ОБ АВТОРЕ

Журналист, обозреватель, специалист в области Public Relations.

Окончил биофак БГУ. Карьеру журналиста начал в 1995 году в журнале «Дело». Cотрудничал с «Белорусской деловой газетой» до ее закрытия, газетой «Московский комсомолец в Белоруссии», «Бизнес-леди», «Финансовый директор», «Детективной газетой», порталом BEL.BIZ, информационным агетством «Интерфакс».

Был собкором в Беларуси российского информагентства Stringer. Занимал должность заместителя директора радиостанции «Сталіца».

Работал PR-менеджером в «Международной финансовой корпорации» (IFC).

С весны 2010 года – собственный корреспондент в Беларуси российского федерального издания «Газета.Ru».

С января 2013 года – снова работает в БДГ (теперь под брендом «БДГ Деловая газета»).

Вы здесь

Умберто Бриндани: От работы в медиа нужно получать удовольствие!

Интервью

Каково это – быть главным редактором самого скандального журнала своей страны? Особенно если эта страна – Италия. Что позволительно, а что нет для желтой прессы? Почему редактор имеет моральное право публиковать даже те фотографии, которые наверняка вызовут общественное осуждение? Мы беседуем с бывшим руководителем итальянского журнала Chi.

Одно из самых скандально известных изданий Европы – это итальянский еженедельный журнал Chi («Кто»), который является одним из самых крупных покупателей фотографий, сделанных папарацци. При этом журнал (http://www.mondadori.it/Il-Gruppo/Periodici/Italia/Chi), дорвавшись до чего-то действительно скандального, не жалеет своих страниц, раскрывая тему во всех подробностях.

Например, в сентябре 2012-го Chi опубликовал фотографии 30-летней обнаженной герцогини Кембриджской Кейт Миддлтон, жены британского принца Уильяма. При этом голая Кейт украсила обложку журнала, ее фото топлесс заняли 19 страниц, а весь материал под заголовком «Голая королева» – 28 журнальных полос. В отличие изданий других стран, итальянцы не стали прикрывать прелести британской герцогини размытыми пикселями – их откровенно продемонстрировали во всех подробностях.

Тогда главный редактор журнала Chi Альфонсо Синьорини так объяснил решение обнародовать фотографии Кейт: «Я руковожу журналом, а не магазином. Я не продаю артишоки и морковь, я продаю фотосенсации».

И таких эпизодов в истории Chi – великое множество. А сам этот еженедельник входит в структуру медиа-группы бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони – Mondadori Group. Публикации, которые появляются в Chi, регулярно вызывают споры в итальянских СМИ и становятся поводами для все новых нападок в адрес Берлускони. Но с того, как водится, – все как с гуся вода.

Нужно помнить, что именно в медиабизнесе самый харизматичный итальянский политик заработал значительную долю своего капитала – еще до того, как реализовал себя в качестве самого успешного премьер-министра Италии после Второй мировой войны.

В свою очередь, дочь Берлускони Марина – а она занимает должность президента издательского дома Mondadori – в ответ на многочисленные претензии и обвинения в «желтизне» хладнокровно замечает: «Mondadori просто делает свою работу».

Сегодня Chi – это ведущий итальянский журнал, посвященный миру телевидения, кино, музыки, спорта и шоу-бизнеса. В марте 2015 года журнал отметил свое 20-летие. Обложку специального – юбилейного – коллекционного выпуска Chi украсила собой самая известная сегодня итальянская актриса – Моника Беллуччи.

Этим летом у Mediakritika.by появилась возможность побеседовать с Умберто Бриндани, который с 2005-го до 2008 года был главным редактором (правда, в Италии эта должность называется «директор» – direttore) журнала Chi.

- Сеньор Умберто, как вы сами оцениваете период вашей жизни, когда вы руководили Chi?

- Это был очень веселый период в моей жизни. Хотя, признаюсь, спать эти годы приходилось очень мало. Зато мы в рамках своего формата развлекательного журнала могли делать практически все, что хотели, без давления со стороны. Знаете, для журналиста, для редактора, это очень важно – когда он свободен в своих решениях. И при этом само издание стабильно приносит прибыль.

- То есть журнал Chi – это прибыльный проект?

- Безусловно. И это важно в том числе потому, что если твое издание прибыльно, то владелец (холдинг Mondadori) никогда не станет указывать тебе, что и как делать. Наоборот, будет всячески защищать. Например, предоставлять лучших адвокатов из своей юридической службы. А это очень важно, так как нам, в силу нашей специфики, адвокаты требовались очень часто.

- Кстати, о специфике. Многие медиа-эксперты без уважения относятся к Chi, называя его журналом для низших слоев населения. А вы как воспринимаете такие оценки?

- С одной стороны, да, во многом наша специфика – это сплетни, и прежде всего сплетни о знаменитостях. Мы не писали высоколобую аналитику, мы писали то, что обсуждают две подруги за столиком в кафе. Но при этом мы точно знали, что наша основная аудитория – женщины. Думаю, вряд ли итальянских женщин можно назвать «низшим слоем населения».

- Я с удивлением обнаружил, что в интернете нет собственного сайта Chi. Это в 2015 году! Почему так?

- Ну, это нужно спросить у департамента маркетинга издательского дома Mondadori – у них есть какие-то свои соображения об этом. Думаю, это как-то связано с продажами и с аудиторией журнала именно как печатного издания. Но при этом журнал очень активен в Facebook – https://www.facebook.com/chimagazine, в «Твиттере» – http://twitter.com/chimagazine, также есть и мобильное приложение «"Chi" digital». Так что на самом деле в этом плане журнал вполне современен. И обратная связь через соцсети очень важна, потому что читатели лучше, чем любой маркетолог, знают и понимают, чего они хотят.

- Журнал часто обвиняют в неэтичности, в отсутствии уважения к личной жизни объектов вашего внимания, в погоне за сенсациями. Обвиняют нынешнего редактора, обвиняли и вас. Например, вам в вину поставили то, что через девять лет после гибели леди Дианы Chi опубликовал на обложке фотографию умирающей принцессы. Там во всех подробностях показано, как Диана лежит в искореженной машине, а ей пытаются помочь врачи. Вы не считаете, что это было ошибкой?

- Не считаю. Во-первых, есть одно железное правило, о которое разбиваются все подобные обвинения: люди имеют право знать. Это правило распространяется на всех публичных личностей. Леди Ди была, безусловно, публичной личностью. Вся ее жизнь прошла под объективами фотокамер. Так что не стоит удивляться, что и смерть – тоже.

Кроме того, нужно понимать: мы, как и все остальные, кровно заинтересованы в том, чтобы узнать, что же на самом деле тогда случилось в тоннеле под парижской площадью Альма. А для этого тему нужно поднимать снова и снова.

- Вы философ по образованию, но в 1985 году сменили профессию и начали карьеру в журналистике. С чем это связано, и не жалеете ли вы?

- Не жалею, конечно! Как философу, мне всегда было интересно, как устроено современное общество, какие процессы в нем протекают, какие взаимодействия. Самая лучшая возможность для изучения всего этого – работа в каком-либо СМИ с действительно широкой аудиторией. Работа именно журналистом, то есть общение с людьми, представляющими все без исключения социальные группы.

Я начал в Espansione, продолжил в Panorama (http://www.panorama.it) – это один из самых популярных журналов в Италии, а к десятилетию своей работы в прессе добрался до Chi. С точки зрения влиятельности сменить Panorama на Chi – это, быть может, регресс. Но с точки зрения и карьеры, и просто степени увлеченности работой – это был безусловный рост. Да и вообще, от работы в масс-медиа нужно получать удовольствие – это единственный способ делать эту работу хорошо. Я удовольствие получал.

- Тяжела ли жизнь редактора самого скандального журнала Италии?

- Знаете, если вы увлечены работой, она не кажется вам тяжелой. Да мы и не работали по 20 часов в сутки – все же у нас не редакция ежедневной газеты была… С другой стороны – и не ежемесячник, так что особо расслабляться не получалось. Но все равно я отлично понимал: порой нужно работать меньше, чтобы получить лучший результат. Потому что журналистикой лучше заниматься на свежую голову, хорошо выспавшись.

Кроме того, если ты редактор, проводишь на работе весь день и засиживаешься до ночи, а потом все равно едва успеваешь к сдаче номера, – значит ты плохо выстроил работу редакции. Да, журналисты всегда будут срывать дедлайны. Но ты знаешь это, и ты должен выстроить работу так, чтобы редакция все равно была эффективной. Труд должен быть не тяжелым, а умным.

- Журнал Chi часто покупает снимки у фотожурналистов-папарацци. Как это происходит? Какой бюджет выделяется на это, как вы определяли, сколько можно заплатить за тот или иной снимок?

- К сожалению, я не имею права об этом рассказывать – таковы условия контракта, хотя я в Chi уже давно не работаю.

- Все-таки, часто приходилось работать сверхурочно?

- Только в дни сдачи номера. Думаю, на самом деле у всех так.

- Ваша оценка, в каком состоянии сегодня находится итальянская журналистика?

- В нормальном. Жизнь продолжается, а значит, и у журналистов работы всегда будет хватать.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: