ОБ АВТОРЕ

Выпускник Белорусского государственного университета транспорта.

Редактор направления мобильных приложений интерактивного IT life-style журнала «iТоги» 

В прошлом главный редактор Stroyka.by

Вы здесь

Каких журналистов ждут в крутых редакциях. Рецепт от Дениса Блища

Сегодня Onliner.by — один их двух «столпов» белорусских интернет-СМИ, не нуждающийся в представлении или рекламе (о другом «столпе» мы недавно писали). Но так было не всегда: когда-то над проектом работали всего двое... О важности правильного подбора кадров мы решили поговорить с человеком, при котором сайт возвысился и «расцвел».

На вопросы Mediakritika.by отвечал Денис Блищ — бывший главный редактор Onliner.bу, а ныне — редактор-консультант интернет-проектов компании Artox.

- Денис, расскажите, как вы оказались «у руля» Onliner.by?

- Очень просто. Опубликовал свое резюме в специализированном разделе «Живого Журнала» по поиску работы (тогда я как раз находился в поиске). Это было в октябре 2008 года. Опыт к тому времени у меня был существенный, видимо, это и сыграло свою роль.  Мне перезвонил директор Александр Стельмах и позвал на собеседование. Так я оказался в команде Onliner.by. Сначала работал журналистом, писал о белорусском рынке мобильных решений. К июню 2009 года я уже стал главным  редактором. На тот момент кроме меня работало всего двое штатных журналистов – Костя Сидорович и Влад Борисевич, они до сих пор в команде сайта. Впрочем, и направление у «Онлайнера» было всего одно – мобильные технологии, остальные появились значительно позже.

- Как подбирали людей «на заре» Onliner.by?

- Тут тоже ничем не удивлю. Мы публиковали объявления о вакансиях прямо в новостной ленте – к нам приходили люди. На моей памяти никто никого не приводил. Все соискатели проходили через собеседования и тестовые задания, оставались те, кто подходил на вакансию больше других.

- На первом этапе журналисты, которые приходили в команду, проходили собеседования в том числе и у вас. Изменились ли со временем правила приема на работу (по сравнению с начальным периодом)?

- Да, через меня проходили многие, хотя окончательное решение по всем соискателям принимало руководство сайта. На Onliner.by изначально не брали людей без опыта работы, или с малым опытом. Мы искали профессионалов. Все, кто работал в команде, прошли очень хорошую школу журналистики. Мое личное убеждение: если человек попал в журналистику не случайно, если это его сознательный выбор и путь, если он работает над собой и развивается в этом направлении – к 25-27 годам он не мог не поработать в каком-нибудь крупном белорусском СМИ. По крайней мере, это справедливо для Беларуси. Те, у кого такого опыта не было – тех я отсеивал сразу, на этапе резюме. Планка на Onliner.by изначально была высокой, думаю – она высокая и сейчас.

- А на какие личные качества журналистов вы обращали внимание?

- На стандартные: исполнительность, ответственность, дисциплина, умение работать в команде и избегать конфликтных ситуаций с информационными партнерами.

- Доводилось ли вам переманивать авторов из других СМИ?

- У меня есть убеждение: если человек не хочет менять свою текущую работу — трогать его не стоит. Не нужно пытаться выхватить его из другого коллектива, предлагать более интересные условия. Все должно происходить органично, по воле самого человека. Да – в момент расширения я звонил некоторым своим знакомым в другие редакции, предлагал подумать над тем, чтобы перейти в Onliner.by на то или иное направление. Они по разным причинам отказывались, я никогда не настаивал и в итоге оставил эту практику вовсе.

- В качестве примера: сейчас на Onliner.by работает автор под ником Darriuss. Его стиль заметно отличается от других: он специализируется на узких темах, тщательно их «раскручивает» и в итоге появляются уникальные «лонгриды», читать которые интересно. Как этот автор попал к вам в команду?

- Шапочно мы с ним были знакомы еще до работы на Onliner.by. И когда у нас стояла задача расширения редакции, я про него вспомнил. Сначала мы работали, что называется, на сделке, а потом предложили «штат», Юра согласился.

- Когда появилось решение сделать Onliner.by полноценным СМИ, ввести рубрики, которые существуют сейчас? Было ли такое решение привязано к какому-либо числу посетителей?

- На самом деле, тут совершенно обратная ситуация: решение ввести новые рубрики стало ответом на потребности наших читателей. Мы «мониторили» форумы, организовывали обратную связь с читателями, узнавали, что им нужно и следили за темами, которые были интересны людям, за тем, о чем они общались между собой. И потом уже стали подключать новые рубрики как ответ на эти потребности. Плана четкого или привязки к дате также не было. Понимание того, что Onliner.by может стать чем-то большим, нежели сайт о мобильных технологиях – существовало всегда.

- Есть мнение, что весь информационный рынок Беларуси «держат» TUT.BY и Onliner.by, а остальные довольствуются «крохами» с этого «стола». Тем не менее, существует ряд молодых сайтов, которые смогли найти свою нишу и, довольно немалую, аудиторию. На ваш взгляд есть ли сегодня шанс у начинающего информационного сайта «урвать» свою долю читателей, или это бесперспективная затея?

- Конечно можно. Я убежден, что даже сейчас можно построить второй TUT.BY или еще один Onliner.by. Вопрос только в количестве ресурсов: человеческих и финансовых. Но очень важно производить такой контент, который будет нравиться людям, будет востребован ими. Вот и все.

- Учитывая экономическую ситуацию, на ваш взгляд, какое направление сегодня для начинающего СМИ предпочтительнее: развлекательное или уклон в полезную информацию для людей?

- Любой сайт, какое бы направление он ни освещал, должен преследовать одну, главную цель: приносить людям пользу. Не в перспективе, а прямо «здесь и сейчас», когда человек сидит у монитора. Польза ведь разной бывает: например, вы публикуете полезную информацию или публикуете то, что людей развлекает. Собственно, это то, чем сейчас занимается и Onliner.by, и Relax.by, и многие другие.

- А если поставить вопрос по-другому: есть ли шанс у молодого сайта, который не имеет четкой направленности, «захомутать» аудиторию исключительно качеством материалов, умением подать общие темы под нестандартным углом зрения?

- Если ресурс будет писать эксклюзивы – тогда да, он будет побеждать. Все остальное — это, скорее, борьба за оперативность, в нее ввязываться можно, но нецелесообразно: есть игроки, конкурировать с которыми по скорости практически невозможно. «Взгляд под нестандартным углом зрения» в итоге выливается в простой факт: материал либо становится эксклюзивом, либо нет. Если ответ «Да» - шансы есть.

- Многие сегодня говорят про «смерть» качественной журналистики. Согласны ли вы с этим?

- Качество — понятие растяжимое. Чаще всего под ним понимают качество самого текста, его стилистику, качество сопроводительных фотографий. Но! Если мы говорим о какой-то оперативной новости, скажем, падении самолета, важно понимать, что даже материал высочайшего качества не будет иметь такого же успеха, как самый низкокачественный видеоролик, опубликованный через 5 минут после трагедии. Просто – не будет. Поэтому в погоне за оперативностью многие СМИ вынуждены снижать сроки подготовки материалов, и, как следствие этого, их качество. Это неизбежно. Одновременно с этим говорить о «смерти» качественной журналистики тоже не приходится. Да, за последние годы общий уровень качества упал – по вышеозвученным причинам. Но бесконечно падать он не будет: как только читатель почувствует, что ему скармливают откровенную халтуру — он уйдет на более качественный ресурс. С этой точки зрения система саморегулируется.

- Какие качества стоит развивать в себе журналисту сегодня?

- Те, что требует время, рынок. Первое – развивать в себе администратора. Умеющего четко разбить задачу на этапы, и добиться их выполнения. Могущего жестко контролировать свое время, выстраивать взаимоотношения с информационными партнерами. Второе – следить за развитием интернет-технологий. Сегодня мало написать хороший текст — нужно сделать так, чтобы его заметили. Для этого нужны определенные знания, которым на факультете журналистики вас не научат. Третье – стоит знать и понимать основы читательского интереса. Почему одна тема будет интересна, а другая – нет? Какая новость заинтересует множество читателей, а какая – большинство? Как составить «кликабельный» заголовок и т.д.

- Любое крупное СМИ — это всегда командная работа. Если ли в крупном СМИ место ярким индивидуалистам, или приветствуются только командные игроки?

- В интернет-СМИ — важнее командная работа. Это — конвейер, и если, кто-то не вышел на конвейер — возникают проблемы. Тут можно провести аналогии с Макдональдс: ты приходишь в него с утра и уже через несколько минут получаешь свой гамбургер и кофе. То же и с сайтом: заходишь на него с утра — и хочешь получить свою порцию новостей. Но, конечно, исключать совсем индивидуалистов нельзя. Все мы – личности, все – разные, и в ком-то могут вполне удачно сочетаться необходимые крупному СМИ полезные качества.

- Вы говорили, что к вам приходят сплошь опытные люди. Доводилось ли обучать журналистов, и если да – то чему?

- Да, конечно, ведь я обучаю самые разные редакции, и не только в Беларуси. Одна из основных проблем — заголовки. Вторая — отсутствие сюжета, который вызывает сильные эмоции. Даже если тема редактором выбрана верно, журналист может не развить ее в плане сюжета, и материал получится скучным. Всегда нужны эмоции, драма.

- Насколько, по вашему мнению, важно предоставлять журналисту свободу творчества и самовыражения? Стоит ли (всегда) ограничивать его редакционной политикой, офисным пространством, графиком рабочего дня?

- По моим наблюдениям абсолютному большинству журналистов нужны офисная работа, распорядок дня, график. Эффективно контролировать свое время, работая при этом в команде, могут очень не многие. И не все обладают необходимой для этого самодисциплиной.

- Какие рекомендации можете дать людям, которые устраиваются в СМИ, как стоит вести себя на собеседовании и т.д.?

- Огромное количество людей приходит устраиваться на работу от безысходности, «потухшими». Вот ему нужно семью кормить, или очередной кризис пересидеть – и это все, что его волнует. Это неправильный подход. Правильный — прийти в СМИ, куда ты хочешь устроиться с 5-7 заготовленными идеями, и «продать» их на собеседовании. Работодатель должен видеть, что у тебя горят глаза, что ты действительно хочешь здесь работать. Вот это важно.

- Какие тенденции наблюдаются в журналистике сегодня, какой контент будет востребован в завтрашних СМИ?

- СМИ все меньше будут занимать какую-то особую роль: «рупоров», «воспитателей» и т.д., а все больше будут ориентированы на взаимодействие с читателем, все больше будут стараться ему угодить. С точки зрения контента: все будет развиваться в соответствии с тем, что будет удобно читателю. Вот, сейчас много говорят о видео. В Беларуси читателю — пока что — удобнее потреблять стандартный текст и фотографии. Станет удобнее потреблять видео — СМИ подстроятся и будут выдавать столько видео, сколько нужно. Будет всплеск контента для устройств виртуальной реальности, будет интерес к такому контенту — возьмут на вооружение и его.

- Есть ли у вас кумир среди журналистов, или даже – образец для подражания?

- Я не большой любитель пристально следить за чьим-то творчеством. Есть люди, творчество которых мне просто нравится и за ростом которых приятно наблюдать, потому что они все делают грамотно. Вот, например, фотограф Илья Варламов — его подходы, его решения верны на 100%. Среди белорусов не могу назвать никого конкретного. Яркие личности всегда есть, но чтобы прямо – в рамку и на стену – таких не назову.

- На 2016-й год прогнозируют существенный приток читателей в интернет-мессенджеры. Как вы считаете — случится ли это?

- Сами по себе мессенджеры – штука крутая, но их проблема в том, что нет унификации, единого стандарта. Пока еще эти мессенджеры не общаются друг с другом. С другой стороны, как канал распространения информации — мессенджеры, безусловно, будут развиваться. Но при этом нельзя сказать, что произойдет сильный отток читателей из тех же социальных сетей. Скорее всего, люди будут пользоваться и тем, и другим.

- Сейчас в СМИ ведутся информационные войны, появляется много «фейковых» новостей. Насколько важно, по вашему мнению, проверять факты, какими методами и скольких источников обычно бывает достаточно для верификации новости?

- Всегда есть ресурсы, которым можно доверять — это авторитетные сайты, которые сами неоднократно проверяют информацию. Но в целом, проверять факты, разумеется, нужно. Один из самых явных признаков фейковой новости — отсутствие фотографий. Да, «картинки» тоже могут быть не настоящими, или устаревшими. Тут можно посоветовать только проверять фотографии соответствующими сервисами, и банально — слушать свою интуицию. У редактора интуиция должна быть развита, это очень полезное свойство. Лично я считаю, что каждый сомнительный факт нужно проверять минимум по двум источникам.

- Сегодня на некоторых сайтах существует механизм «новостей из народа»: любой желающий заполняет по шаблону новость текстом и картинками, она поступает на модерацию редактором. Насколько вы считаете такую идею жизнеспособной?

- Мне кажется, смысла в этом нет. Новости должны делать профессионалы, для всего остального существуют соцсети.

- Лучшим фильмом прошлого года был назван «В центре внимания», посвященный скандальному журналистскому расследованию. Понравился ли вам фильм, и считаете ли вы его героев истинными журналистами?

- Безусловно — понравился, и, безусловно — считаю. Хотя сам фильм старомоден, чуточку затянут и даже — скучноват (улыбается. — Прим. автора). Больше всего мне в их команде понравился редактор: то, как он спокойно «раскручивал» очень взрывоопасную для американцев тему, раскручивал, несмотря ни на что. Он был абсолютно убежден в правильности того, что делает, в нужности и полезности этого материала для общества. Вот этим качествам стоит поучиться каждому из нас.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: