ОБ АВТОРЕ

Журналист, обозреватель, специалист в области Public Relations.

Окончил биофак БГУ. Карьеру журналиста начал в 1995 году в журнале «Дело». Cотрудничал с «Белорусской деловой газетой» до ее закрытия, газетой «Московский комсомолец в Белоруссии», «Бизнес-леди», «Финансовый директор», «Детективной газетой», порталом BEL.BIZ, информационным агетством «Интерфакс».

Был собкором в Беларуси российского информагентства Stringer. Занимал должность заместителя директора радиостанции «Сталіца».

Работал PR-менеджером в «Международной финансовой корпорации» (IFC).

С весны 2010 года – собственный корреспондент в Беларуси российского федерального издания «Газета.Ru».

С января 2013 года – снова работает в БДГ (теперь под брендом «БДГ Деловая газета»).

Вы здесь

Понять ментальность белорусского читателя

В фокусе

Чтобы СМИ нормально работало, его владельцы, редакторы и журналисты должны очень хорошо понимать: что собой представляет их читатель (зритель, слушатель). Что у него в голове? Как он думает? Как он принимает решения? Как он воспринимает представленную ему информацию?

В странах с развитыми медиа-рынками на большинство этих вопросов отвечают независимые социологи и медиа-эксперты. В Беларуси с независимой социологией, скажем так, сложно. Но компенсировать это можно, обратившись к ученым, к независимым исследователям.

Нечасто бывает так, что берешь в руки простой сборник материалов научной конференции – и не можешь оторваться. Потому что интересно, потому что начинаешь понимать глубинную подоплеку того, чем ты изо дня в день зарабатываешь себе на хлеб. Со мной такое произошло, когда я взял в руки книгу «Трансфармацыі мянтальнасці беларусаў у ХХІ ст.» – сборник материалов научно-практической конференции, прошедшей в Минске в ноябре 2013 года. Книга издана в Риге Институтом белорусской истории и культуры тиражом 300 экземпляров.

Всего в сборник вошли 19 статей на русском и белорусском языках. Все они описывают различные аспекты белорусской ментальности. То есть того, как загадочный человек под условным обозначением «рядовой белорус» мыслит, воспринимает себя и свою страну, окружающий мир и свое место в нем. Очень много внимания в научных работах отведено языковым вопросам, а также тому, как белорус воспринимает поступающую к нему информацию, оценивает ее, доверяет ей или не доверяет, перерабатывает и использует в дальнейшем. А знание этого уже, в свою очередь, позволяет медиа-специалистам формировать свои СМИ таким образом, чтобы уровень взаимодействия между ними и пресловутым «простым белорусом» был максимально высок.

Среди авторов сборника – такие известные персоны, как культуролог и писатель Ирина Шумская, доцент МГИМО Кирилл Коктыш, социолог и эксперт НИСЭПИ (в прошлом – директор БДГ) Сергей Николюк, доктор социологии Давид Ротман, доктор политологии Анатоль Астапенко, редактор портала «Гістарычная праўда» Игорь Мельников и другие.

Вот как важность этой книги для белорусских масс-медиа объяснил ее издатель, директор Института белорусской истории и культуры Виктор Евмененко:

- СМИ, безусловно, оказывают существенное влияние на ментальность. Во многом благодаря именно белорусским и российским СМИ, которые тоже довольно широко представлены у нас, формируется общественное мнение и в долгосрочной перспективе меняется ментальность. Даже сейчас мы можем наблюдать, как зачастую образованные люди, рассуждая против элементарной логики, поддерживают враждебные действия России или в экономическом кризисе обвиняют западные страны. Как известно вся внешняя среда имеет то или иное влияние на ментальность. СМИ же являются тем эффективным инструментом, который позволяет манипулировать массами, формируя тем самым общественное мнение. При этом могут навязываться ложные идеи и идеалы, что зачастую приводит к ложным ментальным установкам. Например, белорусские СМИ культивируют миф о белорусском трудолюбии, а источником всех бед называют внешние обстоятельства. Хотя белорусы в общей своей массе весьма ленивы и эффективность труда у нас крайне низкая. Как следствие, у белорусского общества нет запроса на реформы и изменения всего экономического уклада жизни.

Этот сборник можно буквально с ходу растаскивать на цитаты.

«Выключная роля ... належыць прадстаўнікам медыяў. Часам нават пачынаеш шкадаваць, што якасць сучаснай цэнзуры надта ўжо спецыфічная, бо за крытыку ўлады можна было пацярпець ва ўсе часы, але распаўсюд разнастайнай дурасці ўсё ж такі не заахвочваўся да такой ступені, як гэта робіцца зараз. Так Званыя Журналісты асвятляюць у медыях Так Званыя Падзеі. Так Званыя “Чэсныя” могуць наваяць штосці кшталту: “нам пашчасціла прадаць аж тры камбайны некуды ў азіяцкую глуш”. Падзея! А Так Званыя “Нячэсныя” адкажуць наступным: “тэлевядучая Л. Ляснулася аб дзверы ў хаце і зламала мізінец”. Падзея хоць куды!», – констатирует писательница Ирина Ходоренко.

«У нашай краіне ідзе паралельнае кшталтаванне двух культур – адной на базе рускай мовы, другой – на базе беларускай. Больш таго, ідзе паралельнае канструяванне двух нацыяў, прычым на аснове аднаго і таго ж беларускага этнасу. Цікава, што фармаванне гэтых двух культур мяняе і менталітэт яе носьбітаў. ... Ёсць падставы сцвярджаць, што мы маем справу з новым вітком развіцця “савецкай” беларускай нацыі», – пишет доктор политологии Анатоль Астапенко.

Но лучше эту книгу просто прочитать. Тем более, что некоторые вошедшие в нее исследования сами по себе стоят десятка научных монографий. Например, статья «Структура ідэнтычнасці беларускіх калгаснікаў на пачатку ХХІ ст.: паміж “панам” і “жыдам”» доктора филологических наук Анны Энгелькинг (Варшава). Или «Ценностные ориентации молодежи» социолога Екатерины Даниловой.

Еще один комментарий Mediakritika.by дал редактор сборника, известный популяризатор белорусской истории, профессор Анатоль Тарас:

- Конференция, материалы которой вошли в книгу, оставила у меня, как у организатора, чувство острого неудовлетворения. Потому что выяснилось, что у нас вопросами ментальности, по сути, никто не занимается и заниматься не хочет. Если же говорить про влияние СМИ на ментальность белорусов, то я думаю, что прежде всего тут влияет телевизор. Это на первом месте. Это аксиома, это доказано множеством исследований и практикой. Не случайно так дорого стоит рекламное время на ТВ. На втором месте по влиянию – интернет. Все остальное очень мало что значит. Еще влияет радио, но его слушают в основном домохозяйки и автомобилисты.

Но вообще медиа на ментальность, конечно, влияют сильно. Потому что средний человек – человек-толпа, человек-масса, – не привык думать, его никто и никогда этому не учил. Ему думать, в общем-то, и не нужно – у него нет в этом жизненной потребности. На житейском уровне он, конечно, соображает, но мы имеем в виду гражданскую позицию, представление о происходящем в мире, о мироустройстве – зачем это нормальному среднему человеку?

Поэтому СМИ вкладываю в голову среднего белоруса некие клише. Конечно, эти клише противоречивы, но человек очень консервативен, поэтому он смотрит две-три программы, слушает одну станцию, читает два-три сайта, – и это формирует его мировоззрение. Если же судить, что на белоруса влияет сильнее – российское медиа-пространство, или белорусское, то, я думаю, влияют где-то поровну. Что мы видим по дикой каше в головах наших соотечественников.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: