ОБ АВТОРЕ

Журналист, обозреватель, специалист в области Public Relations.

Окончил биофак БГУ. Карьеру журналиста начал в 1995 году в журнале «Дело». Cотрудничал с «Белорусской деловой газетой» до ее закрытия, газетой «Московский комсомолец в Белоруссии», «Бизнес-леди», «Финансовый директор», «Детективной газетой», порталом BEL.BIZ, информационным агетством «Интерфакс».

Был собкором в Беларуси российского информагентства Stringer. Занимал должность заместителя директора радиостанции «Сталіца».

Работал PR-менеджером в «Международной финансовой корпорации» (IFC).

С весны 2010 года – собственный корреспондент в Беларуси российского федерального издания «Газета.Ru».

С января 2013 года – снова работает в БДГ (теперь под брендом «БДГ Деловая газета»).

Вы здесь

Еще пять фильмов про журналистов: журналист и общество

В фокусе

В прошлом обзоре фильмов про коллег, Mediakritika.by собралa в фильмы про журналистов, работающих в «горячих точках». Сегодняшняя пятерка рецензий охватывает фильмы, которые можно условно отнести к категории «журналист и общество».

Герои этих фильмов не мотаются по горам и джунглям под пулями ради хорошего кадра – они живут в городе рядом с нами. Но это не делает их жизнь более безопасной. Зато их работа поднимает множество морально-этических вопросов.

«Стрингер» (Nightcrawler)

2013 год, США, режиссер Дэн Гилрой

Главные роли: Джейк Джилленхол, Рене Руссо

Думается, это лучший фильм про журналистов, снятый за последние несколько лет. Очень жесткая и отлично снятая история о том, как неприкаянный человек, вор цветных металлов, который не может устроиться даже на самую черную работу, неожиданно становится стрингером криминальных новостей. Или, называя вещи своими именами, превращается в ночного психопата с видеокамерой. Но при этом вчерашний воришка и неудачник невероятно быстро становится лютым профессионалом своего дела. С полным отсутствием моральных принципов.

Обратите внимание на название фильма. Это по-русски слово «стрингер» несет некий романтично-положительный оттенок – журналист, рискующий своей головой неизвестно где ради никем не гарантированного заработка. Английское слово «nightcrawler» намного более уничижительное. В оригинале – это червяк, выползающий из-под земли по ночам; на сленге – это американская кличка охотников за криминальными новостями.

Действие происходит в Лос-Анджелесе и только ночью. Ночь – это мир главного героя, он выходит в ночь с видеокамерой, чтобы вернуться с добычей. Героя зовут Лу Блум, и внешне (как и внутренне) он похож на вампира – тощий, лупоглазый, живущий и рыскающий в ночи, готовый намертво вцепиться в любой кусок, психующий при виде своего отражения в зеркале.

Свое призвание он находит неожиданно – застав на месте аварии пару видеорепортеров-стрингеров и подслушав их разговор. На следующий день Лу Блум крадет дорогой велосипед и, продав его, покупает видеокамеру и сканер полицейских радиопереговоров. И начинает новую жизнь. Теперь его призвание – съемка криминальной хроники – убийства, пожары, автокатастрофы: кровь, крики, хрипы, стоны хорошо продаются в новостях. Телепродюсер Нина, покупающая его кадры, в самом начале объясняет Лу Блуму: «Наш идеальный кадр – кричащая женщина, бегущая по улице с перерезанным горлом». Она такая же хищница, как и главный герой; ее заводят не деньги, а рейтинги. А рейтинги дает кровь.

Почти весь фильм режиссер старательно делает все, чтобы мы ненавидели его героя. Он не просто циничен, Лу Блум попросту омерзителен, и он эволюционирует, развивается в своей омерзительности. Сперва он просто перешагивает через полицейскую ленту. Потом – перетягивает труп ради хорошего кадра. Потом – шантажирует своего продюсера. А в финале – подставляет под пули своего напарника, чтобы снять его смерть крупным планом.

Кажется, режиссер постоянно задает вопрос: где грань между репортажем о преступлении и собственно преступлением (на которое Лу Блум, конечно, не моргнув глазом пойдет ради эффектного сюжета)? И зритель все ждет: когда же нечестивца покарают – Бог, судьба, правоохранительные органы… И тем неожиданнее финал фильма.

Лу Блум всех переигрывает. И переиграв, создает собственную успешную телекомпанию. А зритель остается сидеть с открытым ртом, медленно понимая, что все это время главным героем двигали отнюдь не деньги. И не стремление к славе – сам он «в телевизоре» не появляется. Им двигало стремление к истине – так, как он ее понимает. Именно поэтому режиссер в конце отпускает своего героя – достигшего, казалось бы, вершин злодейства – дальше на охоту в дебри ночного Лос-Анджелеса.

 

«Афера Стивена Гласса» (Shattered Glass)

2003 год, США, Канада, режиссер Билли Рэй

Главные роли: Хейден Кристенсен, Питер Сарсгаард, Хлоя Севиньи

Это реальная история реального человека – Стивена Гласса. В середине 90-х он считался одним из самых толковых молодых журналистов в США. Гласс – типичный яппи – сделал головокружительную карьеру в качестве автора таких солидных журналов, как Harper’s Magazine, Rolling Stone и The New Republic. Именно The New Republic больше всего и пострадал – впоследствии выяснилось, что Стивен по сути придумал факты в 27 статьях из 41-й, опубликованной в журнале.

Скандал разразился после того, как Гласса поймали на жульничестве – в своей очередной статье он попросту придумал то, чего не было. Причем историю – о съезде хакеров – он вообще придумал целиком, со всеми действующими лицами и сопутствующими историями. А ведь The New Republic – это был журнал, который с особым вниманием читали в Белом Доме…

Можно сказать, что режиссер старался (не всегда успешно) сосредоточиться на личности Стивена Гласса. В начале фильма зритель неизбежно обращает внимание на то, что Стивен постоянно старается всем угодить. Но потом лично мне показалось, что в фильме Гласс проявляет классические черты психопата – способность манипулировать людьми (что он постоянно и делает), крайне повышенный уровень личного обаяния, отсутствие эмпатии (ему постоянно приходится ее имитировать).

Собственно, только первая треть фильма рассказывает историю самого Стивена Гласса. Все остальное время – история разоблачения того, как он сочинял свои статьи. И того, как он до самого последнего момента пытается манипулировать окружающими его людьми, и прежде всего – своим редактором.

Описанные события происходили в 1998-м, фильм снят в 2003 году, но история Стивена Гласса еще далеко не окончена. Совсем недавно, в октябре нынешнего года, пришла новость (http://jourdom.ru/news/77670): «Скандально известный американский журналист Стивен Гласс пообещал вернуть все деньги, которые были получены им за сфабрикованные статьи. … Гласс уже отправил в Harper’s Magazine чек на $10 тыс. … Как рассказал журналист газете The New York Times, он планирует вернуть деньги всем своим бывшим работодателям. По некоторым оценкам – это несколько сотен тысяч долларов. Однако Гласс отказался давать комментарии относительно суммы возможных выплат».

Кстати, примечательный момент: как именно был вскрыт обман Стивена Гласса. Это произошло тогда, когда журналист Forbes занялся проверкой изложенных в его статье фактов. Журнал Forbes не случайно славится своим жестким фактчекингом…

А вот эти слова Стивена Гласса я хочу вынести за скобки всей этой рецензии – просто прочитайте: «Бывают хорошие редакторы. Бывают плохие. Я надеюсь, вы хоть раз в жизни встретите великого редактора. Великий редактор защищает своих журналистов – от всех и вся. Он сражается за вас. Он никого не боится».

 

«Убить гонца» (Kill the Messenger)

2014 год, США, режиссер Майкл Куэста

Главные роли: Джереми Реннер, Мэри Элизабет Уинстэд, Розмари ДеУитт, Барри Пеппер, Рэй Лиотта, Майкл Шин

Еще одна реальная история про журналиста. Сама история была очень серьезной, но в Голливуде из нее сделали политический триллер. Очень неплохой, между прочим. В основу сценария фильма положена одноименная книга, рассказывающая о реальной истории журналиста Гэри Уэбба, лауреата Пулитцеровской премии. В свое время этот журналист наткнулся на секретные правительственные материалы, уличающие правительство США в преступных действиях. Все было так: в середине 1990-х журналист Гэри Уэбб неожиданно обнаружил, что ЦРУ тайно поставляет кокаин в США, чтобы финансировать повстанцев в Никарагуа. Несмотря на давление со стороны, Уэбб публикует серию статей, получивших название «Dark Alliance».

Согласно фильму, на журналиста, пишущего статьи про наркоторговцев, выходит некая дама – и «сливает» ему секретные документы ЦРУ, в которых четко прописано причастие госорганов к транспортировке кокаина в особо крупных размерах в Калифорнию. За разоблачением следует масса неприятностей, однако журналист готовит свои публикации – и они выходят в одном из самых известных журналов США. Разгорается правительственный скандал, и жизнь журналиста становится нежелательной для всех, кто хоть как-то соприкасался с «кокаиновым» делом. Но Гэри Уэбб – публичная личность, убить его просто так нельзя, ведь тогда правдивость материала станет очевидной. Тогда ЦРУ пытается обвинить журналиста в другом – в непорядочности по жизни, в изменах, во вранье…

Убить нельзя дискредитировать. Запятую поставьте сами.

В одной из рецензий на фильм сказано: «В фильме Куэсты в первую очередь интересна история, по большей части известная у себя на родине в Штатах или среди международных журналистов, отчетливо понимающих, чего может стоить отстаивание свободы слова и предоставление достоверной информации для всех людей».

Гэри Уэббу его расследование в итоге стоило жизни. И этот фильм – памятник ему.

«Фотограф» (The Public Eye)

1992 год, США, режиссер Ховард Франклин

Главные роли: Джо Пеши, Барбара Херши, Стэнли Туччи

Фильм рассказывает о жизни фотографа Леона Бернстайна по прозвищу «Великий Бернзини». У него был реальный прототип – знаменитый фотограф и фотожурналист Уиджи.

Сюжет фильма: Нью-Йорк, 40-е годы. Леон Бернстайн, сын русских эмигрантов, приехавших в начале века в Америку, взял псевдоним «Великий Бернзини». Нью-йоркский фотограф Бернстайн и в самом деле заработал право называть себя «человек номер один» в своей специфической профессии. Даже полиция приезжала на место происшествия, когда Леон, как правило, уже фотографировал труп или место преступления. Конкуренты были в растерянности, но ничего поделать не могли. А «Великий Бернзини» прославился еще и как единственный фотограф, которому удавалось сделать портреты королей уголовного мира 40-х годов. Однако сколько веревочке не виться… И вот наш честолюбивый герой неожиданно попадает в самую гущу драматических событий, еще не зная, что впереди – самая кровавая гангстерская разборка своего времени.

С одной стороны, этот фильм в чем-то перекликается с фильмом «Стрингер». Но, с другой стороны, здесь мы не видим глубокого изучения характера героя. Леон Бернстайн просто един в двух лицах: талантливый фотограф и удачливый менеджер по продажам – самого себя и своих фотографий. А фильм – просто интересный рассказ о профессии, не более того.

С художественной точки зрения в этом фильме обращает на себя особое внимание колористика. Кадры то черно-белые, то цветные – но в стиле цветного кино 60-х годов, такие фильмы легко узнаются по специфическим «приглушенным» цветам.

«Газета» (The Paper)

1994 год, США, режиссер Рон Ховард

Главные роли: Майкл Китон, Гленн Клоуз, Мариса Томей, Рэнди Куэйд, Роберт Дювалл

Как ни странно, жанр «производственная драма» или «производственный роман» зародился не в СССР, а в США – спасибо Артуру Хейли. Фильм «Газета» – классический пример такой производственной драмы. Это, скорее, смесь трагедии и комедии, подробно рассказывающая историю всего одних суток из жизни американской газеты с громким названием The Sun. Действие происходит в Нью-Йорке. Авторы фильма нарисовали великолепный коллективный портрет сотрудников редакции газеты, которые сдают очередной номер на фоне бесконечного решения множества личных и общественных проблем. За эти сутки они успевают по несколько раз переругаться, а потом помириться друг с другом: ведь на следующий день им придется начинать все сначала.

Все сцены в редакции просто насыщены нервами. Сюжет (главный, на самом деле в фильме несколько сюжетных линий) таков: небольшая редакция газеты старается поднять рейтинг своего издания, обойти конкурентов. Получается не очень, и главный редактор любой ценой продвигает на первую полосу материал о резонансном убийстве в негритянском районе двух белых бизнесменов. При этом она даже не знает, действительно ли виноваты предполагаемые преступники – два молодых негра.

Но она «спотыкается» о редактора Хэнри, который, будучи совершенно измотанным работой, разрывающимся между профессией и семьей, все же пытается докопаться до правды. Работая в паре с лучшим обозревателем газеты, он начинает раскапывать это дело и узнает настоящую правду. Вся газета оказывается перед выбором: заработать рейтинг, обвинив невиновных, или опубликовать правду, но – позже, упустив «горячую» тему.

«Газета» снята очень талантливо, без заметных сюжетных пауз, а потому оторваться от фильма крайне сложно. Каждый из коллег, думаю, смотря этот фильм, вспомнит что-то свое. Я, например, вспомнил БДГ 90-х, а также «Детективную газету» и «Московский комсомолец в Белоруссии» 2000-х.

 

Также рекомендуем "Восемь фильмов про журналистов"

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: