой. Да и далеко не во всяком городе вообще имеется ультракоротковолновое вещание.

Первое, что удивляет, – это то, как мало слушателей в Минске приходится на одну FM-станцию. Итак, в Минске вещает 20 станций FM-диапазона.

Внимание в исследовании сосредоточено на жителях Минска в возрасте 12-65 лет. По данным Национального статистического комитета РБ, общая численность жителей Минска в этом возрасте составляет 1.486.188 человек. Если поделить на 20, то получается, что одна радиостанция может рассчитывать всего чуть больше чем на 74.000 потенциальных слушателей. Но на деле эта цифра в разы меньше.

То есть в среднем в день каждую станцию хотя бы раз может включить 22.775 человек, в среднем за неделю – 42.635 человек. Охват, мягко говоря, небольшой.

Однако все не так плохо. Более того, возьму на себя смелость сказать, что после некого периода забвения радио как вид СМИ сегодня переживает заметное возрождение. Причем, что интересно, под плотным патронажем государства. Как говорится, «я там был, я это видел».

Еще в 1998 году Министерство информации и Белтелерадиокомпания успешно запустили первый государственный FM-проект – в радиостанцию принципиально нового типа было преобразовано радио «Сталіца». После этого государство совершило великолепный маневр – оно раздало FM-частоты самым различным государственным структурам и прогосударственным общественным объединениям. Собственные станции организовали БГУ и телеканал ОНТ, официальные профсоюзы, БРСМ, Минский облисполком и Мингорисполком и т.д.

И хотя на протяжении нескольких лет часто говорили об упадке радио как канала коммуникации, это мнение оказалось неверным. У радио есть категории слушателей, которые всегда были и останутся таковыми, сколь бы ни было велико влияние телевидения и интернета. Именно радио слушают в машинах, в офисах, в кафе и разного рода забегаловках, в кабинете зубного врача и на рабочем месте вахтера. То есть аудитория радио на самом деле достаточно велика, что в конце 1990-х хорошо поняли наши идеологические власти.

Mediakritika.by показала результаты исследования одному из редакторов 1-го Национального Канала и известному радиожурналисту Вадиму Орлову (имя изменено по просьбе героя). И обсудила с коллегой ситуацию в минском радиоэфире.

- Вадим, когда-то мы с тобой делали из «Сталіцы» первую государственную FM-станцию. А сегодня сколько станций из 20-ти минских получают государственное финансирование?

- Это, разумеется, 1-й Национальный Канал и «Сталіца», это «Культура», «Минская Волна» и «Радио Минск», и «Радио Мир».

- Но есть же еще станции, которые финансируются из бюджета опосредованно, через организации-учредители. Например, UNISTAR принадлежит БГУ, а «Новое радио» и «Народное радио» – Федерации профсоюзов. «Радио ОНТ» принадлежит соответствующему госканалу, а «Пилот FM» принадлежит БРСМ. То есть выходит, что больше половины станций прямо или непрямо, но финансируются из бюджета, хотя и имеют формально статус коммерческих.

- Да, только хочу заметить: насколько я знаю, БРСМ практически никогда не вкладывал деньги в свой радиопроект, если не считать первоначальных вложений в организацию самой радиостанции.

- Эта диаграмма показывает, что слушают радио преимущественно в офисах и машинах. Но вот тебя не удивляет какой-то высокий уровень прослушивания радио дома (17,3%)? Вроде же есть и телевизор, и музыкальные центры… Кто слушает радио дома?

- Хозяйки слушают. Люди, которые работают на дому, – они тоже слушают.

- Хорошо, давай посмотрим на список лидеров эфира. В первой тройке только одна станция по сути белорусская (UNISTAR), а две другие формально белорусские, но реально – русские. Это «Русское радио» и «Радио Рокс» с его шансоном. Почему так?

- Потому же, почему мы смотрим так много телевизионных каналов с российским контентом. Поп-, рок-звезды – все российское. Российская культура превалирует. Не потому, что она сильнее или интереснее, – это заложено изначально, да и она понятна – потому и превалирует.

Что касается «Радио Шансон» (ну не могу я его называть «Радио Рокс»!), то с ним, в принципе, та же история. Это культура, которая, к сожалению, приходит к нам уже с другой стороны – «культура бескультурья». Хотя на «Роксе» стараются больше давать шансона именно как шансона, то есть в изначальном понимании этого слова. Но все равно именно «Рокс» звучит и в такси, и в маршрутках, и в междугородних маршрутках. Потому что это совершенно простые песенки «ни о чем», простые мелодии, которые не являются настоящей культурой. В большинстве своем слушатели шансона – это люди, которые приехали в Минск из деревни. И первым делом здесь они познакомились с местной шпаной, а не с культурными людьми.

Некоторые да, выросли, поднялись культурно. Но большинство – пошли работать на завод, в троллейбусное депо, таксовать… Плюс Минск когда-то (после войны) во многом заселялся людьми, которые приехали из России, которые пели российские песни и просто издевались над белорусским языком, белорусской культурой. А теперь наше быдло, как бы перенимая российскую культуру, подменяет ее тем, что видит у местной шпаны.

- Хорошо, ну а за счет чего выигрывает «Новое радио», которое в рейтингах стоит достаточно высоко?

- «Новое радио» придумывает какие-то новые фишки, что-то активно делает. У них и вправду есть какие-то новшества, которые бывают забавные, бывают интересные.

- Какие станции ты бы назвал наиболее успешными в рекламно-коммерческом плане? В отчете об этом не говорится.

- Самые прибыльные – это «Радио Рокс» плюс «Русское радио», причем они работают в связке, так как принадлежат одному и тому же хозяину. И студия у них, считай, одна и та же. По большому счету, им и работать особо не надо – на них работает их музыка. «Русское радио» в Беларуси остается российской франшизой, а вот «Рокс» полностью принадлежит белорусскому собственнику.

Когда-то хорошо работали рекламщики на «Би-Эй», но теперь эта радиостанция полностью «сдохла» и говорить о ней всерьез не приходится – 1,6% городской аудитории. А ведь когда-то это была первая собственно белорусская FM-станция, их слушали все.

- Сколько процентов слушателей должна иметь в Минске FM-станция, чтобы стать прибыльной за счет рекламы?

- От 10%.

- Посмотри напоследок эти две диаграммы. Как видим, радио слушают в основном мужчины, но женщины слушают его чуть дольше. Почему такой расклад?

- Ну, радио это все-таки техника, а техника для женщины по определению – тяжелая вещь. Так что мужики хоть и фрагментарно, но слушают все-таки чаще, просто потому что это какая-то техническая штука, с которой надо совладать. Но женщины – они более привязчивы к чему-то. Посмотри по сериалам, посмотри по чему-то другому. Это просто эмоциональный фактор – что бы мы там не говорили о гендерном равенстве, мы все разные.

Мужикам интересно пощелкать кнопками, что-то поискать новое. Они постоянно ищут что-то новое. Женщины более эмоционально привязываются. Если они остановились на чем-то, то они будут это упорно слушать, ждать этой программы и так далее. У каждого пола есть свои особенности, и их нужно учитывать – в том числе и при построении радиоэфира.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: