ОБ АВТОРЕ

Постоянный корреспондент Mediakritika.by.

Журналист-фрилансер. SMM'щик.

Экс-редактор ныне замороженного проекта 'Belarusian News Photos'.

В 2014 году окончил Институт журналистики БГУ.

Член БАЖ

Вы здесь

Как в Украине, Молдове и Армении учат медиаграмотности

«Медиаграмотность — совокупность навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах, - пишет Википедия. - В основе медиаграмотности — модель, которая поощряет людей задавать вопросы о том, что они смотрят, видят, читают».

Медиаэксперт Татьяна Мельничук считает, что обучение медиаграмоте важно для всех жителей постсоветского пространства, в том числе для белорусов:

«На протяжении долгих лет существования Советского Союза мы жили с убеждением того, что все написанное в газете и сказанное по телевизору — правда. Времена давно изменились. И в СССР газеты не всегда писали исключительно правду. А сейчас, когда постсоветские страны столкнулись с манипуляцией общественным мнением и информационной войной, когда пропаганда преобладает над информацией, любому человеку необходимо разбираться в том, что из себя представляет медиа, что такое информация. Хотя бы  для того, чтобы не позволить манипулировать собой».

По словам Татьяны Мельничук, в Беларуси не очень много внимания уделяется медиаграмотности: «Мы только сейчас подходим к этой проблеме. Она никак не озвучивается и не продвигается в умы граждан на государственном уровне. Медиаграмотностью начинают заниматься общественные институты и журналисты, позиционирующие себя как независимые. Мне кажется, что поле деятельности для всех этих сообществ пока еще непаханное».

Медиаэксперт отмечает, что наши южные соседи достаточно много работают в этом плане: «Украинские журналисты волей случая начали работать иначе. Им сейчас действительно очень важно просветить публику, может быть, заставить ее разбираться в медиа. Что достоверно и правдиво, а что ложь и пропаганда».

Mediakritika.by стало интересно, что же делают постсоветские страны для повышения медиаграмотности своих граждан. Предлагаем обзор значимых проектов и программ, осуществляемых в Украине, Армении и Молдове для решения проблемы медиаобразованности населения.

 

УКРАИНА

Наши непосредственные соседи за последние несколько лет в вопросах медиаграмотности ушли далеко вперед. Пожалуй, самым значимым проектом в данной сфере было внедрение в украинских школах курса по медиаграмотности. Летом прошлого года в сети появились результаты исследования «Внедрение медиаобразования и медиаграмотности в общеобразовательных школах Украины», проведенного Европейской исследовательской ассоциацией при поддержке Internews. В выводах исследования отмечается, что ученики, изучающие медиаграмотность в школе, делают акцент на критическом мышлении и сознании, что информацией могут манипулировать.

«Интересно, что ученики в основном понимают, что манипулирование существовало всегда, просто сегодня оно осуществляется через мощные СМИ. Ученики признают, что знания о медиаманипуляции делают их очень скептическими, недоверчивыми, но скептицизм помогает защищаться от вала недостоверной информации.

Школьники четко осознают пользу от МО, когда сталкиваются с проблемами зависимости в собственной семье и помогают брату или сестре избавиться от интернет-зависимости. Навыки кружковцев практические и могут пригодиться в создании социальной рекламы или информационных материалов», - отмечают исследователи.

В мае 2014 года «Академия украинской прессы» представила обучающую игру «МЕДИАЗНАЙКО», которая стала частью школьного курса по медиаграмотности. В этой занимательной игре ученики могут попробовать себя в роли создателя контента и узнать больше о медиа в целом. (Признаемся честно, автор этих строк сам провел в игре более получаса, тестируя свои знания в медиасфере). Первоначально игра была разработана армянским «Центром медиа-инициативы», украинцы во многом адаптировали ее под свои реалии.

Еще один яркий представитель проекта, несущего медиаграмотность в широкие массы - сайт для проверки фактов Stopfake.org. Он был запущен 2 марта 2014 года преподавателями, выпускниками и студентами Могилянской школы журналистики и программы для журналистов и редакторов Digital Future of Journalism. Менее чем за два года проект обзавелся постоянной аудиторией, как минимум, в 170 тысяч человек (согласно количеству подписчиков в социальных сетях).

Stopfake является журналистской организацией, главная цель которой ? верификация информации, усиление медиаграмотности аудитории и борьба за четкое размежевание между журналистикой фактов и пропагандой. Проект достигает своих целей, в том числе, через проведение тренингов по верификации информации для разных заинтересованных групп.

В декабре ушедшего года ОО «Региональный аналитический центр» объявлял набор на тренинг «Будь медиаграмотным». Ожидалось, что по результатам тренинга участники смогут понять главные принципы работы медиа, проанализировать свое медиапространство и научиться более осознанно подходить к вопросам медиапотребления, осознать механизм медиавлияния, научиться более четко определять пропаганду, фейки и манипуляции в медиа, чтобы не подпасть под их влияние, а также ознакомиться с практическими маркерами и инструментами, которые будут помогать им в этом. Объявление тренинга прошло в контексте распространения «сепаратистскими СМИ лживой информации о якобы проведенных собраниях, митингах, конференциях и съездах».

 

 

АРМЕНИЯ

«Центр медиа-инициативы» мы упоминали выше, когда говорили об игре «МЕДИАЗНАЙКО». В свое время помимо игры центр разработал учебную программу по медиаграмотности, направленную на воспитание сознательного и ответственного потребителя СМИ, который способен критически анализировать СМИ, различать факт и мнение, информацию и пропаганду, и понимающего цели и принципы работы медиа.

Десять тем разработанной учебной программы собраны в пособие для учителей средней школы. Каждая тема представлена через определенную структуру, имеет теоретические и практические компоненты, задания, мультимедийные материалы и полезные ссылки. Результат работы проекта был одобрен Министерством образования и науки Армении в качестве учебного пособия для школ. Однако не обязало школы включать курс в свои учебные планы.

Еще один завершенный проект «Центра медиа-инициативы» - «Просвещение общественности о медиаграмотности». Всего в рамках этого проекта было снято 19 видеороликов о роли и функции СМИ, о правах и обязанностях журналистов. Посмотреть можно здесь, правда, там все по-армянски и даже без английских субтитров.

Сделаны ролики для правильного понимания гражданами значения СМИ. Ролики раскрывают следующие темы: журналистская этика, журналистские расследования, внутриобщественные отношения, отношения СМИ и органов власти, права и обязанности журналистов, дифференциация «мнений» и «информации» в СМИ, а также свободы СМИ.

«Центр медиаобразования» в августе 2007 года провел конференцию «Медиаобразование и медиаграмотность в общеобразовательных школах». Но этот центр занимается больше вопросами безопасности использования сети Интернет.

 

МОЛДОВА

В апреле 2014 года «Центр независимой журналистики» запустил проект «Медиаграмотность для молодежи Молдовы», предназначенный для потребителей медиа продуктов. Задача проекта, осуществляемого совместно с радиостанцией «Europa Liber?» - содействовать укреплению демократии через развитие критического мышления среди молодых граждан Молдовы. 

ЦНЖ организовывает визиты в университеты и лицеи Молдовы, во время которых журналисты «Europa Liber?» беседуют со студентами и лицеистами о прессе и ее роли в обществе. В ходе данных визитов эксперты представляют различные образцы профессиональной и непрофессиональной журналистики в форме примеров из практики.

На сайте «Центра независимой журналистики» есть раздел-тёзка белорусской Мediakritika.by. Правда, направление деятельности молдавской Mediacritica более узкое и больше схоже с украинским Stopfake. Не приходится сомневаться в том, что этот проект прямо и с наглядными примерами несет идеи медиаграмотности своей аудитории.

Интересен тренинг по распространению медиаграмотности через библиотеки, вновь организованный в конце декабря 2015 года в рамках проекта IREX Europe «Укрепление независимости СМИ и медиаграмотности в Республике Молдова», реализуемого совместно с IREX Молдова. Краткое описание похожего завершившегося мероприятия можно увидеть здесь.

«В рамках тренинга участники научатся отличать хороший новостной материал от плохого, ознакомятся со структурой новостей, а также поупражняются в написании статей для своего Интернет-сайта или местной газеты.  Они также научатся распознавать предвзятую информацию и, таким образом, смогут предотвращать попытки манипуляции через СМИ.  Участникам будут предоставлены примеры и модели медиа-материалов, которые помогут им сформировать более точное представление о медийной среде в Республике Молдова.

По завершении тренинга, участники призываются включать критическое мышление и применять критический подход к прессе, а также делиться знаниями, полученными на тренинге, с другими членами сообщества посредством проведения обсуждений, тренингов и других мероприятий», - сообщают организаторы.

 

В одной из будущих статей мы расскажем о проектах и программах, которые учат медиаграмотности белорусов.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: