ОБ АВТОРЕ

Журналист, блогер.

Окончила журфак БГУ в 2011 году.

Журналист. Работает в команде портала мнений KYKY.org, автор Mediakritika.by.

Работала обозревателем по культуре БелаПАН, главным редактором Holiday.by.

Ведет блог

Вы здесь

Жизнь людей не должна стать хуже после визита фотографа

В фокусе

Фотографировать для медиа можно на любую технику, не важно, что у вас в руках: дорогая камера или смартфон. Главное – как вы это делаете, как общаетесь с героями съемки и что хотите донести своими фото.

Фотограф-документалист Оксана Юшко провела вебинар «Если в редакции нет фотографа». Mediakritika.by послушала мастера и записала самое важное.

Оксана несколько раз повторялась, что она не является гуру в фотографии, а просто делится своим личным опытом и акцентировала наше внимание на том, что нужно быть благодарным за конструктивную критику. «Если критикуете – предлагайте, недостаточно просто написать, что вам что-то не нравится».

Не важно, на что снимать, важно – оказать в нужное время в нужном месте

«Не важно, какая камера у вас в руках. Главное – заинтересованность в том, что вы делаете», - эта фраза красной нитью прошла через все выступление Оксаны, которая делилась профессиональными светами и показывала свои работы. Она призналась, что не любит выбеленный свет от вспышки, поэтому старается снимать без нее.

«Для меня в камере важно ISO, чтобы я смогла снимать в темных помещениях. А все остальное неважно. Гениальные кадры можно делать и на телефон. Именно поэтому так активно развивается гражданская журналистика – главное быть здесь и сейчас, на месте событий. Никто не будет ждать великого фотографа, пока он приедет, все посмотрят фото, сделанные на телефон. Сейчас для меня камера и ее стоимость не имеет значения, главное – не упустить момент».

 

Не навредить героям фотографий

Фотограф рассказала о своем проекте «Семьи», работая над которым, она приходила домой к разным семьям и делала фотографии, которые раскрывали бы семейную жизнь и показывали людей и их внутреннее состояние. «Нужно заранее делать ресерч, чтобы знать, куда вы едете и с кем будете работать. Самое важное – это люди. Мы вторгаемся в их жизнь. Она не должна стать хуже после нашего визита. Мы не должны им навредить, это очень важно. Своими работами я хочу принесли людям как можно больше положительных эмоций, потому что главное – не фотограф, а ваш герой».

Когда фотографы снимают на улице, в большинстве стран не нужно спрашивать разрешение на съемку у людей, попадающих в кадр, но когда фотограф приходит на работу или домой к людям, то их разрешение на съемку и последующую публикацию снимков – обязательно.

 

Вовлекаться в общение с героями, чтобы делать живые кадры

Работая с героями съемки, нужно максимально близко к ним подобраться, чтобы фотографии получились живыми и настоящими, чтобы люди были на них самими собой.

«Когда я прихожу к людям, я с ними подолгу разговариваю прежде чем начать съемку. Мне нужно минимум постановочных фото. В процессе общения герои расслабляются, да и вам становится комфортно рядом с ними. Если ваши герои хотят покормить вас, напоить чаем, подыграйте им, соглашайтесь. Это не значит, что вы притворяетесь, вы просто вовлекаетесь в процесс, в игру, что позволит вам сделать живые кадры. Если ваши герои слишком скромные, проявляйте инициативу, направляйте их. Если будете такими же скромными, будет полный дефолт».

 

Быть вовлеченными в эмоции героев

«Когда люди расслабились и все чувствуют себя комфортно, главное, успеть нажать на кнопку в нужный момент, не пропустив эмоции людей. Помните, что фотограф должен быть вовлечен во все эмоции героев, иначе она могут попросить вас не снимать».

«Можно снимать в светлом ключе, а можно – в темном, эмоции будут различными. На этом фото есть светлая грусть, печаль, нежность. Пара приехала к родным в Киев, они греются у плиты, потому что было очень холодно. А тогда в Украине была проблема с газом… Если присмотреться, на фото можно прочитать очень много смыслов», - комментирует Оксана один из своих снимков.

 

Ставьте себя на место героев

Оксана обратила наше внимание и на то, что нужно не забывать ставить себя на место героев. Например, с точки зрения роста. «От точки съемки зависит восприятие вашей фотографии. Если человека снять снизу, он будет казаться более важным. Когда вы снимаете детей, будьте на одном уровне с ними, не снимайте их сверху, иначе будет искажение».

Помнить про фон и детали

Не стоит забывать и про фон, детали, которые попадают в кадр. По словам Оксаны, все должно быть гармонично по цветам, чтобы детали не отвлекали внимание от героев. Можно сделать идеально чистый белый фон, ничего лишнего, но тогда снимки получатся очень скучными. «Избегайте много пересекающихся линий в кадре, они создают грязь на фото».

На следующем кадре, который нам показала фотограф, она обратила наше внимание на невидимую диагональ. Этот прием она использовала сознательно: «Такая композиция часто выигрывает, помните о ней».

Копать вглубь, чтобы избежать клише

Поговорили мы и об отличии оперативной съемки по заданию редакции от фотопроектов. «Когда вы уже хорошо знакомы с людьми, которых снимаете, можете копать вглубь, показывая героев такими, какими их не увидит другой фотограф, показать их так, как не сможет фотограф, работающий оперативно». Исполняя задание редакции, любую историю можно снять «в лоб», но, по словам Оксаны, чем глубже вы знакомы с людьми и обстоятельствами, в которых происходит съемка, тем больше у вас шансов избежать клише и показать события более полно и глубоко. Важно научиться снимать, не режиссируя ситуацию. Для этого нужно точно знать, что, где и почему происходит, обращать внимание на бекграунд события.

 

Главное, чтобы в фотографии рождался новый смысл

«Портретом может быть все что угодно: любой предмет, город, человек, пейзаж, главное, чтобы по снимку мы поняли характер объекта». Оксана показала нам серию работ о маленьком украинском городке «Балаклава. Потерянная история», в котором она соединяла снимки в диптихи. «Когда для передачи задумки одного фото недостаточно, можно объединять их в диптихи, триптихи, коллажи. На самом деле, правил в фотографии нет. Вы можете играть, экспериментировать, пока не нащупаете то, что близко именно вам. Не нужно загонять себя в рамки и ограничивать строгими правилами. Главное, чтобы в вашей фотографии рождался новый смысл».

 

Концептуальность важна, но важно, чтобы фотография оставалась фотографией

В конце вебинара Оксана Юшко вспомнила о проекте польского фотографа Рафала Милаха «Победители», который был снят в Беларуси. «Это не высокохудожественные, но концептуальные фото, на которых вспышка стала частью стиля автора. Для меня важно, чтобы фотография оставалась фотографией, но сегодня и концепция очень важна. Хорошо, когда она есть в голове автора и в его работах с самого начала».

 

Справка

Оксана Юшко – фотограф-фрилансер, работает фотожурналистом с 2007 года. Живет в Москве.

Сотрудничает с российскими и зарубежными изданиями. В настоящее время работает над персональными и групповыми проектами в России, Украине и других странах. Участник выставок и фестивалей в России, Великобритании, Финляндии, Франции, Германии, США, Мексике. Победитель 2014 Prix Bayeux Calvados за веб-журнализм, 2014 NPPA Magazine Lifestyle Story, 2013 BURN MAGAZINE Грант, финалист фестиваля документальной фотографии Chiang Mai в Тайланде в 2013, Anthropographia Human Rights 2012, Lens Culture International 2011, Conscientious Portfolio Competition 2010, The Aftermath project 2010.

 

Вебинар был организован представительством Internews Network в рамках проекта поддержки доступа к информации.

 

Видео вебинара

 

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: