ОБ АВТОРЕ

Журналист, обозреватель, специалист в области Public Relations.

Окончил биофак БГУ. Карьеру журналиста начал в 1995 году в журнале «Дело». Cотрудничал с «Белорусской деловой газетой» до ее закрытия, газетой «Московский комсомолец в Белоруссии», «Бизнес-леди», «Финансовый директор», «Детективной газетой», порталом BEL.BIZ, информационным агетством «Интерфакс».

Был собкором в Беларуси российского информагентства Stringer. Занимал должность заместителя директора радиостанции «Сталіца».

Работал PR-менеджером в «Международной финансовой корпорации» (IFC).

С весны 2010 года – собственный корреспондент в Беларуси российского федерального издания «Газета.Ru».

С января 2013 года – снова работает в БДГ (теперь под брендом «БДГ Деловая газета»).

Вы здесь

Сегодня – медиа-магнат. Завтра – президент?

В фокусе

История медиа-холдинга Bloomberg и самого Майкла Блумберга – очень хороший пример того, что в стране с развитой рыночной экономикой на СМИ, занятых освещением этой самой экономики, можно сделать очень хороший бизнес.

Сегодня медиа-холдинг Bloomberg – это один из двух ведущих поставщиков финансовой информации как для профессиональных участников финансовых рынков так и для бизнесменов и политиков по всему миру. А его создатель Майкл Блумберг, судя по всему, и может, и хочет стать президентом США.

 

Амбиции медиа-магната

8 февраля медиа-магнат, миллиардер и бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг в ответ на вопрос об участии в гонке за пост президента США сообщил, что «рассматривает все варианты». Он также добавил, что следит за заявлениями кандидатов и результатами первичных голосований (праймериз). Как написала Financial Times, это оказалось первое публичное заявление Блумберга о возможном участии в кампании. Между тем, по мнению обозревателей газеты, включение Блумберга в президентскую гонку в качестве независимого кандидата могло бы существенно изменить всю ее картину.

Впрочем, о том, что Майкл Блумберг может стать претендентом на пост президента США, вездесущий телеканал CNN впервые сообщил еще 10 января. Тогда от источников CNN поступила информация, что Блумберг заказал опрос, исследующий его личные электоральные перспективы в случае выдвижения Хиллари Клинтон от демократов и Дональда Трампа от республиканцев. По мнению тех же источников, Блумберга, вероятно, вдохновил пример Дональда Трампа.

23 января анализ относительно возможного участия в президентской кампании Майкла Блумберга опубликовала New York Times. По информации этого издания, Блумберг поручил своим помощникам не только провести опросы, но и разработать план потенциальной предвыборной кампании. Также владелец медиа-конгломерата сообщил своим друзьям и партнерам, что готов потратить на предвыборную кампанию не менее $1 млрд собственных средств. И, опять же, советник бывшего мэра Ню-Йорка подтвердил NYT, что 73-летнего Блумберга «сильно раздражают» «незаслуженно высокие» рейтинги кандидата от Республиканской партии Дональда Трампа; при этом Блумберга беспокоит возможный проигрыш на выборах Хиллари Клинтон.

Для справкиВ конце 2015 года Майкл Блумберг с состоянием в размере $38,6 млрд занял 7-е место в рейтинге 400 богатейших людей США, который составляет журнал Forbes. Если Блумберг действительно станет президентом США, то он превзойдет по влиятельности другого известного медиа-магната, возглавившего страну – самого успешного в истории Италии премьер-министра Сильвио Берлускони (владельца медиа-группы Mediaset).

 

Сын белорусских иммигрантов

Он родился 14 февраля 1942 года в Брайтоне – это район города Бостона (штат Массачусетс) и получил имя Майкл Рубенс Блумберг. Его семья – эмигрировавшие в начале ХХ века из Беларуси евреи. Да и сам Майкл исповедует реформистский иудаизм. Его родители не были зажиточными – отец работал бухгалтером, а мать была секретаршей. Так что Майклу приходилось подрабатывать на автозаправке, чтобы оплачивать учебу в университете.

В 1964 году молодой Блумберг окончил Университет Джонса Хопкинса (по специальности электроинженерия) и Гарвардскую школу бизнеса. Получил степень бакалавра, а позже степень магистра делового администрирования (МВА). Был женат на Сьюзан Браун, имеет от этого брака двух дочерей: Эмму (1979 г. р.) и Джоржину 1983 (г. р.). Но позднее развелся, хотя с дочерьми и сейчас поддерживает очень тесные отношения.

Свою карьеру наемного сотрудника Майкл Блумберг и начал, и закончил в финансовой компании Salomon Brothers. Там он возглавлял торговлю акциями и отвечал за информационные системы – и в результате быстрого карьерного роста продвинулся до статуса главного партнера. Но в 1981 году компании Salomon Brothers была продана новому владельцу, и Блумберг лишился работы. Однако при этом он согласно партнерскому соглашению получил $10 млн «отступных». На эти деньги Блумберг основал компанию Innovative Market Systems, в 1986 году переименованную в Bloomberg LP. Он уже хорошо представлял себе, чем будет заниматься: молодая компания собирала, анализировала и продавала информацию о состоянии финансовых рынков сперва в США, а потом и по всему миру. Так началась его карьера медиа-магната, о которой я расскажу ниже.

Политике Майкл Блумберг всегда уделял не меньше внимания, чем бизнесу. До 2001 года он был членом Демократической партии, откуда перешел в Республиканскую просто чтобы иметь возможность участвовать в выборах мэра Нью-Йорка. Но в 2007 году Майкл порвал и с республиканцами.

Собственно, свою карьеру избранного руководителя «крепкий хозяйственник» Блумберг как раз и начал 6 ноября 2001 года, победив на выборах мэра Нью-Йорка. На ту избирательную кампанию Майкл Блумберг потратил $73 млн собственных денег. Результат оказался впечатляющим: жители Нью-Йорка, которые на выборах традиционно поддерживают более либеральную Демократическую партию, на этот раз избрали мэра-республиканца. Впрочем, победа была не самой убедительной: Блумберг набрал 50% голосов, тогда как его оппонент – 48%. Вряд ли Майкл победил бы, если бы его не поддержал публично предыдущий мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, который стал у горожан невероятно популярным после террористических актов 11 сентября 2001 года.

Став мэром Нью-Йорка, Блумберг назначил себе зарплату в $1 в год и отказался пользоваться государственным жильем. Он заявил, что может управлять городом, полностью живя на доходы от бизнеса. И управлял он, надо сказать, весьма неплохо. Хотя, по некоторым подсчетам, провел ровно столько же популярных реформ, сколько и непопулярных. Например, при нем преступность в городе сократилась на 20%, экономика выросла, сохранив за Нью-Йорком звание самого богатого города мира. При этом было создано множество новых рабочих мест за счет поддержки малого бизнеса; строилось доступное жилье, была проведена школьная реформа. С другой стороны, в свой первый мэрский срок Блумберг повысил налоги и урезал расходы городской администрации, запретил курить в ресторанах, клубах и барах.

На второй срок Майкл Блумберг переизбрался в 2005 году. При чем на этот раз с потрясающим успехом: его разрыв в голосах с ближайшим конкурентом на выборах составил 20%. Хотя, конечно, на эту избирательную кампанию Блумберг потратил уже на $1 млн больше, чем на предыдущую. За следующие четыре года Блумберг сбалансировал городской бюджет и сократил безработицу до рекордно низкого уровня. В частности, он успешно реализовал программу по борьбе с бедностью за счет создания новых рабочих мест.

А далее... Блумберг взял пример с одного восточноевропейского президента. 2 октября 2008 года он объявил, что считает нужным изменить максимальное количество сроков пребывания на посту мэра Нью-Йорка с двух до трех. Мотивировал он это просто: дескать, во время финансового кризиса именно он должен руководить городом, поскольку является крупным специалистом в области финансов. (И, главное, не поспоришь.) 23 октября городской совет Нью-Йорка принял изменение закона 29 голосами «за» и 22 «против», что позволило Блумбергу баллотироваться третий раз.

3 ноября 2009 года Майкл Блумберг вновь победил на выборах, но уже без большого перевеса, получив голоса только 50,5% избирателей. В 2014 году он оставил пост мэра и стал Специальным посланником ООН по городам и изменению климата.

 

Информация дороже нефти

Медиахолдинг Bloomberg был основан (тогда еще только как одиночная компания и под другим названием) в 1981 году в Нью-Йорке. Его первым и основным (до сих пор) продуктом стал Bloomberg Terminal – компьютерная система, позволявшая получать доступ к текущим и историческим ценам практически на всех мировых биржах и многих внебиржевых рынках, ленте новостей агентства Bloomberg и других ведущих СМИ, системам электронной торговли различными ценными бумагами. В дальнейшем медиа-группа (http://www.bloomberg.com/) быстро разрасталась, и сегодня включает в себя кроме Bloomberg Terminal и информагентства также семейство специализированных телевизионных каналов BloombergTV (по отдельному каналу для каждого из основных рынков), журналы Bloomberg Markets, Bloomberg BusinessWeek, сайты Bloomberg.com и BusinessWeek.com, приложения для мобильных устройств, радиостанцию BloombergRadio и массу других СМИ. Впрочем, расскажем обо всем по порядку.

В своей книге «Блумберг о Bloomberg» Майкл позднее так вспоминал то время, когда в 1981 году он остался без работы, но с $10 млн на руках: «Все, что от меня требовалось, – это найти дополнительную услугу, отсутствующую на рынке в текущий момент. Я задумал основать дело, построенное на сборе данных по ценным бумагам, возможности для клиентов выбрать самые важные с их точки зрения данные, а затем предоставить программное обеспечение, которое позволит обычным людям, не математикам, произвести анализ предоставленной информации. Этой возможности мучительно недоставало на рынке услуг».

В свою новую компанию Майкл пригласил трех бывших работников Salomon Brothers, которых уволили, как его самого. Конкурировать им предстояло ни много ни мало – с самим агентством Reuters, которое также присматривалось к компьютерам и сетям как к средству оперативной доставки финансовой информации. На подготовку потребовался год, и в 1982-м первым клиентом новой компании стал инвестиционный банк (по совместительству брокерская компания) Merrill Lynch. Там были установлены первые 22 терминала. Их использование произвело столь впечатляющий эффект, что вскоре Merrill Lynch вложила в компанию Блумберга $30 млн, купив 20% акций Innovative Market Systems. К 1988 году в разных американских компаниях работало уже 5000 систем Bloomberg Terminal. Главное, что пользовалось спросом – биржевые котировки в режиме реального времени и финансовая аналитика.

Но как Блумберг сумел победить конкурентов на далеко не самом простом рынке финансовой информации? Дело в том, что он представлял своим клиентам информацию не хаотично, как это делали другие компании в то время, а структурировано, выделяя текущие тренды. То есть работа финансовых аналитиков производилась не на стороне потребителя, а на стороне поставщика информации. Для любого современного делового СМИ это – основа успеха, однако в то время данный подход был еще не столь очевиден.

Тем временем начиналась эпоха применения компьютеров абсолютно во всем, и Майкл Блумберг оказался к ней готов, как никто другой. За пять лет было запущено много дополнительных программ, самыми значимыми из которых оказались торговая платформа Bloomberg Tradebook, бизнес-системы Bloomberg Messaging Service и Bloomberg newswire, позднее – Bloomberg Personal Finance.

При этом сам Майкл Блумберг придерживался собственной стратегии завоевания рынка. Он хотел работать исключительно в сфере СМИ для бизнеса (и экономики в целом), но зато уж в этом сегменте проникнуть буквально во все закоулки. В этом, кстати, его кардинальное отличие от Сильвио Берлускони, который главную ставку сделал на развлекательные и спортивные медиа. Что интересно, они оба оказались правы – просто Америка и Италия слишком разные по своему менталитету страны.

Сегодня терминалы Bloomberg Professional используются практически во всех финансовых компаниях – это корпоративный стандарт в финансовой сфере, как Microsoft Windows на рынке операционных систем. Однако все же серьезная работа с экономическими данными требовала и штата профессиональных журналистов. Чтобы решить эту проблему, Майкл Блумберг заключил договор с Dow Jones – и получил право использовать в своей сети материалы из The Wall Street Journal, главного американского издания, специализировавшегося на аналитике по финансовым и прочим рынкам.

Все было нормально до 1990 года, когда Dow Jones неожиданно для всех и по непонятным до сих пор причинам разорвала контракт. Майкл Блумберг оказался в сложном положении: ему пришлось срочно создавать собственные экономические СМИ – организовывать свой редакторский коллектив, нанимать журналистов, которые бы разбирались в экономической тематике. Но такие всегда и везде были в дефиците и стоили дорого.

Тогда Блумберг сделал неожиданный ход: он не стал переманивать из других медиа дорогостоящих профессионалов с большим опытом, а сформировал коллектив из молодых и талантливых выпускников. В результате вскоре у Bloomberg LP появился огромный штат сотрудников, работающих по всему миру, снабжая медиа-конгломерат всей необходимой информацией. «Нашим клиентам нужны новости постоянно: когда они ведут машину или сидят дома, и мы должны дать им возможность получить информацию, которая им необходима», – подчеркивал Блумберг.

Кризис был преодолен, и Майкл Блумберг, пользуясь благоприятной конъюнктурой, начал расширять свою мини-империю деловых медиа. Он приобрел радиостанцию, открыл свой телевизионный канал по теме финансов (который потом «размножился» на ряд самостоятельных каналов) и запустил веб-сайт, который сегодня является центром мировой финансовой аналитики.

Кстати, это именно Bloomberg TV в 1994 году впервые предложило «мультиэкран», на котором совмещалось несколько видов информации сразу. Майкл Блумберг по этому поводу говорил: «Это словно Windows на экране вашего компьютера. Ни один зритель не концентрирует внимание на всех секциях, каждый получает ту информацию, которая ему необходима. Это замечательно для нашего стремительного мира, в котором зрителям нужна информация, а не развлечения».

Телепрограммы Bloomberg привлекали достаточно большую аудиторию, и следующим шагом стала круглосуточная сеть BIT – Bloomberg Information Television. Программы одного канала сети с центром вещания в Нью-Йорке предназначалась для США и Канады, другого – для Южной Америки (центр вещания – Сан-Паулу), третьего – для Европы и Ближнего Востока (центр вещания – Лондон), четвертого – для Юго-Восточной Азии (центр вещания – Токио). Все центры вещания обслуживались единой, специально для этого созданной высокоскоростной компьютерной сетью для передачи видеоданных.

Сегодня Bloomberg TV – телесеть, успешно реализовавшая концепцию регионального вещания. Она располагает сетью каналов, предназначенных для различных регионов и стран: «Bloomberg Television – США», «Bloomberg – Азия – Тихоокеанский регион», «Bloomberg – Франция», «Bloomberg – Германия», «Bloomberg – Италия», «Bloomberg – Япония», «Bloomberg – Испания», «Bloomberg – Великобритания». Причем мультиязыковое вещание включает три версии английского языка (американский, британский и тихоокеанский) и две – испанского (для Испании и Латинской Америки).

Вот только самые значимые компании, входящие в Bloomberg LP:

Bloomberg Professional

Справочная служба по фондовым, финансовым и прочим рынкам.

Bloomberg News

Служба новостей. Открылась в 1990 году. Располагает 87 бюро, в штате работают 1200 репортеров. Поставщик информации в ведущие издания мира – такие, как New York Times, Asahi News и др.

Bloomberg TV

Круглосуточная сеть бизнес-новостей, более 200 млн зрителей.

Bloomberg Radio

Располагает 200 филиалами по всему миру, ведущей станцией считается Bloomberg 1130 в Нью-Йорке; 8 млн слушателей.

Wealth Manager

Журнал для финансовых менеджеров и консультантов.

Markets

Журнал для специалистов в области инвестиций.

On Investing

Журнал для инвесторов.

Bloomberg Money Magazine

Деловой журнал, издающийся в Великобритании.

Investimenti

Деловой журнал, издающийся в Италии.

Bloomberg Press

Издательство, специализирующееся на выпуске книг исключительно финансово-экономической тематики.

bloomberg.com

Веб-сайт Bloomberg. Входит в пятерку самых посещаемых сайтов США, имеет 11 международных версий, обеспечивается контентом Bloomberg News и Bloomberg Professional.

Однако же и сегодня основной доход Майклу Блумбергу приносит подразделение Bloomberg Professional, которое предоставляет финансовым компаниям в пользование свои дорогостоящие терминалы (всего более 250 тыс. пользователей).

За аренду самой дешевой версии такого устройства каждый месяц нужно платить полторы тысячи долларов. Сегодня Bloomberg LP – это один из ведущих поставщиков финансовых новостей по всему миру. В компании работает около 15 тысяч человек, занятых в 143 городах.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: