ОБ АВТОРЕ

Постоянный корреспондент Mediakritika.by.

Журналист-фрилансер. SMM'щик.

Экс-редактор ныне замороженного проекта 'Belarusian News Photos'.

В 2014 году окончил Институт журналистики БГУ.

Член БАЖ

Вы здесь

Итоги года-2015. Версия главных редакторов

В фокусе

Mediakritika.by продолжает подводить итоги уходящего года. На этот раз мы пообщались с главными редакторами белорусских медиа и узнали, как газеты и сайты пережили год, которому календарь отводит последние два дня. Напоминаем, в первых двух публикациях мы попросили столичных и региональных журналистов поделиться «самыми-самыми» собственными работами и «самыми-самыми» материалами, увиденными в 2015 году в белорусской медиасфере. Святлана Гарда, «Медиа-Полесье» (Лунінец)

- У 2015 год наш сайт “Медиа-Полесье” увайшоў адноўленым: ад лаготыпа да новых старонак і змены структуры. З’явілася мабільная версія сайта. Ён стаў больш зручным у плане навігацыі. Мы працавалі над якасцю кантэнта разам з экспертам Паўлюком Быкоўскім, за што яму вялікі дзякуй, над манетызацыяй сайта. Мы былі добрай трыбунай для нашых чытачоў і ёсць шмат добрых прыкладаў, калі дзякуючы нашым журналістам у рэгіёне вырашаліся ўзнятыя на сайце такія праблемы, як рэмонт дарогі, навядзене парадку на закінутых могілках і іншыя.

Сярод непрыемнасцяў – неаднаразовыя д-досатакі, а таксама стварэнне фэкавага сайта пад назвай “Полесье-медиа”, які дубліраваў наш кантэнт і нават меў падобны лагатып са словамі наадварот. Але гэта добры досвед асабіста для мяне, як рэдактара, бо я цяпер ведаю, якімі павінны быць дзеі ў падобных выпадках, ад якіх, на жаль не застрахаваны ніхто. Пакуль адміністрацыяйная справа на асобу, якая парушыла аўтарскія правы знаходзіцца ў судзе, пра вынік яе разгляду распавяду ўжо ў наступным годзе.

  Марина Золотова, TUT.BY:

- Это был очень интересный, насыщенный событиями год. В 2015 возникало много вызовов журналистам. С начала года мы работаем в условиях нового закона о СМИ. Пока из конкретных результатов действия закона мы видели, что сайт KYKY.ORG по решению Министерства информации закрылся на неделю. Он возобновил работу после того, как материалы, вызвавшие претензии Мининформа, были удалены. Понятно, что закон заставляет держать редакции в тонусе. То есть мы всегда должны держать в уме, что доступ к интернет-ресурсу может быть закрыт по решению Мининформа, и для этого даже не нужно получать двух предупреждений, как в случае, например, с печатной прессой. Естественно, в таких условиях работать не очень просто.

Среди событий, на которые было интересно реагировать, нужно отметить встречу Нормандской четверки в Минске, выборы президента и получение Нобелевской премии Светланой Алексиевич. Это был драйв! К Минску были прикованы взгляды миллионов людей со всего мира. Мы должны были работать в условиях суточных или даже недельных марафонов. 

Например, встреча в Нормандском формате длилась 16 часов. Параллельно проходили события в здании Дипсервис-холла. Большая часть редакции была мобилизована. Мы думали как это освещать, что делать кроме онлайн-репортажей. Какие брать комментарии? Какие готовить сопутствующие материалы?

За несколько месяцев до выборов президента мы разработали подробный план того, что и как мы будем делать. И по мере приближения даты постепенно отрабатывали этот наш четкий и продуманный план. На самом деле, это круто, когда ты отрабатываешь тему именно по плану. Здорово, когда выполняются правила игры. Естественно, при этом также важно уметь оперативно реагировать на какие-то новые вызовы и видеть темы нестандартно. 

Мы очень много всего любопытного сделали на тему премии Светланы Алексиевич. Например, поговорили с героями Алексиевич, с теми людьми, чьи монологи звучат в книгах. Сделали прямое включение со встречи с Алексиевич в Стокгольмском королевском театре, где у нее брал интервью со шведский журналист. Это было очень интересно, потому что мы увидели, как шведская публика реагирует на Алексиевич. Мы посмотрели на нашу нобелевскую лауреатку глазами шведов. Мы показывали эту встречу в Галерее TUT.BY и здесь же наши медиаперсоны читали отрывки из произведений писательницы.

Мы делали много интерактивных вещей. Особенно много их было в конце года. Может быть, это не совсем журналистская работа, но здорово, что мы их сделали. Я говорю о двух акциях последнего месяца - «Снеговички для Андрюши»  и «Фестиваль hand-made по сбору средств для строительства второго детского хосписа». Мы объединили усилия людей для полезного дела и видели, как круто это сработало. После успеха «Снеговичков для Андрюши» мы решили, что помощь одному ребенку — хорошо, но и детскому хоспису нужны средства на строительство. И через две недели сделали еще одну акцию. 

В этом году у нас было довольно много спецпроектов. «Война и судьбы», «Страна болот», «Дом и насилие», цикл «Страна» (пять причин съездить в тот или иной город). Я убедилась, что это нужные вещи. Да, пусть они не собирают 250-500 тысяч просмотров, как новость о деноминации. Но это материалы, которые, несмотря на большой объем, хорошо воспринимаются аудиторией. Человек не останавливается на первом-втором абзаце. Пусть это всего 80 тысяч читателей или даже 60 — важно, что эти 60 тысяч дочитывают до конца. 

Спецпроекты помогают поверить в свои силы. Читая материал о людях, которые живут на Полесье в глухих деревнях, или о самоселах, или о переживших тяготы войны и послевоенного времени, читатель обогащается чужим опытом. Он проживает какую-то часть судьбы героев, прикасается к чужой жизни. Он становится мудрее. Вот эта работа имеет действительно большое значение.

 Сергей Станкевич, «Інфа-Кур'ер» (Слуцк)

- В 2015 году наша работа была направлена, в первую очередь, на решение кадровых вопросов в редакционном отделе. Журналисты часто отрывались: то на учебу, то в отпуска, то приходилось кому-то переезжать. Увы, в процессах внутренней организации работы в редакционном отделе у нас до сих пор не все отлаженно. 

Также пытались приблизить работу газеты к потребностям читателей. Потому что то, что казалось важным для редакции, порой расходилось с тем, что ожидал от нас читатель. Мы уделяли много внимания схемам работы с мозговыми штурмами, чтобы действительно важного было побольше, чтобы мы находили это важное. Повышали роль планерок в разработке очередного номера, а также работали и над производительностью труда, креативностью и инициативностью журналистов.

В этом году мы поняли, что редакторская работа должна быть сильнее, чем она есть сегодня. И по постановкам задач, и по приемке тем, и по редактуре, и по разработке структуры текстов. Общими словами, уделяли внимание более эффективной работе: чтобы работа была эффективная и системная, чтобы она была проще, а конечный продукт был привлекательнее. 

Плюс нам не дает покоя вторая платформа. Постоянно приходится искать варианты решения вопроса, как обеспечить работу небольшой редакции на две платформы — на печатную газету и на сайт.  Информационный поток на сайте в 2015 году мы подняли, но он все равно должен быть выше. А в самом конце года мы запустили новый дизайн сайта. 

В этом году также проводили свой традиционный опрос читательской аудитории. До этого 13 лет мы вкладывали в первый мартовский номер отдельную анкету, через которую изучали своего читателя. Теперь же сроки проведения сместили на октябрь-ноябрь (читатель больше внимания уделяет чтению газет), анкету печатали непосредственно в четырех номерах газеты, параллельно запустили опрос на сайте, делали телефонный опрос и общались по разработанному нами алгоритму с людьми. Два человека звонили по первым попавшимся номерам из телефонного справочника и общались с людьми, почему они покупают или не покупают "Кур'ер", что нравится и не нравится, и так далее. Телефонный опрос длился семь дней по два часа в день. Было сделано более 600 звонков жителям Случчины. По итогам напросился вывод, что сегодня это наиболее эффективный вариант обратной связи с читательской аудиторией.

 Ирина Крылович, «Белрынок»

- Мы запустились 11 мая этого года. Запуск проходил в очень сжатые сроки. Часть людей еще работала в газете до 4 мая. Они готовили одновременно и публикации в газету, и материалы для сайта. Мы намеренно форсировали старт сайта, потому что, во-первых, чисто психологически людям было бы сложно увольняться в никуда. Расставаться друг с другом было бы сложно. Во-вторых, мы решили, что только так будет преемственность, мы сохраним своего читателя и свою нишу займем сразу.

Вообще, к старту мы почти не готовились. Еще за месяц до запуска у нас не было таких планов. Поэтому не было стройной концепции, детальной проработки, разработанной контентной и редакторской политики. Но решили пойти таким путем - сразу из газеты на сайт. Сохранив в силе взаимосвязи, тематику и читателя. 

И в общем, получилось. Теперь, по итогам года, мы считаем, что было принято верное решение. У нас получилось отвоевать часть рынка, несмотря на то, что очень быстро все делали. Мне говорили, что готовиться к запуску нового серьезного ресурса нужно минимум четыре месяца. Но если бы мы столько готовились, у нас бы ничего, наверное, не получилось. Мы бы дезинтегрировались, кто-то нашел бы себе другую работу. 

Мы хотели сохранить легальность. В июле зарегистрировались как юридическое лицо ООО «Экономикс Медиа». 13 учредителей — все бывшие сотрудники газеты. У нас не было проблем в плане управления коллективом — все журналисты опытные, коллектив давно слажен. А вот бизнес мы никогда сами не вели. Не было опыта административного менеджмента. Поэтому приходилось все это осваивать с нуля. Занималась этим всем в основном я, так как исполняю функции директора. Мы не хотели нанимать менеджера со стороны.

Мы провели первые сделки по рекламе. Тоже нужно было научиться это делать. Вообще, «Белрынок» не ставил себе задачу быстрой окупаемости. Нужно понимать, что сейчас рекламный рынок в состоянии стагнации. И рекламодатели достаточно сдержано отнеслись к новому сайту. Или даже с недовереем. Нам говорили: «Вот вы сначала раскрутитесь, а потом будем с вами сотрудничать». Тем не менее, какие-то сделки удалось заключить. Мы многое поняли и об этом рынке, и как на нем работать. 

Мы запускали сайт на основе бесплатного шаблона. Он достаточно ограничен в своих возможностях. Но я считаю, что мы на этом шаблоне сделали практически максимум того, что можно было сделать. И опыт показал, что все-таки главное на сайте — контент. Без подготовки, не имея технической базы и больших навыков в некоторых сферах, мы смогли не просто запуститься и удержаться, но и довольно серьезно нарастить посещаемость. И я считаю, что это все благодаря контенту. 

 Анатолий Санотенко, «Бобруйский курьер»

– Надо сказать, что 2015 год нас порадовал. Наша редакция не только выстояла, но и прибавила. Ведь в конце августа 2015 года к нам вернулся наш журналист, политзаключенный Евгений Васькович. Которого, кстати, я и не увольнял все годы его нахождения в тюрьме, ШИЗО и лагере. Еще до этого к нам присоединилась молодая, способная журналистка Александрина Глаголева, интересы которой – политическая журналистика – весьма пригодились «БК» во время освещения предвыборной кампании. И, думаю, что еще пригодятся в будущем. Ведь жизнь, в том числе политическая, – как ни странно, продолжается.

В апреле наша журналистка Марина Молчанова, известная в Беларуси не только своей журналистской работой, но и тем, что власти  в прошлом году присудили ей штраф за журналисткую деятельность, – получила премию за лучший материал в рамках конкурса, проводимого консорциумом «ЕвроБеларусь».

В течение года редакция «носилась» с идеей модернизации сайта «Бобруйского курьера». И вот, эта модернизация уже идет. И есть еще множество идей, которые ждут своего воплощения…

Для меня же лично – не только как главного редактора «Бобруйского курьера», но и литератора – этот год был примечателен тем, что я вдруг обнаружил себя в качестве романиста (пишется постмодернистский роман) и переводчика – стал переводить с французского на беларуский стихи Гийома Аполлинера-Костровицкого – нашего человека в Париже....

 

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: