ОБ АВТОРЕ

Выпускник Белорусского государственного университета транспорта.

Редактор направления мобильных приложений интерактивного IT life-style журнала «iТоги» 

В прошлом главный редактор Stroyka.by

Вы здесь

Белорусы и кинематограф. История ребят, у которых получилось

Интервью

И без социологических опросов понятно, что Республика Беларусь и кинематограф — для большинства жителей понятия несовместимые. Кто-то еще вспомнит «Беларусьфильм», но вряд ли сможет назвать хоть одну работу киностудии после развала СССР. Тем не менее, в нашей Республике встречаются люди, которые искренне любят кино и занимаются им, несмотря ни на что.

Герои статьи — Евгений Лыткин и Максим Малахов, основатели студии имиджевого видео «Красный баян», по совместительству — режиссер и оператор. А поводом для написания материала послужила презентация их нового короткометражного фильма, состоявшаяся вечером 11 марта в галерее TUT.BY. Что примечательно — деньги на съемку собирали посредством отечественной краудфандинговой платформы. О том, что вышло из этой затеи, и каким на вкус оказался белорусский «короткий метр» — ниже по тексту.

Мероприятие прошло без лишней помпы и суеты: более сотни гостей и пресса с комфортом разместились в импровизированном зрительном зале галереи TUT.BY на проспекте Дзержинского, 57. Среди приглашенных гостей засветились несколько белорусских «селебрити», среди которых стоит отметить солистов групп J:МОРС и NAVI, принявших участие в работе над саундтреком фильма. После короткого приветственного слова организаторы задернули шторы, погасили свет и продемонстрировали собравшимся то, ради чего они пришли — все 13 минут игрового фильма с необычным названием «РО и ДЖ». Несмотря на ряд технических накладок, просмотр прошел успешно. Если не вдаваться в детали и не цепляться к мелким нюансам — фильм удался, о чем не преминули заявить своими аплодисментами зрители. Мы же дождались, пока стихнут поздравления гостей и «звон» пластиковых стаканчиков с шампанским, и выдернули ребят из теплой праздничной атмосферы на отрезвляющее интервью.

- Ребята, поздравляем вас с дебютом в «белорусском коротком метре». Думаю, читателям будет интересно узнать, откуда вы такие взялись и есть ли у вас хоть какое-то профильное образование? Или страсти к кинематографу оказалось достаточно для старта этой акции?

Максим:

- Я закончил Белорусскую Государственную Академию Искусств по кафедре кинотелеоператорства. Сейчас мы уже сами даем мастер-классы в киношколе по операторскому ремеслу.

Женя:

- Я закончил Белорусский государственный университет культуры и искусств в г. Минске. Но, пожалуй, самое главное — это опыт работы на телевидении. В Борисове я работал на двух телеканалах в качестве ведущего, администратора, редактора, потом режиссера проекта. Вообще, начинающим «режоперам» (режиссерам и операторам.  — Прим. автора) очень важно поработать хоть на каком-нибудь локальном телеканале. Там обычно не очень много «узких» специалистов, и нередко человек делает весь продукт сам. Поэтому на таком телевидении готовят «универсальных солдат», которые могут самостоятельно браться за те же короткометражки. То есть — опыт на телевидении получаешь хороший, практический.

- Откуда у фильма такое название? На слух воспринимается сложно, да и при прочтении «Ромео и Джульетту» не каждый разглядит. Почему выбрали его?

- А это даже не Ромео и Джульетта. Отсылка, может быть, какая-то и есть, но она где-то очень-очень глубоко. «Ро и Дж» — это просто имена наших героев. Может это Роман и Джулия, может это — полностью законченные имена, пусть решает зритель.

- А почему, в таком случае остановились именно на 5 буквах? Почему не «Ром и Джу» или более лаконичное «Р и Д»?

- Так решили. Вот знаете, у нас студия называется «Красный баян». И тоже все спрашивают: «Почему?». Значений очень много может быть. Каждый для себя расшифровывает по-разному…

- Как появился сценарий?

- Мы его написали совместно. Сначала просто сели, набросали на бумаге, увидели, что получилось. Потом уже занялись более серьезно: раскадровка, тайминги и т.д.

- Ближайшее время — до участия в фестивалях — фильм в широком доступе не появится. В  каких конкурсах планируете принимать участие?

- Есть одна заветная мечта: попасть с ним на Манхэттенский фестиваль короткометражного кино. Он проходит в том числе и в Беларуси, там представляются короткометражки со всего мира. Причем в своей массе это зрительские работы, рассказывающие какие-то простые ситуации, ничего арт-хаусного там не бывает. У нас тоже простая современная история, произошедшая в нашей стране, так что вполне в формате… Ну, может быть, еще и на «Листапад» пробьемся.

- Вопрос «на что пошли деньги?» звучал из зала не раз. Отвечали вы довольно общими фразами. Так все же — на что конкретно?

- Ответ — на все необходимое для съемки, преимущественно — киноборудование. То есть — камеры, микрофоны, свет, и т.д. Мы хотели сделать все полностью по кинематографическим канонам, «по-взрослому». При этом надо понимать, что даже собственники оборудования шли навстречу и делали существенные скидки: собрать всю требуемую сумму краудфандингом не удалось, «касса» лишь немного перевалила за 30%. А часть спонсоров помогала просто за идею.

- На «Талаке» вы открыто предлагали продактплейсмент за относительно крупную сумму пожертвования. Помогло ли это проекту?

- Разумеется. Хотя, в конечном итоге и не всем этот продактплейсмент пригодился. К примеру, кофейни, где была снята добрая треть всех интерьерных кадров, уже не существует.

- А актеры работали за идею?

- Не вдаваясь в подробности — почти так, да.

- Пробовали ли вы обращаться в профильные государственные структуры в поисках финансирования, до того, как пошли дорогой краудфандинга?

- Есть золотое правило: «Хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам». Мы всеми силами стараемся делать все сами — то кино, которое  хотим. Это не значит, что наше видение должно как-то расходиться с линией или мнением властей, государства, быть оппозиционным и т.д. Но желания самостоятельности хватило для того, чтобы мы не стали обращаться в государственные инстанции.

- Скажите, насколько трудно было отыскать места для съемок? Насколько легко идут навстречу владельцы подходящих «квадратных метров», и какие советы вы могли бы дать начинающим киношникам (клипмейкерам, документалистам), которые испытывают проблемы именно с поиском подходящих помещений?

- С поиском мест нам помогал Василий Демидчик, за что ему огромное спасибо. Мы очень рады, что те компании, к котором он обратился, пошли нам на встречу. Это прогрессивные, коммерческие структуры, которые понимают смысл сотрудничества с кинематографистами. А совет можем дать простой: найдите хорошего локейшн-директора и объясните, почему компании стоит предоставить вам место! Ну, а еще мы любим гулять в Минске и у нас есть свои любимые места, которые мы решили показать в фильме. Поэтому — чаще гуляйте, перемещайтесь на велосипеде — и найдете множество живописных уголков.

Что касается конкретно фильма «РО и ДЖ», то нас поддержали кофейня «Сoffeebox» и медицинский центр «7 небо» - там были сняты почти все интерьерные сцены.

- Расскажите о важности PR в продвижении своего проекта, какие каналы вы привлекали?

- Продвижением занимались мы оба, на равных. В первую очередь сотрудничали с информационными порталами: TUT.BY (они нам очень помогли), журнал «Большой», и многие другие. Вышло несколько статей, дело сдвинулось с мертвой точки, появились первые спонсоры. Затем — описание проекта на Talaka.by. Ну, и конечно, положительный эффект оказало сотрудничество с известными у нас в стране музыкантами, Владимиром Пугачом и группой J:Морс, группой NAVI.

- Кстати, как вам удалось привлечь в проект такую звезду, как Владимира Пугача?

- Изначально хотели найти для фильма песню в стилистике группы J:МОРС, творчество которой нам очень нравится. Связались с менеджментом, и нам организовали встречу, на ней мы посмотрели нарезки будущего фильма. Владимиру понравились кадры и мы договорились сделать клип. Песня идеально подошла к идее фильма.  С результатом нашего сотрудничества вы можете ознакомиться уже сегодня — ролик на песню «Воздух» создан с частичным использованием кадров из «РО и ДЖ».

- Как вы считаете — имеет ли сегодня белорусский проект (клип, фильм) шанс «выстрелить» без освещения в прессе, на информационных ресурсах?

- Если это какой-то суперэксклюзивный проект, узкий — да, такая вероятность есть. Для всего остального — пресса невероятно помогает в продвижении. Но не стоит ограничиваться только этим: важна обратная связь с небезразличными  к вашему проекту людьми. На «Талаке» мы вели блог, где расписывали все этапы съемочного процесса, люди могли следить за ходом исполнения почти в реальном времени. Ну, и конечно, социальные сети. Это будущее, этим нужно пользоваться. Первые спонсоры, которые присылали нам деньги — мы им просто писали в соцсетях сообщения, спрашивали, зачем они это сделали, какова их мотивация. Ответы были разные, но это позволило нам лучше понять этих людей, скорректировать свою работу по освещению в прессе, так как мы получили некий «срез» общественности, которой интересна наша работа.

- «РО и ДЖ» — ваша дебютная игровая работа. Но год назад на международном фестивале Cinema Perpetum Mobile вы представляли и документальный фильм «Дорога к Солнцу». Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

- Это был наш первый документальный фильм. Спустя некоторое время мы сняли даже продолжение (приквел, если быть боле точным). Это история о музыкантах: уже успешных и еще начинающих. Был показан один день из жизни группы «Без билета» и такой же отрезок  из жизни группы «SUN ROAD-21». Если о первой известно многим, то о вторых — нет. Ребятам приходилось каждый раз добираться на минские концерты электричкой из г. Борисова. Мы честно сняли все, что происходит у музыкантов в гримерках, взяли интервью и т.д. На наш взгляд — получилось.

- За какие средства снимали «Дорогу к Солнцу»?

- Мы очень хотели это сделать сами, поэтому ни к кому не обращались и практически не вкладывали денег сами. У нас просто был какой-то минимальный парк своего оборудования и огромное желание снять фильм. На тот момент этого оказалось достаточно.

- Не могли бы вы дать пару советов соотечественникам, которые имеют желание снять свое документальное кино? Как избежать каких-то «подводных камней», чем не стоит заниматься, чем стоит и т.д.?

- Главный совет, который можно дать начинающим документалистам: перед тем, как начать съемку, ответьте себе на вопрос: «Зачем я это делаю?». И только если у вас есть четкий ответ на него — начинайте. Мы точно знали, для чего мы снимаем «Дорогу к Солнцу». Сперва мы все «нарисовали» на бумаге, и уже на этой стадии поняли, что проекту — быть. Мы снимали этот фильм для молодежи. У нас в стране очень многие творческие люди хотят заниматься музыкой, поэтому мы почувствовали, что эта тема будет актуальная для них. А есть множество музыкантов, которые уже занимаются музыкой, но у них не очень получается. Вот этот фильм и стал нашим ответом на их вопросы. Стоит ли вообще посвящать этому жизнь? К чему стоит быть готовым? И так далее.

- А если говорить о технических аспектах съемки, будут ли тут какие-то советы для документалистов?

- В документальном кино зачастую уместно использование какой-нибудь экшн-камеры вроде GoPro. Не стоит сразу делать упор на качество «картинки», акцент лучше сместить на месседж, подачу и эффект присутствия. Да, и ни в коем случае не стоит забывать о настроении во время съемок. Не надо стесняться, будьте раскованы — и тогда многие вещи выйдут лучше. Вполне возможно, еще и получится привнести что-то свое, что-то новое в жанр. Но для этого нужно «раскрыться».

- Думаю, многих интересует вопрос — можно ли заработать съемками на жизнь в нашей стране? Если не секрет, является ли съемка для вас основным источником дохода, или у вас, как и у многих, есть основная работа, а кинотворчество — всего лишь хобби?

- Кроме съемок мы ничем больше не занимаемся. Снимаем рекламу, музыкальные клипы, корпоративные ролики, время от времени — проводим мастер-классы. Вот тем и живем.

- Есть ли какие-то дальнейшие планы после участия с «РО и ДЖ» на фестивале?

- Да, есть идея продолжить съемки. Мы за время работы обзавелись контактами со многими единомышленниками, кое-кто занимается схожими проектами. Есть задумка в дальнейшем сделать с ними совместную работу, возможно — в виде киноальманаха.

Снимать кино в Беларуси — пока еще удел энтузиастов. Но искренне радует то, что такие люди есть, и их не останавливает даже отсутствие финансов. Еще больше вдохновляет присутствие небезразличных людей, готовых поддержать «пионеров» рублем, пускай и небольшим. И пока есть те и другие — крест на отечественном кинематографе ставить рано. И прямое тому подтверждение — наличие еще нескольких кинопроектов, собирающих сегодня средства «в народе». Поэтому, если вам не все равно — начните с себя, не проходите мимо.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: