ОБ АВТОРЕ

Постоянный корреспондент Mediakritika.by.

Журналист-фрилансер. SMM'щик.

Экс-редактор ныне замороженного проекта 'Belarusian News Photos'.

В 2014 году окончил Институт журналистики БГУ.

Член БАЖ

Вы здесь

Игорь Яковенко: «Авторская журналистика не умрет под давлением новых цифровых технологий»

Ремесло

Известный российский журналист об авторской журналистике: что это такое, каким критериям соответствует и почему редакциям нужно развивать авторскую журналистику

Свое второе выступление перед белорусскими коллегами Игорь Яковенко посвятил теме авторской журналистики. Известный российский журналист назвал пять критериев авторской журналистики, обозначил айсберг цифровых технологий и рассказал, как менее болезненно войти в новую цифровую эпоху журналистского искусственного интеллекта.

Mediakritika.by предлагает конспект лекции.

«Что такое авторская журналистика? Как ни странно, единого понимания понятия нет. В соответствии с российским гражданским кодексом, автором является каждый журналист. То есть, 'авторская журналистика' является синонимом всей журналистики. Но мы интуитивно понимаем, что это не так. Когда я стал разбираться, что такое авторская журналистика, первым приближением к пониманию стали газеты, выпускающиеся в 18-начале 19 веков, которые делал один человек. Крылов выпускал «Почту духов»  - он был и автором, и издателем, брал на себя бизнес-процессы. Это авторская журналистика в чистом виде.

 

О ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИИ

Сегодня есть некое противопоставление авторской журналистики и журналистики безликой (как правило, новостной). Но это не противостояние хорошего и плохого. Первая возникшая в истории еще советской России качественная пресса — ''Коммерант'' 1990-го года. И первое, что они сделали — сделали журналистику безликой. Там не было подписей под статьями. При том, что там были очень сильные авторские находки.

Новостную журналистику очень сложно противопоставлять авторской. Из новостных журналистов на телевидении делают звезд. Это выгодно телеканалам. Аудиторию привлекают не только контентом, но и звездами, именами. Особенно это заметно на постсоветском пространстве, где людям зачастую важно не 'что', а 'кто' говорит.

Или, например, военные корреспонденты - из них тоже делают телезвезд. Они  тоже создают свой авторский стиль. Возьмем Ольгу Скабееву, которая родом из новостой журналистики. У нее есть очевидный авторский стиль: это такая будто стальная, брутальная корреспондентка.

 

ПЯТЬ КРИТЕРИЕВ АВТОРСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Единоличное участие журналиста во всем цикле создания информационного продукта. От его идеи до распространения. То есть, это универсальная журналистика. Дибров или Парфенов — классические примеры авторской журналистики, хотя в производстве задействован очень большой коллектив. Они ведут свои проекты от идеи до воплощения, в том числе участвуют в монтаже и контролируют работу операторов.

Наличие четкой авторской позиции. В современных медиа принят этакий отстраненный стиль. Иногда это ложноотстраненный стиль, мол «редакция может не разделять мнение автора». Авторская журналистика — всегда четкая позиция по тому или иному вопросу. Не может быть авторской журналистика, которая говорит «мне вообще-то все равно… Я тут это… пирожками торгую...». В этой связи авторская журналистика почти всегда предполагает авторский комментарий.

Авторская журналистика — это всегда журналистика мнений. Даже когда мы сообщаем какую-то новость, мы торгуем не новостью, а мнением об этой новости.

Уникальный авторский стиль. Авторская журналистика узнаваема. Мне не нужно искать подпись Шендеровича под статьей, я узнаю Шендеровича с первых слов. Я с первых слов узнаю Леонида Радзиховского, где бы он ни печатался.

Нетривиальный подход. Скажем, у Андрея Илларионова помимо авторского стиля совершенно особый подход к написанию. У него огромное количество статистического материала, это огромная фактология. Авторская журналистика - это свой подход к журналистскому расследованию, публицистике.

Обратная связь с аудиторией. Сегодня без обратной связи с аудиторией все меньше можно представить себе профессию журналиста. Авторская журналистика полностью завязана на связь с аудиторией. Цифровые технологии предоставляют гигантские возможности, ты, например, мгновенно понимаешь, нашел свою аудиторию или нет. 

Иногда я понимаю, что то, что я сейчас пишу, будет воспринято в штыки. Ну и что? В конце концов, я не хочу превращаться в голого популиста, который пишет только в угоду публики. Я хорошо понимаю, что нужно сделать, чтобы увеличить свою аудиторию в несколько раз. Это очень легко. Для этого нужно понижать уровень. Нужно переходить на все более крутые образы в ругании власти. Можно придумать еще более карикатурные неприятных людям персонажей. Но это инерционный путь, популистский.

 

АЙСБЕРГ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кто-то уже напоролся на айсберг цифровых технологий, кому-то это еще предстоит. Айсберг заключается в том, что все больше такие цифровые технологии как автоматизированный перевод звука в текст, а текста в звук, создание искусственного интеллекта и др. вытесняют целый ряд специальностей.

В нашем цеху передовые СМИ уже избавляются от новостников. Bloomberg у себя заменил 70% журналистов на программы искусственного интеллекта, которые пишут обзоры финансового, недвижимости и других сегментов рынка. Роботы справляются с этим гораздо лучше человека. Десятки людей потеряли работу. Это та реальность, в которую мы уже вошли.

Что нам делать? Программы искусственного интеллекта выигрывают у любого профессионала с точки зрения ремесленничества. Но не существует программ, которые способны заменить авторский стиль, авторскую интонацию, авторский талант и юмор. Никакая машина не сможет заменить Жванецкого или Алексиевич. Набор ценностей — также незаменим. Потому что объяснить машине, что такое хорошо, а что такое плохо — невозможно. Поэтому наш талант и наша ценностная система — то, что может устоять в результате столкновения с айсбергами цифровых технологий и блогерства.

Я думаю, что любому СМИ полезно развивать авторскую журналистику. Она требует немного другого подхода к обучению. Она требует немного другого подхода к инфраструктуре. Подход требует, чтобы редакция работала на выращивание своих звезд. И это требует серьезного пересмотра каких-то ценностных установок внутри редакции». 

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: