ОБ АВТОРЕ

Журналист-международник.

Магистр Школы журналистики Колумбийского университета (Нью-Йорк), специализация "политическая журналистика".  (2011).

Выпускница факультета журналистики Белорусского государственного университета (2003).

Редактор приложения "Европейский вектор" еженедельника "Белорусы и рынок". Сотрудничала с Европейским радио для Беларуси (Еврорадио).

Ментор в программе "Медиасоседство", реализованной конcорциумом под управлением BBC Media Action

Член Белорусской ассоциации журналистов.

Вы здесь

Мигранты: тест на этику и гуманизм

В фокусе

Сеть этической журналистики (EJN) опубликовала 100-страничный отчет, анализирующий освещение в СМИ по всему миру миграции и перемещения беженцев. Редакциям и журналистам предлагаются рекомендации о том, как освещать эту тематику в будущем.

Название отчета, Moving Stories, опирается на игру слов: moving по-английски означает «передвижение» и «волнующий, трогательный». «Без внимания СМИ мир будет узнавать о гуманитарных катастрофах и их самых ужасных последствиях слишком поздно», — говорится в документе.

«Казалось, каждый день в 2015 году приносил информацию о новой трагедии, связанной с миграцией: дети сирийских беженцев тонули в Средиземном море; группы рохинья в Мьянме погибали от удушья на лодках в Южно-Китайском море; дети, убегавшие от войны банд в Центральной Америке, погибали от жажды в пустыне, пытаясь попасть в США. В ответ на этот кризис Сеть этической журналистики заказала Moving Stories — обзор того, как СМИ в отдельных странах освещали тему беженцев и мигрантов в течение этого непростого года. Мы попросили писателей и исследователей исследовать качество материалов и рассказать о проблемах и о хороших примерах журналистских практик», — пишут во вступлении директор EJN Эйдан Уайт и бывший корреспондент Би-би-си Керан Кук.

Отчет показывает, что СМИ из различных регионов мира освещают проблему миграции и беженцев похоже. «На качество журналистики влияет ослабление медиаэкономики, политическая предвзятость и оппортунизм, опасность, которую несут язык вражды, стереотипирование и социальное исключение беженцев и мигрантов. В то же время мы обнаружили вдохновляющие примеры осторожной, восприимчивой и этичной журналистики, проявляющей эмпатию к жертвам», — сообщает отчет. В большинстве исследуемых стран в журналистских материалах доминировали две темы: числа и эмоции. В большинстве случаев СМИ использовали язык политиков и говорили о «нашествии» и «толпах». Иногда в материалах проявлялась эмпатия и гуманность, показывались страдания беженцев.

Непал и Гамбия — страны-экспортеры трудовых мигрантов. Однако в этих странах вопросу миграции уделялось мало внимания: иногда из-за цензуры, иногда из-за экономических ограничений, а порой — из-за сочетания обоих факторов. Нередкими были и случаи самоцензуры.

Китай, Индия и Бразилия также поставляют миру множество мигрантов. Однако СМИ в этих странах в основном концентрировались на внутренней миграции: так, только в Китае за последние 35 лет произошел огромный рост миграции из деревень в города; население нескольких городов приближается к 20 миллионам.

В Южной Африке, которая притягивает мигрантов из множества других африканских стран, СМИ часто становились проводниками ксенофобии и подвергались давлению со стороны властей при освещении мигрантов.

В Болгарии и юго-восточной Европе в целом СМИ описывали наплыв мигрантов из Сирии и Северной Африки. По данным авторов отчета, медиа в этом регионе не смогли сыграть ответственную роль, а в новостной повестке дня доминировал дискурс, основанный на сенсациях. Этому «помогали» политики, предлагавшие принимать только беженцев-христиан, строить стены и заборы с колючей проволокой. В Италии, несмотря на «постоянную угрозу» в виде языка ненависти, ряд СМИ и журналистов придерживались специально созданной Хартии против дискриминации. В Великобритании  освещение миграции часто было основанным на политической повестке дня и порой слишком узким и несбалансированным, особенно по теме беженцев, пытающихся попасть в страну через Кале.

В Турции и Ливане освещение проблемы было осложнено тем, что обе страны приняли огромную волну беженцев из Сирии. Многие СМИ смешивали факты и мнения при освещении темы. Ситуацию в Турции ухудшало то, что медиа в стране находятся под жестким контролем со стороны властей.

СМИ США помогли превратить вопрос миграции и мигрантов в одну из важных тем дебатов претендентов на пост кандидата в президенты от республиканской партии. «Много времени посвящалось эмоциональным и зачастую расистским высказыванием. Это оставило в тени многие хорошие материалы в СМИ, которые давали необходимый контекст».

В Мексике наблюдались политическое давление и самоцензура. В Австралии СМИ «старались применять созданные с добрыми намерениями кодексы журналистской практики в токсичной политической среде, которая характеризовалась ростом расизма в отношении новых мигрантов».

Хотя в отчете представлено немного стран, авторы утверждают, что он является «значимым», так как показывает, что проблемы «скудного и основанного на предрассудках освещения миграции повсеместны. Даже репортажи о миграции в международных СМИ — за несколькими исключениями — как правило, являются слишком упрощенными».

Мигрантов описывают в основном как угрозу. И политики, и многие ведущие СМИ объединяют их в одну категорию и представляют как «нескончаемый поток людей, которые будут красть ваши рабочие места, станут обузой для вашей страны и будут угрожать вашему привычному образу жизни». «Такое освещение является не только неверным, но и нечестным. Часто мигранты приносят огромную пользу принимающим странам. Разве калифорнийское сельское хозяйство или техасская нефтяная отрасль могла бы выжить без работников из Мексики и Центральной Америки, часто работающих за минимальную зарплату? Разве здравоохранение в Великобритании смогло бы продолжить работу без тысяч мигрантов, медсестер и врачей, из развивающегося мира? Разве такие города как Дубай, Доху или Сингапур можно было бы построить без рабочих их Непала и Бангладеша? Смогли ли бы они функционировать без домашних работников из Филиппин и Индонезии?», — пишут авторы вступления.

Эйдан Уайт и Керан Кук напоминают, что «миграция — это естественный процесс. Какой бы колючей ни была проволока и какими бы высокими ни были стены, отчаянные мигранты найдут способ их преодолеть. Люди по-прежнему будут мигрировать в города, надеясь на лучшую жизнь. Миграционный кризис никуда не денется: влияние глобального потепления и растущего неравенства приведет к его росту в ближайшие годы».

Поэтому «будет возрастать необходимость в надежной и полезной информации о сложных процессах, связанных с миграцией, и в информированном, точном и наполненном гуманизмом освещении этих проблем в СМИ».

Отчет предлагает ряд рекомендаций по освещению миграции в 2016-м и ссылки на полезные ресурсы, которые могут помочь редакциям в выработке своей стратегии.

 

Рекомендации

  1. Помните об этическом контексте

Мигранты и беженцы — это уязвимое меньшинство, которое можно легко сделать козлом отпущения за все проблемы общества: социально-экономический спад, рост преступности и безработицы, нагрузку на систему социального обеспечения и здравоохранение.

СМИ могут бороться с этой угрозой и помочь людям лучше понять сложную тему миграции, применяя этические принципы, избегая грубых стереотипов, развивая редакционную политику и взаимодействуя с аудиторией. В частности, журналисты должны придерживаться принципов точности, независимости, беспристрастности (представленности всех сторон), гуманизма (непричинения вреда) и ответственности (в том числе, признания и исправления собственных ошибок).

 

  1. Закрепите практики в редакционной стратегии

Редакции СМИ, а также союзы и ассоциации журналистов должны разработать четкие направляющие принципы освещения темы миграции, включающие в себе примеры качественных журналистских материалов. Кроме того, СМИ должны пересмотреть свое собственное освещение тематики и человеческие ресурсы, которые в этом задействованы.

В частности, они могут назначить специальных репортеров, освещающих тему, которые хорошо разбираются в вопросах миграции и беженцев; предоставлять детальную справочную информацию о мигрантах и беженцах и последствиях миграции (в том числе, долгосрочных позитивных экономических эффектах); избегать политической предвзятости и выступать против искажения фактов и разжигания ненависти отдельными политическими, религиозными или иными общественными лидерами и публичными фигурами.

Редакции также призывают уважать источники информации и предоставлять  анонимность тем, кто нуждается в ней больше всего: наиболее уязвимым и подверженным риску группам; разработать прозрачные и доступные внутренние системы работы с жалобами аудитории на освещение миграции; предусмотреть наем в штат репортеров и редакторов, представляющих национальные меньшинства; предоставлять журналистам и редакторам тренинги по широкому кругу тем — от международного законодательства в области беженцев до слов, которые нужно использовать при освещении миграции.

Кроме того, предлагается проводить регулярный мониторинг своих материалов, проводить дискуссии с журналистами о том, как улучшить их работу и обращать внимание на онлайн-комментарии, чтобы не допустить использование сайта СМИ для нетолерантных и оскорбительных высказываний.

Ассоциации и союзы журналистов могут поддержать создание национальных структур по независимому регулированию и саморегулированию журналистики и включение в этические кодексы недискриминации мигрантов.

 

  1. Общайтесь с аудиторией и связывайте ее с мигрантами

Журналисты и редакторы могут помочь группам беженцев, активистам и неправительственным организациям предоставлять СМИ более качественную информацию и более профессионально общаться с журналистами. СМИ  также могут объяснить своей аудитории нововведения в редакционной стратегии и предложить им присылать полезную дополнительную информацию.

 

  1. Боритесь с языком вражды

Язык вражды распространен в СМИ по всему миру. Часто его использование можно предотвратить — например, когда цитируются высказывания публичных персон. Нужно помнить, что только потому, что кто-то заявил что-то невероятно возмутительное, он или она не получают право на попадание в новости.

 

  1. Требуйте доступа к информации

СМИ не могут всесторонне освещать тему без доступа к надежной информации и фактам. Если этот доступ ограничивают, не позволяя попасть на территорию лагерей для беженцев, СМИ и организации гражданского общества должны требовать от властей большей прозрачности. СМИ и журналисты должны регулярно встречаться с представителями правоохранительных органов и властей и обсуждать меры по обеспечению безопасности журналистов, освещающих тему миграции.

 

Примеры некорректного освещения

Болгария

В ряде болгарских СМИ вышли статьи под заголовками: «Премьер-министр: «На болгарско-турецкой границе скопилось 2 миллиона беженцев»», «Эксперт: «Новоприбывшие беженцы — будущие боевики ИГИЛ», «Исламское государство наводняет Европу беженцами». Все эти заголовки предоставляли неверную и непроверенную информацию. При этом они были опубликованы не в таблоидах, а в уважаемых СМИ, таких как новостное агентство «Фокус» и ведущие частные телеканалы Нова ТВ и БТВ. Последний из заголовков был позаимствован БТВ в британском таблоиде Daily Mail. Термин «нелегальные мигранты», запрещенный к использованию в Associated Press и Би-би-си, по-прежнему широко используется болгарскими СМИ.

 

Великобритания

Колумнистка газеты Sun Кейти Хопкинс написала: «Мне все равно. Покажите мне фотографии гробов, покажите мне тела, плавающие в воде, сыграйте на скрипке или покажите худых людей, которые выглядят грустными. Мне все равно… эти мигранты — словно тараканы. … они созданы так, чтобы пережить ядерный взрыв. Они созданы для выживания».

Ее колонка вызвала волну протестов: более 300 тысяч подписей под онлайн-петицией с требованием удалить материал с сайта газеты и более 300 официальных жалоб в новый регулирующий прессу орган Великобритании, Независимую организацию по стандартам прессы (IPSO).

Сама журналистка продолжает свободно писать и выступать в качестве эксперта на различных дискуссиях. В ноябре группа студентов массово вышла из зала во время такой дискуссии в знак протеста против отношения автора к беженцам. IPSO отказалась признать колонку дискриминационной, так как кодекс организации предполагает наказание за дискриминацию, проявленную в отношении конкретного лица, а не группы людей.

 

Австралия

В стране действует Кодекс этики для вещательных СМИ Австралийского совета по СМИ и коммуникации. В рамках этого кодекса был наказан радиожурналист Алан Джонс, который в ответ на звонок в студию заявил: «В Западном Сиднее нет англо-саксонских подростков, насилующих женщин». По заключению Совета, его комментарий «мог привести к насилию и жестокости в отношении людей с ливанскими и ближневосточными корнями только на основании их этноса».

 

Позитивные примеры

Италия

С 2008 года в стране действует так называемая «Римская хартия», регулирующая освещение миграции и беженцев. Принятию Хартии предшествовало освещение СМИ жестокого убийства четырех человек на севере страны, в котором изначально обвинили мужа одной из жертв, тунисца. СМИ широко освещали трагедию, представляя подозреваемого монстром и критикуя наплыв в страну мигрантов из Туниса. Позже оказалось, что в момент убийства мужчина был в Тунисе, а в самом убийстве признались двое соседей жертв, итальянцы.

Хартия призывает избегать дискриминации мигрантов и употреблять взвешенную точную лексику при освещении новостей, связанных с беженцами и мигрантами в целом. В документе содержится объяснение терминов «кандидат на получение убежища», «беженец», «лицо под гуманитарной защитой», «жертва торговли людьми», «мигрант/иммигрант», «временный мигрант» и руководство по их использованию.

В 2015 году Хартия использовалась для привлечения к ответственности СМИ, некорректно освещавшие тему миграции.

 

Мексика

Проект 72migrants.com рассказывает о 58 мужчинах и 14 женщинах из Центральной и Южной Америки, которые были убиты наркокартелем Лос-Сетас в 2010 году. Проект возник, так как «для многих СМИ погибшие были лишь трупами и цифрами, а не людьми, чьи жизни преждевременно прервались, а мечты были растоптаны».

Еще один важный проект называется «План по южной границе: охота на мигрантов». Он рассказывает о реформе охраны южной границы Мексики, который на словах должен помочь увеличению потока легальной коммерции и туризма, а на деле заставил мигрантов из Центральной и Южной Америки выбирать более опасные пути для попадания в страну и после нее — в США.

Подготовка проекта заняла 5 месяцев. История мигрантов представлена с помощью видео, интервью с мигрантами, инфографики, справочной информации, мнений экспертов, заявлений властей и комментариев читателей.

 

Отчет целиком можно прочесть здесь

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: