Вы здесь

«Я в фрилансеры пойду, пусть меня научат»

В фокусе

Оставить постылый офис и уйти на «вольные хлеба» – кто не мечтал об этом хотя бы раз. Свободный график, неплохой доход и независимость – вот основные преимущества фриланса.

Но появляются и новые, доселе неведомые проблемы – документооборот, необходимость самостоятельно вести бухгалтерию, коммуникация с государственными органами. В бизнес-клубе «Имагуру» прошла встреча «Хочу во фрилансеры» с представителем бухгалтерской компании «Райкири» Маргаритой Новосельцевой. Mediakritika.by собрала все бухгалтерские советы в вопросах и ответах.

Какие схемы регистрации подходят фрилансеру?

Это может быть индивидуальный предприниматель (ИП),  общество с ограниченной ответственностью (ООО) или частное предприятие, иные правовые формы (ЗАО, ОАО и прочее), а также физическое лицо. У каждой из этих форм бизнеса есть как плюсы, так и минусы.

При ИП плюсом является то, что теоретически можно вести учет самому. Заплатил налоги от выручки, и можно забирать деньги «в карман». Минус в том, что при упрощенной системе налогообложения (УСН) действует ограничение по выручке в 1 500 000 000 рублей (примерно 71 500 USD). Кроме того, нет возможности масштабировать бизнес.

Так какую систему налогообложения выбирать? Здесь подойдет УСН без НДС (в случае, если работаем в Беларуси), УСН с НДС (подойдет при работе  на экспорт).

При ООО (частное предприятие, ОДО и т.д.) можно нанимать неограниченное число сотрудников, масштабировать бизнес, а выручка на УСН может достигать 13 млрд. руб. Однако после уплаты налога от выручки, нужно подумать, как вывести деньги себе «в карман». Помимо всего прочего, вырастают дополнительные накладные расходы. Варианты выбора системы налогообложения – такие же, как и при ИП.  Но бухгалтерский учет вести самому будет уже проблематично.

Хочу обратить внимание, что физическое лицо может попасть под незаконную предпринимательскую деятельность. Поэтому нужно понимать, как оформляются документы. Такая форма бизнеса подходит лишь для единичных сделок. Правда, в этом варианте возникает необходимость подавать декларацию о доходах и уплачивать налог в размере 13%.

Как быть с биржами фрилансов: заключать с ними стандартный договор или заключать договор отдельно с каждым заказчиком?

Можно и так, и так. Но! На сумму вознаграждения биржи будут взиматься дополнительные налоги: налоги на доходы иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность без постоянного представительства на территории Беларуси, и НДС.

А что делать, если фрилансера нанимаю я?

При работе с фрилансером придется платить (с 2016 года – независимо от резидентства) в фонд социально защиты населения (ФСЗН) 35%.

БГС платим в том случае, если есть вид на жительство – 0,6% в среднем. Подоходный налог – 13% – оплачивается, если нет справки о постоянном местожительстве фрилансера-иностранца. Для белоруса  уплата этого налога обязательна.

Должны  ли быть прописаны суммы в документах? Можно вносить правки?

При ВЭД сделках при оказании услуг сумма договора не должна быть прописана в обязательном порядке. Что касается правок в договоре, то они вносятся путем подписания дополнительных соглашений.

Должны ли быть длительные контракты?

Нет, это на ваше усмотрение, но заключать длительные контракты удобнее.

Какие документы должны быть при ВЭД сделках?

Необходим договор, заключенный в письменной форме, акты выполненных работ (инвойсы), а также иные документы – технические задания, отчеты и т.д.

На каком языке должны быть документы?

Это может быть русский язык – при условии, что такой вариант устраивает заказчика. Текст на английском или ином иностранном языке в документе необходимо перевести на русский. Договор одновременно на двух языках – идеальный вариант. В первую очередь перевод с иностранного языка нужен банку. Но затребовать документ с переводом имеют право проверяющие органы (инспекция Министерства по налогам и сборам).

Нужны ли акты при переводе/получении средств из-за рубежа?

Да, акты (инвойсы) нужны. Но есть способ работать без бумажных документов: например, прописать в договоре возможность обмениваться сканами документов, поскольку факсимильные копии документов имеют силу.

Что нужно знать при работе с ВЭД?

Указ президента 178 от 27.03.2008 г. (с изменениями и дополнениями).

Завершение экспортной сделки должно произойти в течение 90 дней.

При взаимодействии с банком договоры по услугам не регистрируются. Не позднее, чем через 7 рабочих дней со дня зачисления на их счета денежных средств, поступивших от экспорта товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг, необходимо представить банку документы (сведения), которые требуются для осуществления банком функций агентов валютного контроля.

Ответственность за непредставление и несвоевременность представления документов (сведений), необходимых банку для осуществления функций агентов валютного контроля, а также за недостоверность содержащейся в них информации, возлагается на клиентов.

Так же при работе с ВЭД обязательна продажа валюты (в размере 30%). Советую заказать справку о постоянном местонахождении в ИМНС. Данная справка нужна, чтобы ваш клиент не удержал из вашей суммы налог на доходы иностранных юридических лиц.

Подготовила Анна Шафелюк специально для Mediakritika.by

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: