Фотограф Александр Васюкович отправился туда, где идет вооруженное противостояние, чтобы разобраться – кто эти люди, которые добровольно идут на войну. Прошло время, и некоторых из них уже нет в живых. Остались лишь снимки, которые Александр, по просьбе самих солдат, делал «на память»...
В интервью Mediakritika.by Александр Васюкович рассказывает о своем новом проекте «Фото на память» и о том, что «герои очень даже умирают».
– Александр, расскажите, почему вы решили поехать на восток Украины?
– Я поехал на восток Украины летом 2014 и пробыл там около трех недель. Мотивация была такая: до этого я снимал на Майдане, делал такие красивые картинки-иллюстрации события. Проанализировав свою работу, я понял, что недостаточно хорошо показал – кто эти люди, которые решили выйти и добиваться своего.
Многие из тех, кто были на Майдане, теперь шли воевать как добровольцы. Тогда я решил поехать и сделать проект именно об этих людях. И это у меня получилось.
Я задавал героям разные вопросы: кто они? откуда? кем работают? были ли на Майдане и почему вообще решили пойти воевать? В батальон шли абсолютно разные люди – дизайнеры, водители, некоторые уже участвовали в боевых действиях.
А фотографии для проекта «Фото на память» действительно были сняты на память. Долгое время я никому их не показывал. Только раздал тем, кто на них был снят.
– На войне смерть всегда ходит близко. Какие-то меры предосторожности приходилось соблюдать?
– Я не проходил никакого обучения, а поехал на войну на свой страх и риск. Вначале все меры безопасности заключались в том, что я купил каску. А потом нашел, где можно раздобыть бронежилет. Взял с собой какие-то базовые медикаменты. Посмотрел материалы, как оказывать первую медицинскую помощь. В общем-то, на этом всё. Но в любом случае нужно вести себя аккуратно и понимать, что никакая фотография не стоит жизни.
– Страшно было?
– Местами бывало и страшно. В первый же выезд, когда началось наступление, я попал вместе со всем в засаду. И там была действительно плохая ситуация. Я достаточно долго пролежал на земле, а потом бежал в бронежилете очень быстро.
Самый страшный момент был в том, что на следующий день нам нужно было идти на то же место. Потому что с первого дня город никто не взял, но то, что его надо взять, никто не отменял. И именно на том участке было много раненых и погибших… И это было действительно страшно.
А дальше ты уже просто привыкаешь. Главное – вести себя рационально. И не впадать в панику.
– Почему вы решили сделать проект «Фото на память» и оформить его таким образом?
– Идея проекта не сразу пришла мне в голову. Ты просто думаешь над этим все время в каком-то фоновом режиме.
Я раздал фотографии солдатам. В итоге снимки постоянно где-нибудь всплывали в соцсетях. И в один день мне пришла мысль: люди видят на фото молодых, веселых, красивых людей с оружием в руках. Но они не знают, что стоит за этой фотографией, а я с большего знаю. Вот я и решил, что возьму фотографии, которые все уже видели в соцсетях, и покажу, что стоит за всем этим.
Мне кажется, что люди довольно легкомысленно относятся к войне. И много чего себе придумывают, чтобы как-то облегчить восприятие потерь. В Фэйсбуке пишут «герои не умирают», давайте дальше бить, мочить… Причем это происходит с каждой стороны любого конфликта.
Одно дело, когда людям говорят сухие сводки: сегодня, к примеру, погибло 10 человек. А с помощью проекта я хотел добиться такого эффекта, когда человек, который посмотрит на эти фотографии, увидит лицо, узнает имя, обстоятельства смерти… И, возможно, у него сложится впечатление, что он с этими солдатами как будто бы знаком. Что это не просто пара фраз, а живые люди.
Герои, в принципе, еще как умирают. Просто для кого-то это проходит особо незамеченным, тем более если его лично это не касается. А для семей погибших это – огромная трагедия. Хочется, чтобы люди об этом задумались, и меньше старались полагаться на силовые решения вопросов.
– В соцсетях ваш проект заслужил много положительных отзывов. Но как всегда были и те, кто высказывался против. Как вы относитесь к такого рода критике?
– Мне, на самом деле, было важно, что скажут сослуживцы и родственники погибших. От родных солдат я получил несколько писем с благодарностью. Поскольку проект широко разошелся в Интернете, они смогли узнать, что такие фотографии вообще существуют. Я смог отправить им эти снимки. Так семьи получили хотя бы что-то на память о своих близких, которых уже нет.
Сослуживцам я тоже постарался объяснить, для чего нужен проект. И многие в итоге поняли мою задумку.
Что касается мнения остальных… В принципе, я ожидал нечто подобное – люди не особо любят правду, особенно в жесткой форме. Как я уже говорил, многие живут иллюзией, что эти бойцы – просто какие-то мифические герои, которые за них умирают. А это вполне себе конкретные люди, которые оказались просто вырваны из жизни своих родственников. Все их планы и мечты уже оборвались.
– Планируете ли еще поездки к местам военных действий?
– Время покажет. Мне нужно четко знать, зачем я туда еду. Когда я буду понимать, что я хочу сделать и показать, то, конечно же, отправлюсь на войну снова.
– Вы часто снимаете разного рода проекты. Для вас важно сделать работу, объединенную какой-то одной идеей?
– Да, для меня делать проекты гораздо важнее, чем обычные репортажи. Репортаж люди увидят, а на следующий день о нем уже забудут. Проект же подразумевает то, что он будет долгоиграющим. Я считаю, что в таких работах больше эффекта в плане воздействия на людей и донесения какой-то истории, которую хочется рассказать. Я снимаю проекты исключительно на темы, которые волнуют меня. И мне кажется, это важно делать.
Анна Шафелюк специально для Mediakritika.by