ОБ АВТОРЕ

Журналист, блогер.

Окончила журфак БГУ в 2011 году.

Журналист. Работает в команде портала мнений KYKY.org, автор Mediakritika.by.

Работала обозревателем по культуре БелаПАН, главным редактором Holiday.by.

Ведет блог

Вы здесь

«Фабриковать сенсации, вызывая панику у читателей, – непрофессионально»

Интервью

Экологическая тематика в последние несколько лет в белорусских медиа вышла из подполья. Печатные СМИ размещают информацию о том, как раздельно сортировать мусор и у кого купить экологически чистые продукты, уже не на последних страницах, порталы все чаще и чаще пишут про экологические проблемы.

Почему об экологии в ее широком понимании стало говорить модно, как журналисты выбирают темы для материалов и какие ошибки допускают, мы побеседовали с Ольгой Астапович, пресс-секретарем Центра экологических решений, редактором сайта Ecoidea.by.

 

Экологической журналистике в Беларуси пока присущ событийный формат

-Ольга, насколько активно освещается сейчас экологическая тематика в СМИ?

- Я буду говорить о тенденции за последние пять лет, ведь и сама пишу на экологические темы. Пять лет назад эта тематика была на задворках изданий, всегда оставлялась на потом, “если на полосе хватит места”. Только если тема становилась настоящей сенсацией, материал печатали, а не откладывали. Раньше экологическая тематика нередко воспринималась редакторами как проблемы птичек и рыбок, то есть, как что-то несерьезное. Но последние несколько лет я вижу рост интереса СМИ к экологической тематике, несмотря на то, что экологические отделы в изданиях начинают закрываться, а специализированные издания перестают выходить…

В целом же интерес к теме повышается, появляются журналисты, которые начинают ей заниматься, причем более глубоко, не только в формате небольших информационных заметок и репортажей. Но все же экологической журналистике в Беларуси пока присущ событийный формат: где-то что-то разлилось, взорвалось… Каждый текст привязан к событию, журналисты сами не так часто инициируют темы в Беларуси.

- Ты говорила про «экологическую журналистику». Что это за направление?

- Я бы сказала, что это направление в журналистике, которое рассказывает нам о том, как жить без вреда для себя и природы. Причем оно тесно связано с другими сторонами нашей жизни: здоровьем, привычками, социальными и экономическими факторами. Экологическая журналистика – не только про природу, она о людях в целом.

- Наверное, у нас не так много журналистов, которые специализируются только на экологической тематике?..

- Часто работа в редакции – это круговерть. Журналист пишет по три-четыре в текста в день, причем на разные темы. От погоды по изменения курса валют. Поэтому не у многих есть время и желание специализироваться на экологической тематике, глубоко погружаться в тему. Как правило, углубление в тему – это личная мотивация каждого конкретного человека.

Именно поэтому, когда мне приходится работать с нашими учеными, представителями общественных организаций, я прошу их как можно более доступно рассказывать журналистам о каких-то вещах, которые экспертам кажутся элементарными, а журналист может их неверно понять и трактовать, потому что он не знает всех тонкостей. Да он, собственно, и не обязан. Понятно, что хороший журналист всегда найдет время и подготовится перед тем, как будет брать интервью или комментарий у специалиста, но если мы хотим получать качественные материалы, и спикеры должны предоставлять качественный контент.

 

Журналисты пишут так, чтобы каждая бабушка поняла. Происходит оглупление читателя

- Материалов на экологическую тематику становится больше, журналисты ей интересуются, а что с качеством текстов?

- Понятно, что материалы бывают очень разными, это касается не только экологической тематики. Но те журналисты, с которыми мы постоянно работаем, все глубже и глубже разбираются в темах и начинают писать о том, о чем раньше не говорили. Так, например, получилось с темой о «гринвошинге» - явлении, когда компании обманывают своих потребителей, говоря о надуманной экологичности своего товара или услуги. Я написала материал об этом на портал «Завтра твоей страны», потом тему подхватили журналисты других изданий и об этой проблеме начали говорить. Еще один пример – велосипеды. Благодаря медиа, мне кажется, многие из нас начали понимать, что велосипед – это не только развлечение на выходные и что ездить на работу на велосипеде – это нормально, так живет вся Европа.

- Какие экологические темы интересуют читателей?

- В основном они хотят читать о каких-то вещах и явлениях, связанных напрямую с их здоровьем. Например, как на кожу влияет промышленный крем и как рукотворный, сколько можно съесть Е-добавок вместе с чипсами и на что обратить внимание при выборе детских игрушек.  После вопросов, связанных со здоровьем, люди задаются вопросами, связанными с их окружением: почему в реку сливают отходы, вырубают деревья и так далее. Позитивная тенденция есть: читатели все больше начинают задумываться о среде, в которой живут. В конце апреля наверняка выстрелят темы, посвященные аварии на Чернобыльской АЭС – в этом году 30 лет с того дня. В трендах читательского спроса темы, связанные с органическим фермерством.  Интересно читателям и городское огородничество: как вырастить на подоконнике базилик, петрушку и лук и можно ли разбивать грядки среди многоэтажек. Люди думают все больше, где они живут и что едят.

- Какие ошибки чаще всего допускают журналисты, освещая экологические темы?

- Журналисты часто слишком упрощенно дают информацию, чтобы каждая бабушка поняла. С одной стороны, это хорошо, потому что таким образом мы охватываем большее количество читателей, но с другой, происходит оглупление читателя. Меж тем, многие читатели сегодня хотят знать намного больше. Часто в комментариях мы видим просьбы о том, чтобы журналисты давали ссылки на первоисточники, на исследования, статистику – тогда у желающих есть возможность узнать больше по теме. Это, к счастью, возможно сегодня сделать в онлайн-СМИ. В связи с запросом на более глубокие тексты на своем сайте мы создали рубрику «Международные исследования», в которой размещаем переводы англоязычный актуальных исследований. Сегодня в открытом доступе – я говорю об интернете в первую очередь – не так много современной экологической информации на русском языке. Людей, которые читают на английском, немало, но для многих язык часто все еще является сдерживающим фактором. Эта рубрика полезна как для журналистов, которые пишут на экологические темы, так и для читателей, которые хотят знать больше. 

Если говорить о конкретных ошибках, которые допускают журналисты… Я, например, не вижу ничего страшного в том, что они называют отходы мусором, хотя специалисты говорят, что это неверно. Мне кажется, что намного более важно для журналиста разбираться в процессах, понимать, почему появляются те или иные тенденции, соблюдать причинно-следственные связи в текстах, адекватно оценивать получаемую информацию и, борясь за читателя, не поддаваться соблазну «приукрасить» текст.

Непрофессионально выглядит, когда журналисты манипулируют данными (хотя это, по моим наблюдениям, иногда делают и эксперты) или выхватывают из контекста факты и фабрикуют сенсации, чтобы привлечь внимание к какой-то теме. В моей практике такое бывало, например, когда журналистка писала о качестве питьевой воды в колодцах. Эта тема и так одна из самых волнительных, а если заметку с кричащим заголовком сделать – очень выстреливает. Поскольку люди читают тексты по заголовкам, они начинаю волноваться, паниковать на пустом месте. С другой стороны, такие некачественные материалы могут негативно сказаться на профессиональной репутации авторов. Я иногда, когда вижу такие вещи, стараюсь поговорить с журналистом, объяснить ему, что он сделал не так. Но при этом я никогда не прошу что-то убрать, потому что понимаю, что журналист мне ничего не обязан…

- Какие советы журналистам, пишущим на экологические темы, ты можешь дать?

- Следите за тем, что происходит в стране, в том числе, в экологической сфере, чтобы понимать, что волнует читателей. Очень полезно читать западных коллег. Многое мы можем почерпнуть из блогосферы: часто гражданские журналисты поднимают важные экологические темы. Чаще выезжайте на места событий, чтобы своими глазами видеть, что происходит. Общайтесь со специалистами, учеными, потому что они являются ценными источниками информации. И критично относитесь к тому, что дают некоторые источники информации, думайте, почему они говорят о каких-то вещах именно таким образом, а не иначе, почему им это выгодно. Если вы только начинаете работать с экологической темой, обратитесь за помощью к более опытному коллеге – найдите для себя наставника, у которого можно спросить и подсмотреть, если понадобиться. Для меня им когда-то стал Виктор Куклов, много лет работающий с этой темой в «Народной газете».

Оценить материал:
0
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: