Вы здесь

Ребрендинг проблемы. Почему страх в отношение ВИЧ/СПИД больше не работает?

Интервью

Более 30 лет назад в прессе впервые появились сообщения о СПИДе. За это время тема не раз оказывалась в топе новостей, будоража читателя то медицинской статистикой, то человеческими историями. Но как не перегнуть палку в нагнетании ужаса?

С председателем экспертного совета Информационной стратегии по ВИЧ/СПИДу в Беларуси Сергеем Кручининым говорим о вредных мифах про ВИЧ/СПИД, почему журналисты не хотят копнуть глубже и как СМИ не стать «кривым зеркалом».  

– Длительное время тема ВИЧ/СПИД была табуированной. Журналисты старались не касаться этого вопроса. Но сегодня материалы в газетах и на интернет-порталах появляются не только к Международному дню борьбы со СПИДом. Топовой тема, конечно, не стала, но люди перестали игнорировать проблему, – убежден эксперт.

– Что привело к таким изменениям?

– Все это результат проведенной информационной стратегии. Мы не пытались создать фундаментальный труд, который будет стоять на полочке в красивой обложке. При ее разработке главным условием было то,  что документ должен быть рабочим. Нам было важно сделать так, чтобы все заинтересованные стороны, которые участвуют в работе над проблемой, считали эту информационную стратегию своей.

 Еще один важный критерий – легкая применяемость стратегии. А  достичь этого можно при наличии стандарта. Если решение принимается на уровне вкуса – «нравится или не нравится» – это то же самое, что стрелять с закрытыми глазами: можно попасть, а можно и не попасть. Я никогда не позволяю себе сказать – хороший это материал или плохой. Я могу сказать – он соответствует стандартам или нет.

К тому же стандарты в отношении ВИЧ/СПИД  должны удовлетворять интересы всех причастных: и Министерство здравоохранения, и общественные объединения, которые работают с определенными группами, и церковные организации... И если в первоначальных заготовках было 30 стандартов, то в итоге их осталось лишь 11.

– Какие из них должны обязательно знать журналисты?

Хочу сказать, что стандарты касаются не только журналистских текстов, но и любых информационных материалов, в том числе плакатов,  буклетов социальной рекламы.  

Вот, например, один из них – публикации фото и видео, мнения или цитаты человека, живущего с ВИЧ, должны быть с ним согласованы.

Или такой визуальный стандарт – нельзя публиковать изображения, иллюстрирующие технологию приготовления и употребления наркотиков. Дело в том, что употребление инъекционных наркотиков – самый быстрый путь передачи вируса. Это подтверждает развитие эпидемии во многих странах. Когда на картинке изображен шприц или процесс употребления, это действует так же,  как на алкоголика вид бутылки, – вызывает стимулирование.

Еще одно правило – нельзя использовать изображения символов смерти: гробов, надгробных крестов, могил, черепов, скелетов, смерти с косой. Подобная атрибутика присутствовала в информационных кампаниях  на первых порах, когда СПИД считали  смертельным заболеванием. Страх – сильная эмоция. В Великобритании в конце 1980-х провели кампанию «Не умирай от незнания», главным стремлением которой было напугать общество. И напугали. Количество людей, сдавших анализ, увеличилось на 300%. Но ведь нужно понимать, что пошли сдавать тест не все. Часть людей пытаются на проблему даже не смотреть, пользуясь механизмом вытеснения. Получилась ситуация, когда некоторые просто не представляли, насколько опасен вирус.

Через желание напугать прошли многие страны.  Но страх не работает.

– А что работает?

– В каждой целевой группе по-разному. Но я точно знаю, что работает правда.  Поэтому мы и решили сделать ребрендинг так полюбившегося нашему обществу, и журналистам в том числе, слогана «Чума ХХ века». При всем притом, что это мощный бренд. Сложно сказать, у кого он не вызывает эмоций.

Вскоре на городских улицах появились билборды с человеком, который живет с ВИЧ – Евгением Спеваком. Он работает, имеет семью, у его жены и ребенка ВИЧ- отрицательный статус.  И это правда о человеке, живущем с ВИЧ-инфекцией. Это к вопросу о том, что должно прийти на смену страху.

И как по-вашему, журналисты стали следовать стандартам информационной стратегии?

– Очень часто у журналистов возникает желание распространить информационную стратегию и на другие темы. Но  у нас локальная ответственность. Сейчас мы работаем над детализацией некоторых стандартов, и когда будет разработана окончательная стратегия, тогда можно будет говорить о публикациях на другие темы.  

У меня буквально требовали прокомментировать статьи газеты «Вечерний Могилев» о трансгендере. Но я не сказал ни слова – ни за, ни против. Иначе я стал бы на те же рельсы, что и любой другой обозреватель, который высказывает позицию с точки зрения «нравится – не нравится». Я стараюсь уходить от этого, иначе не буду независимым экспертом. И так будет до тех пор, пока не будут приняты дополнительные стандарты.

– Вы провели ребрендинг лишь одного слогана. А какие стереотипы остались жить, и какие из них продолжает транслировать пресса?

Работать со стереотипами сложно. Преодолеть их нелегко, мы можем их только расшатывать. Стереотип о том, что СПИД – смертельная болезнь постепенно уходит. В реестре Министерства здравоохранения ВИЧ- инфекция признана  хроническим заболеванием. Она неизлечима пока, но при правильном лечении человек с вирусом может прожить долгую жизнь.

Очень опасный стереотип о том, что презервативы не защищают от ВИЧ/СПИДа. Презерватив защищает! В нашем обществе уровень использования презервативов крайне низок. Для молодых они зачастую оказываются не по карману, а люди старшего возраста используют их крайне редко. Многие убеждены, что после 40 лет СПИД уже не грозит. И это еще одно опасное заблуждение.

Желание избежать половых контактов – это тоже иллюзия. Можно пытаться опираться на нравственность, но как бы она не была привлекательна, болезнь не исчезает. Ни в каком возрасте. В конце минувшего года на одном из крупнейших порталов страны появилось интервью с одним из специалистов Гомельского медицинского университета. Эта женщина утверждает, что Африку от эпидемии СПИДа спасает не использование презервативов и лечение уже заразившихся, а то, что люди стали воздерживаться от секса. Ларчик просто открывается – эта женщина представительница одной из неформальных церквей, идеи которой она попросту продвигает таким образом. В статье были передернуты факты, была написана обыкновенная неправда, которую прочитали тысячи посетителей портала.

Я убежден, что журналисты – это зеркало, зачастую они высказывают не только свою позицию, но и позицию большинства. Бесполезно пенять на них. Какое общество, такая и пресса

– Посоветуйте журналистам, которые пишут о проблемах ВИЧ/СПИД, как не стать кривым зеркалам нагнетания, искажения, перевирания ситуации?

– Часто у журналистов не хватает времени вникнуть в ситуацию, разобраться. Поэтому и получается поверхностное отображение проблемы. 

Проверяйте факты. Не передергивайте. Не используйте ложь даже во благо. Всегда работает правда, пусть даже и плохая.

Я прекрасно понимаю, что журналисту морально сложно работать с человеком, который болен.  Но мой главный совет: не публикуйте о ВИЧ-положительных людях без открытого статуса. Это прошлый век, и чисто белорусская проблема. Естественно, открыть свой статус или нет – это дело каждого человека. Пока в нашей стране людей с открытым статусом, которые были бы публичны, очень мало. Как правило, все люди с открытыми статутами, открыли их не по собственному желанию, а в результате противоправного разглашения. Объективно, открыть статус мешает стигма и дискриминация в обществе.  Есть правило: невозможно решать проблему ВИЧ/СПИД без людей, живущих с этой болезнью. Нужны реальные истории, а не люди в масках. Нужно уходить от анонимности. Это принесет больше пользы.

Анна Шафелюк специально для Mediakritika.by

Оценить материал:
1
Средняя: 1 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: