ОБ АВТОРЕ

Журналист, блогер.

Окончила журфак БГУ в 2011 году.

Журналист. Работает в команде портала мнений KYKY.org, автор Mediakritika.by.

Работала обозревателем по культуре БелаПАН, главным редактором Holiday.by.

Ведет блог

Вы здесь

«Чтобы решать социальные проблемы, объединяйтесь в медиа-холдинг»

Ремесло

Если белорусы хотят, чтобы акция «Родить по-людски» привела к позитивным изменениям в системе здравоохранения, медиа нужно объединиться и действовать сообща.

Такую рекомендацию журналистам и представителям НГО дала координатор социальных программ Gazeta Wyborcza Анна Колтунович на открытой лекции «Как могут медиа влиять на общество». Встречу организовал Пресс-клуб.

Самое известное издание Польши возникло в 1989 году во время первых демократических выборов. Сотрудники газеты взяли на себя не только основную функцию СМИ – информировать читателей о событиях в стране и мире, они создали целый отдел, который занимается социальными акциями, решая конкретные вопросы поляков. Анна Колтунович несколько раз во время лекции отмечала, что Gazeta Wyborcza – «социально-чувствительное издание, которому не безразлично, что происходит в Польше. Журналисты газеты реагируют на социальную несправедливость». Поэтому польские коллеги не ждут активности со стороны НГО (негосударственных организаций) и общественных активистов, а начинают различные социальные акции сами, втягивая в них большое количество людей.

Мы подробнее остановимся на долгосрочной акции газеты «Родить по-людски», которая произвела в Польше настоящую революцию. В результате в стране повысился уровень услуг, оказываемых роженице, процесс родов перестал быть таким травматичным и психологически сложным, как раньше. Партнерские роды стали реальность, а новорожденного оставляют с матерью на два часа, а не уносят взвешивать и обмывать, подвергая малыша очередному стрессу. В Беларуси подобная акция набирает обороты, белорусские медиа активно пишут о проблемах, с которыми сталкиваются женщины в Беларуси, а активисты, следуя польскому опыту, пытаются изменить положение будущих мам в стране.

Анна отметила, что акция «Родить по-людски» стала первой социальной акцией газеты, принесла ей наибольшую популярность и стала настолько успешной, что в историю Gazeta Wyborcza войдет как издание, которое появилось в Польше во время первых свободных выборов и которое дало женщинам возможность рожать в более комфортных условиях, чем раньше. Все социальные темы берутся из наблюдений за окружающей жизнью и людьми. Так было и с акцией «Родить по-людски». В редакции было много молоды мам и женщин, которые готовились ими стать, поэтому тема родов была для них актуальной. «Двадцать лет назад опыт рожениц в Польше был неприятным. В родовом зале женщина, чаще всего, была одна, без близких людей и без информации о том, что с ней будет дальше. На Западе все выглядело по-другому. И мы начали изменять ситуацию в стране. Акция продвигала три основные идеи: партнерские роды, грудное вскармливание и возможность не отнимать ребенка от матери сразу после родов», - поделилась Анна Колтунович.

Из ее дальнейшего рассказа об акции мы составили семь правил, которые помогут сделать социальную акцию успешной

1. Определить актуальную для общества проблему. Для этого нужно, как и Gazeta Wyborcza, быть социально-чувствительным изданием и реагировать на проблемы, которые нужно решать.

2. Определить цель акции. Первоначальная роль журналистов и СМИ, по мнению Колтунович, - изменить отношения общества к проблеме. А затем уже нужно решать саму проблему. «Акция провалилась, если изменения к лучшему не произошли нигде. Ведь именно это – конкретные изменения в роддомах – было целью акции «Родить по-людски». Если же изменения есть хотя бы в одном роддоме – акция успешна», считает спикер.

3. Когда поняли какую проблему нужно решать и какой цели достигнуть, нужно начинать поиск союзников, без них не обойтись. Союзники на примере акции «Родить по-людски» - это женщины, которые заинтересованы в улучшении качества пребывания в роддомах, их мужья и партнеры. Роддома, заинтересованные в развитии. Среди союзников должны быть чиновники, от которых зависит принятие решений. «Одни будут союзниками, а другие будут всеми силами против ваших действий – это нормальное противостояние», - отметила спикер. Среди союзников должны быть политики, которые в борьбе за власть будут продвигать популярные в обществе идеи. Религиозные сообщества. Эксперты и ученые в этой области - для успешных изменений в системе здравоохранения нужны научные обоснования. Международные организации, которые занимаются решаемой вами проблемой. Они смогут помочь с финансированием проекта. Бизнес, который будет заинтересован в рекламе и имидже бизнес-партнера, которому не чуждо понятие корпоративно-социальной ответственности. Здесь вы тоже почерпнете необходимое финансирование для акции. Наконец, среди союзников должны быть волонтеры, журналисты и лидеры мнений, которые будут транслировать информацию о социальной акции и рассказывать, для чего нужны изменения в стране.

«Имея этих союзников, мы начали изменять мир». Волонтеры и журналисты ходили в роддома, общались с роженицами и врачами, раздавали анкеты, чтобы понять, какие изменения нужны в этой сфере. В процессе выяснилось, что многие роддома в Польше хотят измениться к лучшему. У акции было шесть этапов, с каждым годом в стране появлялось все больше роддомов, в которых женщины рожали в комфортных условиях. «Сейчас у нас нет роддомов, где нельзя было бы рожать с партнером», - рассказала про итоги акции Анна. Еще одним реальным результатом акции стал введенный четыре года назад стандарт, по которому новорожденного оставляют на два часа с материю. «Этот стандарт пока не соблюдается во всех роддомах Польши, но мы идем к этому. Я рада, что Gazeta Wyborcza причастна к этим изменениям».

4. «Если вы делаете подобную акцию в Беларуси и хотите быть эффективными, СМИ нужно объединиться и действовать сообща одним медиа-холдингом, иначе вы проблему не решите», - посоветовала Анна Колтунович, добавив, что двадцать лет назад, когда акция начиналась, у Gazeta Wyborcza было в пять раз больше влияния, чем сейчас. Сейчас делать такие социальные акции в одиночку бессмысленно, результата не будет. «Если есть важная, на наш взгляд, проблема, мы просим другие медиа, с которыми сотрудничаем, нас поддержать. Раньше таких СМИ было сорок, сейчас – меньше. Для белорусских медиа договор о взаимном продвижении – отличная идея», - считает Анна Колтунович.

5. Во время акции журналистам нужно регулярно писать о проблеме, рассматривая ее с разных сторон. «Наилучший способ продвинуть акцию – написать о проблемах, которые нужно решать. При этом мы всегда помним, что мы занимаемся не политикой, а помогаем людям. Для нас это – самое важное. Когда мы освящаем вопросы, связанные с акцией, слушаем свою совесть», - ответила Анна на вопрос о том, как сохранить объективность, начиная социальную акцию и освещая ее.

6. Открыть канал связи с заинтересованными людьми (на сайте, в социальных сетях). Можно давать отчеты о проведении акции в режиме онлайн. Обратная связь с заинтересованными людьми поможет понять, на каком этапе находится акция и в каком направлении двигаться дальше.

7. Говорить читателям правду. Не давать обещаний. Во время написания текстов о проблемах, с которыми сталкивались роженицы в роддомах, и об акции «Родить по-людски» журналисты Gazeta Wyborcza не давали конкретных обещаний о будущих изменениях, они «лишь призывали людей присоединиться к акции, ведь без их участия прийти к успеху было невозможно». 

Фото: Пресс-клуб

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: