ОБ АВТОРЕ

Журналист, обозреватель, специалист в области Public Relations.

Окончил биофак БГУ. Карьеру журналиста начал в 1995 году в журнале «Дело». Cотрудничал с «Белорусской деловой газетой» до ее закрытия, газетой «Московский комсомолец в Белоруссии», «Бизнес-леди», «Финансовый директор», «Детективной газетой», порталом BEL.BIZ, информационным агетством «Интерфакс».

Был собкором в Беларуси российского информагентства Stringer. Занимал должность заместителя директора радиостанции «Сталіца».

Работал PR-менеджером в «Международной финансовой корпорации» (IFC).

С весны 2010 года – собственный корреспондент в Беларуси российского федерального издания «Газета.Ru».

С января 2013 года – снова работает в БДГ (теперь под брендом «БДГ Деловая газета»).

Вы здесь

Пять фильмов про журналистов – финальный обзор

В фокусе

Mediakritika.by завершает серию обзоров фильмов про журналистов, которые, с нашей точки зрения, стоило бы посмотреть всем, кто «в профессии». То есть фильмов, которые позволяют самим журналистам или чему-то научиться, или просто лучше понять свою роль и место в этом мире.  

Предыдущие обзоры можно прочитать здесь, здесь, здесь и здесь.

«В центре внимания» (Spotlight)

2015 год, США, Канада, режиссер Том МакКарти

Главные роли: Марк Руффало, Майкл Китон, Рэйчел МакАдамс, Лив Шрайбер, Джон Слэттери, Стэнли Туччи

Идет в белорусских кинотеатрах прямо сейчас, будет идти до 24 февраля включительно.

Этот фильм, получивший шесть номинаций на «Оскар», основан на событиях реального журналистского расследования, которое стало одним из самых громких в истории американской прессы. Собственно, одно из значений слова «spotlight» – и есть «журналистское расследование».

По сюжету (как и в реальности) действие начинается в 2001 году, когда известная газета The Boston Globe нанимает нового главного редактора. Он, в отличие от подавляющего большинства сотрудников, не католик, а еврей и, кроме того, не из Бостона. Именно такое стечение обстоятельств позволяет ему беспристрастно взглянуть на происходящее в городе. В какой-то момент ему на глаза попадается заметка о священнике-педофиле, его адвокате и начальстве, которое вроде как знало про все происходившее, но намеренно закрывало глаза. Редактор понимает, что эта тема может всколыхнуть все общество – пусть и с непредсказуемым результатом.

Дело поручается отделу расследований (он в фильме и называется, собственно, Spotlight, отсюда и название). И вскоре выясняется, что упомянутый случай – далеко не единичный, а проблема гораздо шире, чем маленький уютный Бостон. Газета достает один за другим скелеты из шкафов, начинается масштабное противостояние церкви и журналистов, за которым наблюдает общество. Расследование длится долго, но в итоге серия публикаций на эту тему производит эффект разорвавшейся бомбы. Газета за эти статьи была награждена Пулитцеровской премией за служение обществу.

Конечно, данный фильм вряд ли придется по душе любителям боевиков. Но журналистам – несомненно. В этом он очень похож на классику жанра – фильм «Вся президентская рать», рассказывающий про расследование журналистами Уотергейта. То есть никаких погонь и перестрелок, только долгие разговоры и копание в бумагах. А напряжение растет…

Журнал GQ так написал про этот фильм: «”В центре внимания” воспели критики по всему миру. Это, впрочем, совершенно заслуженно – перед нами крайне старомодное, но очень ладно сделанное кино: в самом процессе журналистского расследования не так много особенной кинематографичности (если не брать классические голливудские фильмы про циничных героев-журналистов), а недостижимым эталоном жанра фильма-расследования стала ”Вся президентская рать”. Маккарти, несомненно, ориентировался на этот фильм – отсюда образ журналиста-идеалиста, последовательное нагнетание саспенса при помощи одних только разговоров, записей, совещаний в ньюс-румах и телефонных звонков и героическое упоение профессией. Это скромная плотная производственная драма, которая, начинаясь довольно размеренно, лихо разгоняется и быстро превращается в настоящий разговорный триллер. Разоблачение католической церкви оборачивается нарастающей паранойей: речь идет о соседях и знакомых – нечистые священники обнаруживаются и в школе напротив редакции, и в доме за углом, и буквально за соседней дверью. Каждый знал этих людей буквально с детства, им сложно было не довериться. За этим стоит общее, коллективное чувство вины – всем придется быть в ответе за сокрытые преступления».

«Части тела» (Private Parts)

1997 год, США, режиссер Бетти Томас

Главные роли: Говард Стерн, Робин Куиверс, Мэри МакКормак, Фред Норрис, Пол Джаматти

Этот фильм, безусловно, стоит посмотреть всем, кто работает на радио или хотел бы там работать. Он снят по автобиографической книге самого популярного радиоведущего Америки – Говарда Стерна. Сам Стерн (как и его напарница по эфиру) снялся в фильме в роли самого себя.

В США Говард Стерн смог добиться успеха, благодаря своей шокирующей искренности и невероятно скандальному, эпатирующему поведению в радиоэфире. Хотя и с чувством юмора у него, надо признать, все было в полном порядке. В результате Стерн очень быстро становился настоящей «занозой в заднице» для продюсеров всех радиостанций, на которых он работал. С одной стороны, он нес в эфире полную непотребщину, с другой – давал этим радиостанциям невероятные рейтинги, а значит – и рекламные доходы.

Говард Стерн позволял себе в прямом эфире называть своих начальников на NBC «сборищем грязных ублюдков», а своего программного директора «свиной блевотиной». Для него не было запретных тем, политкорректность для него не существовала. «Почему вы слушаете его?», – спрашивают людей на улице. – «А интересно, что он скажет дальше». Парадокс нашего времени отлично отображался социологическими исследованиями. Стандартный радиослушатель в США слушал радио в среднем 15 минут в сутки, поклонники Говарда Стерна слушали радио с его шоу по часу и семнадцать минут, а те, кто его ненавидел – слушали его шоу по 2,5 часа. На радость рекламодателям.

Но при этом сам Говард Стерн в фильме старательно подчеркивает, что на самом деле он – примерный семьянин, а то, что он устраивал в радиоэфире – не более, чем шоу. Вот только это шоу, как ни крути, изменило – и Америку, и современное радиовещание.

«Школьный стрелок» (Hello Herman)

2012 год, США, режиссер Мишель Дэннер

Главные роли: Норман Ридус, Гаррет Бэкстром, Марта Игареда, Роб Эстес.

В русскоязычном переводе, который можно найти на торрентах, фильм называется «Привет, Герман»; по телевизору же он шел под названием «Школьный стрелок». Сразу замечу, что психологически фильм очень тяжелый. По сюжету в неком городе США шестнадцатилетний подросток Герман Ховардс приносит в свою школу пистолеты, и убивает 39 учеников, двух учителей и офицера полиции. Эту бойню Герман снимает на видео, и незадолго до ареста, посылает по электронной почте видео своему кумиру, известному журналисту Лаксу Моралесу. В этом видео он говорит Лаксу, что хочет рассказать свою историю в его шоу.

Но на самом деле школьник-убийца (уже обреченный на электрический стул) хочет, чтобы журналист стал его судьей, чтобы он оценил, имел ли Герман моральное право на такой поступок – просто убить тех, кто его годами унижал и оскорблял. Конечно, ответа на этот вопрос нет в фильме – его, наверное, вообще не существует.

Однако фильм поднимает другую – профессиональную – проблему: может ли журналист выступать в роли судьи, давать собственные оценки поступкам людей? Особенно в настолько непростых ситуациях. Согласно западным канонам журналистики – не может. Согласно канонам журналистики советской – и практике «чэсных» журналистов сегодняшней Беларуси – не только может, но и должен. А как на самом деле? А как быть в ситуации, подобной показанной в фильме, – когда журналист не хочет, но вынужден стать таким судьей?

«Правдивая история» (True Story)

2015 год, США, режиссер Руперт Гулд

Главные роли: Джона Хилл, Джеймс Франко, Фелисити Джонс, Мария Диззия, Итан Сапли

История странных взаимоотношений журналиста Майкла Финкеля и убийцы, разыскиваемого ФБР, по имени Кристиан Лонго. Суть интриги в том, что разыскиваемый убийца много лет скрывался за пределами США, называясь именем самого Финкеля.

«Правдивая история», кстати, основана на реальных событиях. В 2002 году журналист Нью-Йорк Таймс Майкл Финкель готовил в Африке репортаж о насилии над несовершеннолетними работниками на плантациях. Не добившись фотографии с увечьями молодого парня, он решил немного сфальсифицировать свою статью. Майкл изменил некоторые факты и главную фотографию для большей картинности происходящего. Но все это раскрылось, и его выгнали из Нью-Йорк Таймс, а другие редакции не горели желанием брать на работу репортера, нарушившего один из главных принципов профессиональной журналистики.

И тут «настоящему» Финкелю неожиданно становится известно, что уже несколько месяцев в Мексике скрывается убийца всей своей семьи (жена и три ребенка), используя при этом имя Майка Финкеля. Настоящее имя убийцы – Кристиан Лонго. «Настоящий» Майкл хочет понять, почему совершенно незнакомый ему человек назвался его именем. Однако вскоре беседы с Лонго приводят Финкеля к выводу: это один шанс из миллиона вернуть свое былое имя успешного журналиста.

И несмотря на опасность, которая исходит от Лонго, Финкель в ходе личной встречи заключает с ним сделку: согласие на издание книги по истории, рассказанной из первых уст убийцы, в обмен на уроки писательского мастерства и обещание не предавать услышанное огласке до судебного процесса. После чего начинается психологическая игра между Финкелем и Лонго.

Не могу сказать, что фильм меня сильно впечатлил. Но он все же поднимает много вопросов: может ли журналистика пренебрегать фактографической конкретикой в пользу формальных обобщений, предпочитать строгости формулировок – игру символических определений, подменяя реальные личности ложными образами? Этот фильм – в том числе и попытка принципиальной оценки профессиональной журналистики, которая нередко формирует мнение публики, основываясь на искусственно раскрученных персонажах и событиях. Другая сторона медали – восприимчивость самой публики к предлагаемым ей версиям происшествия.

«Крайний срок» (Deadline)

2012 год, США, режиссер Курт Хан

Главные роли: Эрик Робертс, Стив Тэлли, Дж. Д. Саузер, Джереми Чайлдз

И вновь перед нами фильм, основанный на реальных событиях. В маленьком американском городке убивают шерифа. Молодой репортер городской газеты Mэтт Xaрпер отправляется расследовать дело. Однако под нажимом общественности – преимущественно местных чернокожих – ему приходится распутывать еще один клубок – нераскрытое убийство подростка, происшедшее 19 лет назад. И эти два события вдруг оказываются связаны между собой и покрыты круговой порукой местных властей.

Тут уже за дело – за журналистское расследование – берутся двое: молодому журналисту помогает его несравненно более опытный товарищ (пожилой Эрик Робертс смотрится в этой роли немного неожиданно). Однако Mэтту Xaрперу все ставят палки в колеса – и местные власти городка, и руководство газеты, считающее расследование неважным для газеты, и его собственная невеста, и даже сама судьба – у отца Mэтта диагностирован рак. В этих условиях для журналистов становится уже просто делом принципа довести дело до конца. Но история принимает неожиданный оборот – причем несколько раз подряд.

В конце фильма, раскрыв дело, Mэтт Xaрпер оказывается в ситуации морального выбора: принять или нет участие в манифестации чернокожего населения, которая стала следствием его расследования. Принять участие в акции – значит нарушить правила профессиональной этики американских журналистов; не принять – значит оскорбить людей, для которых он стал неожиданно так много значить.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: