ОБ АВТОРЕ

Выпускник Белорусского государственного университета транспорта.

Редактор направления мобильных приложений интерактивного IT life-style журнала «iТоги» 

В прошлом главный редактор Stroyka.by

Вы здесь

«Толстушка» в отличной форме!

Команда «Комсомолки» работает в уникальном для Беларуси формате, выпуская ежедневную газету, еженедельник и наполняя сайт. Причем всем этим занимаются одни и те же люди. О том, каково работать в таком ритме, мы поговорили с редакцией «КП».

На вопросы Mediakritika.by отвечали: (Г.М.) Галина Малишевская, генеральный директор и главный редактор «КП» в Белоруссии»; (А.Л.) Андрей Левковский, редактор «КП» в Белоруссии»; (О.А.) Ольга Анципович, редактор сайта kp.by.

- В 2013 и 2014 годах, по опросам компании OnlineMarketIntelligence, «КП» признана «Любимым брендом россиян» в категории «Газеты». Остается она популярной и сегодня - в РФ ее читают порядка 30 млн. человек (по данным Википедии) и около 20 млн. посещают сайт. Каковы показатели белорусского издания сегодня?

Г.М.:Тираж ежедневного издания — 40 000 экземпляров, то есть160 000 копий в неделю, «Толстушка» — это еще 240 000. Охват читательской аудитории составляет порядка 32%. Это правда много, скажем так: это самая большая аудитория среди печатных СМИ. Аудитория у «Комсомолки» довольно стабильна, но мы продолжаем вовлекать новых читателей. Например, девиз наших подписных кампаний: «Подпишите родителей!». «Комсомолка» - это газета, которой доверяют многие поколения, с ней выросло поколение нынешних 35-40-летних, и мы хотим, чтобы они продолжали читать газету, подписывали на нее своих родителей. А газета, которая из года в год приходит в дом, будет близка и понятна и молодым, конечно, в удобной для них форме — в интернете.

О.А.: На сайте у нас более 300 тысяч уникальных посетителей в месяц, по данным Gemius. Мы ориентируемся именно на эти цифры, потому что белорусский трафик для нас наиболее важен, именно на него «заточены» рекламодатели. Не имея государственного финансирования или вливания грантовской помощи — это нужно учитывать. У kp.by доля белорусского трафика порядка 80%, и мы ее держим всеми силами.

- Есть ли у сайта «КП» своя специфика: полностью ли повторяются газетные материалы, или контент в режиме онлайн эксклюзивный?

О.А.: Все, что есть в газете, есть и на сайте. Но на сайте, разумеется, в гораздо большем объеме. Сайт не привязан к моменту сдачи в печать принт-версии. Мы не «придерживаем» новости, а сразу публикуем, постим в соцсети и расшариваем. Если Бьорндален говорит о беременности Домрачевой, то на сайте сразу будет новость, затем — редакционная статья об истории их любви в фоторомане, репортаж из роддома, где Даша, возможно, будет рожать, комментарии врачей и т.д. А в газету выпускающие редакторы потом выберут самое интересное.

У нас нет интернет-редакции, все наши журналисты работают и для газеты, и на сайт. Мы, пожалуй, единственная редакция в стране, журналисты которой работают сразу на три полноценных продукта: ежедневную газету, еженедельник и сайт. У нас работа не прекращается в тот момент, когда принт сдали в типографию.

Некоторые тексты пишутся только для сайта, и в газете они не появляются. На сайте больше колумнистов, писем читателей, конкурсов и читательских историй…

 

- С чем связана такая загрузка: с большим количеством инфоповодов, высокой конкуренцией среди смежных изданий или чем-то еще?

Г.М.: Скорее с технологической революцией. Сейчас читатель пребывает в информационном потоке постоянно, причем является его активным участником — он и выбирает себе источники, и оценивает их работу. Если у вас есть смартфон с выходом в интернет, вы не будете прыгать по сайтам, чтобы почитать развернутый вариант новости, которую уже прочли где-то. Вы ее прочли - и идете читать/смотреть/ комментировать другие новости. Темп жизни диктует скорость работы журналиста и редактора.

- Сколько у вас подписчиков?

Г.М.: У нас третье место в РБ по количеству подписчиков, порядка 70 000 человек. Но это зависит от стратегии издания. Мы традиционно большое внимание уделяется рознице, поскольку для газеты важен момент горячей информационной ситуации, «импульсной» покупки. Мы делаем акцент на яркие подачи, на обложку, чтобы человек мог купить газету с ходу, например в супермаркетах. Так что и подписка и розница в нашем фокусе внимания. Так же как и доходы от рекламы. Все это позволяет быстро реагировать на изменения и оставаться на плаву.

- Прорабатывались ли когда-нибудь какие-либо варианты электронной (онлайн) подписки?

Г. М.: Я бы разделяла подписку на онлайн-контент и электронный вариант подписки на принт-версию. Но в целом мне кажется, что за платными подписками будущее. В огромном информационном потоке сегодня растет запрос на проверенную информацию. И в этом наше  преимущество: достоверно, оперативно, понятно доносить до читателя информацию, которая его касается. При этом дать возможность включиться в коммуникацию. Но пока культура оплаты контента только-только зарождается, мы работаем в рамках рекламной бизнес-модели.

Что касается онлайн-подписки, то сегодня читатель может оформить подписку на «КП» у нас на сайте, оплатить ее там же или через мобильное банковское приложение и пр. Но этот процесс пока технически далек от совершенного. Как только можно будет оформить и оплатить подписку одной кнопкой, в один клик, без лишних переключений, я уверена, читатель возможность не упустит. Тем более что внедрение безналичных платежей у нас сейчас активно развивается.

- Как работает обратная связь с читателем?

Г.М.: Нам до сих пор присылают огромное количество бумажных писем. Многие звонят, особенно если что-то не понравилось или нашли опечатку. Также мы много внимания уделяем конкурсам, которые обычно «заземляются» на сайте. Так мы не только вовлекаем читателя, но и постепенно перетягиваем его на сайт.

А самые популярные и обсуждаемые темы сайта мы по вторникам печатаем в газете вместе с читательскими откликами. И эта рубрика очень популярна.

- Как вы относитесь к тому, что «КП» называют «желтой»? Как изданию сохранить верный баланс освещаемых тем?

ГМ: В сегодняшних реалиях это практически комплимент! В таком формате сегодня работают практически все европейские СМИ, рассчитанные на широкую аудиторию.

Да и в Беларуси многие издания, традиционно считающие себя серьезными, по факту переняли такой формат у КП. Не говоря уже об интернет-изданиях.

А если серьезно, издание - это люди. Редакторы прежде всего и журналисты. У нас все материалы проходят через обсуждение на ежедневной утренней редколлегии, а затем в 14.30 на планерке выпускающей группы. Все люди опытные, профессионалы, но со своим взглядом на жизнь. Вот между ними и разворачивается дискуссия, переходящая временами в мозговой штурм: что, как, куда поставить в номер. Разумеется, мы учитываем и разрабатываем темы, которые сейчас в новостном топе, которые все обсуждают. Сканируем и мировые новости, и местные и, конечно, пишем то, о чем «гудит» вся страна. Ведь наша основная задача - информировать и помогать читателю. Если это востребовано нашей аудиторией, если человек изо дня в день голосует рублем, покупая нашу газету — это дорогого стоит. Другое дело — как соблюсти тот самый баланс и как подать материал. Переборщишь с развлекательными новостями - от тебя отвернется серьезный читатель, избавишься от них вовсе - газета «поскучнеет», потеряет в охвате. Вот в этом и состоит ежедневная работа нашей редакции: в поиске и поддержании нужного баланса.

- В таком случае кто ваш среднестатистический читатель?

Г.М.: «Толстушку» читают больше женщины в возрасте от 35 лет. Это самая активная, ответственная и дорогая аудитория. По сути, именно женщины принимают ежедневные решения в семье. Они отвечают за детей и за бюджет семьи… Прикидывают, куда бы поехать в отпуск и как поддержать родителей. У ежедневной газеты примерно поровну мужчин и женщин той же возрастной категории.

О.А.: На сайте наши читатели немного моложе, чем в газете, им 25 - 30 лет. Большинство с высшим образованием, лучше всего представлена Минская и Витебская области.

- Как журналисты попадают в вашу команду?

Г.М.: По-разному, нередко - случайно. Но в итоге в «КП» вырастают и работают уникальные журналисты, которые умеют совершать подвиги и добывать эксклюзив, работать в поле, собирая факты, брать интервью.  Если говорить о старте: мы рады всем, любой студент журфака может к нам прийти и попробовать свои силы. Политика открытых дверей проповедовалась всегда. Если студент любознательный, готов проявлять инициативу и побегать в поле, умеет грамотно писать, скорее всего, он найдет свое  место в команде «КП».

А.Л.: Мы стараемся давать людям возможность расти в команде, перспективы карьерного развития абсолютно реальные. И да, мы гордимся тем, что вырастили многих крутых журналистов. Если от нас и уходят, то уходят максимально подготовленными, высококлассными специалистами. Такие сотрудники на новом месте будут работать на высшем уровне и нам же создавать конкуренцию. Мы — за конкуренцию. Она позволяет оставаться в тонусе, стремиться стать лучше, совершенствоваться.

- Какими качествами должен обладать человек, который хочет у вас работать?

А.Л.: Самое главное — у него должно быть желание учиться и работать, должны «гореть глаза». В журналистике много случайных людей, но хороший журналист никогда не работает из-под палки. Второе — нужно понимать, в каком ритме мы работаем: это очень высокий темп, и нужно уметь быстро переключаться, быть многостаночником… А далеко не все готовы сразу окунуться в этот непрекращающийся цейтнот. Большинству нравится оттачивать свой стиль в еженедельниках или даже «неторопливом» глянце.

- А как насчет опыта? Должен ли быть какой-то минимальный опыт у человека?

А.Л.: Не обязательно. Среди тех, кто сегодня входит в команду, немало людей, пришедших в «Комсомолку» просто «попробовать». В частности, студенты журфака, причем не последнего курса, а 2-3-го. Бывали случаи, что к нам даже старшеклассники приходили и в итоге оставались с нами. Я бы даже сказал, что людям с большим опытом в «КП» приходится труднее, сложно перестроиться. У нас свой стиль, способ подачи информации, темп.

- Насчет темпа: что вы посоветуете начинающему журналисту? Оттачивать свое мастерство в более «неторопливых» изданиях или устраиваться в «боевую» «Комсомолку»?

А.Л.: Конечно, каждый решает сам по какому пути идти, но на мой взгляд, сначала нужно интенсивно поработать, ведь снизить темп всегда проще, чем его поднять. А набравшись опыта, журналист волен, выбирать тот ритм, который нравится именно ему.

Г.М.: В «Комсомолку» стоит приходить даже не из-за ее темпа или сложности. К нам стоит приходить, чтобы понять на своем опыте, что значит настоящая командная работа. Редакция сильна именно командным духом. А второе — это технологичность.

- Существуют ли в «КП» тестовые задания для соискателей, что они собой представляют?

А.Л.: Каких-то особенных тестовых заданий у нас нет. Обычно мы отправляем человека «в поле». Закрепляем за ним редактора, даем тему, и - вперед. Как правило, недели-двух достаточно для того, чтобы понять, подходит нам человек или нет.

- Много ли у вас сегодня «полевой» работы?

Г.М.: Ее не просто много, ее — большинство. Полевая работа — это самое живое в нашем деле. Не важно, репортаж, интервью или фоторепортаж — это настоящие эмоции, это — нерв. И когда журналист это испытывает на себе, ему легче донести эти эмоции и до читателей.

- Расскажите в двух словах, что делают в вашей редакции, чтобы поддержать (или хотя бы не загубить) творческий потенциал штатных авторов?

Г.М.: «Как не загубить?» — у нас вопрос никогда не поднимался. Есть редакция, с определенными правилами, ритмом жизни, чувством локтя. Человек это видит сразу, с первых же дней. Если его что-то не устраивает, видимо, это не его работа, мы никого силой не держим. К рабочим моментам относимся с пониманием: если он фоторепортаж готовил до поздней ночи — понятное дело, ему никто претензий не предъявит, если он следующим днем задержится на несколько часов, чтобы отоспаться. Но правила есть правила: сперва материал сдай, затем — отдохни.

- Расскажите какой-нибудь забавный случай трудоустройства из вашей практики?

А.Л.: Пришла девушка с курса второго-третьего, рвалась в бой, просила: «Хочу у вас работать, дайте какое-нибудь задание». Мы дали — узнать, сколько стоит лук на «Комаровке», он тогда сильно подорожал. Ушла, вот до сих пор узнает. Уже несколько лет прошло (улыбается. — прим. авт.).

- У вас довольно много интервью со звездами. Работает имя газеты, или это у вас такие кадры пробивные?

Г.М.: На самом деле все просто: «Комсомолку» знают, ей доверяют и отказывают редко. Но и от журналистов многое зависит. Когда на интервью со звездой приходит хорошо подготовленный человек, говорящий на одном языке, располагающий и чувствующий нить интервью, в таком случае и интервью получается интересным, и на повторную встречу люди идут с куда большим желанием. Хотя и звездного хамства на наших журналистов выливается немало… Всякое бывает.

- Одно из изданий «КП» называют «толстушкой» за приличный объем материалов. Однако сегодня в интернет-изданиях наблюдается тенденция к уменьшению размеров статей: информации много, люди зачастую читают заголовок, вступление и проматывают до «финала». Как с этим дело обстоит у бумажного издания, будет ли «толстушка» худеть?

А.Л.: Здесь две темы — одно дело уменьшение объема статьи, другое — уменьшение количества статей. Если речь идет о том, что статьи должны быть короче, то в КП они чуть ли не самые короткие среди печатных СМИ. Работает оформление, разбивка текста подзаголовками, подверстки, схемы и пр. На полосе в толстушке максимум 6 тысяч знаков текста, многие бы интернет-издания позавидовали такой краткости при освещении какой-нибудь глобальной темы.

Г.М.: Не думаю. В «толстушке» сейчас 40 полос, это базовый объем, позволяющий разместить любимые рубрики, спецпроекты, телепрограмму. А дальше все зависит не столько от размера статей и их количества, сколько от рекламы. Если рекламы больше положенных по закону 30%, мы печатаем 48 полос. «Шаг» издания — 8 полос, и на данном этапе от этого технологического ограничения никуда не деться.

- Газете уже 90 лет. Не задумывались ли вы над тем, чтобы сменить название на более современное, ведь молодому поколению все меньше знакомо понятие «Комсомол»?

Г.М.: Молодежь прекрасно знает «Комсомолку», дома-то они ее видят… А то, что молодое поколение не строит смысловых проекций, может, и хорошо!

«КП» — это популярное, массовое издание. И, с точки зрения своей сущности, оно многослойное. Первый слой — ценностный. В нем зашито доверие к изданию нескольких поколений. Нет людей, которые не знали бы «Комсомолку», не читали ее. Кто спорит, кто-то любит, но никто не остается безразличным, у каждого найдется что сказать, что вспомнить при упоминании «Комсомолки».  

Сайт мы продвигаем именно как KP.BY. Хотя «внутри» это все та же «Комсомолка». И остро, и с юмором, и по делу…

Второй пласт — это маркетинг. «Комсомолка» — узнаваемый бренд, он помогает продвигать газету и в XXI веке. Кроме того, под этим брендом запускаются коллекционные проекты: «Великие художники», «Великие поэты», сейчас в продаже коллекция «Великие архитекторы».

Поэтому нам нет смысла отказываться от названия. По крайней мере, сегодня.

- Ваши прогнозы: есть ли будущее у бумажных СМИ?

Г.М.: Конечно, принту еще жить и жить. Хотя экономически сейчас сложнее, чем пять-десять лет назад. Но это вам скажут не только медийщики.

В каком формате — другой вопрос. Ежедневные это будут издания или преимущественно еженедельные — покажет время. Новости — это всегда бизнес. И всегда будет форма, в которую этот бизнес будет упакован.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: