Вы здесь

«Вкусно жить не запретишь»

Интервью

Давно известно: не хлебом единым жив человек. Но пестреющий фотографиями еды всех мастей Instagram подтверждает, что без радостей чревоугодия жизнь скучна. О «кухне» гастрономической журналистики – редактор газеты «Гастроном» Игорь Данилов.

Игорь, вам не кажется, что гастрономия – это уже международный тренд?

– Так и есть. Все дело в том, что еда – неотъемлемая часть нас. Не зря говорят, что ты есть то, что ты ешь. Мы много внимания уделяем моде, автомобилям, жилищу, но можем позволить себе поглощать все без разбору.

И вот вдруг появилась возможность показать то, что ты готовишь каждый день.  Это же не КАМАЗ создавать – все гораздо проще. Вот и стала еда популярнее котиков и детей в соцсетях.

Многие продукты брендируются по месту происхождения и играют важную роль в продвижении страны на мировой арене. Коньяк, вина с правого берега Рейна, прованские травы, швейцарский сыр… Национальные продукты и кухня представляют свои страны не хуже, чем артисты, спортсмены, предметы архитектуры и искусства.

– Издавать газету «Гастроном» вы стали еще в 1990-х. Почему тогда была выбрана  именно эта тема?

«Гастроном» стал выходить в 1994 году: тогда газету мог создать любой желающий, а тема казалась очень перспективной. Ставка была сделана на кулинарное направление, хотелось писать интересно и с пользой о еде, о том, как не потеряться в продуктовом многообразии, сделать правильный выбор и приготовить по-настоящему вкусные и полезные блюда. Тема была очень популярна. Газета достигла тиража в 70 тысяч экземпляров. Впоследствии кулинарная тематика появилась практически во всех белорусских изданиях, и конкуренция выросла.

Как менялся интерес к гастрономической тематике в течение этих двух десятилетий?

– В первую очередь, произошло расслоение спроса по цене. Если раньше при меньшем выборе продуктов люди искали просто колбасу, то после распада СССР образовался средний сегмент тех, кто ищет более высокое качество по более высокой цене, и ниша премиум класса, где важны и качество, и цена, и вес бренда.

Еще один аспект – уход от бездумного приема пищи ради энергии. На смену этому  пришел тренд здорового, функционального питания. Белорусов в меньшей степени стали интересовать исключительно заготовки на зиму. У кого сейчас полон подвал консервов? Хотя ностальгия о бабушкином компоте и огурчиках все же осталась.

В 1998 году пришло время для организации конкурса потребительских предпочтений «Продукт года». Ежегодно проводится национальный опрос среди населения республики о покупательских предпочтениях. По итогам исследования составляется рейтинг продуктов белорусских производителей в соответствующих номинациях. Для повышения качества и доверия к опросу дополнительно был создан экспертный совет, в который вошли представители ведомств и специалисты рынка.

А чему вы пытаетесь научить своих читателей?

– «Вкусно жить не запретишь» – долгое время эта фраза была нашим девизом. В то же время очень важно среди вкусного найти полезное для здоровья, придерживаться меры и баланса в питании.

Пусть Остап Бендер и советовал «не делать из еды культа», однако культура питания – важная часть нашей жизни и личности. Слово « культ» имеет смысл рассматривать именно в таком ключе. Важно не просто поесть, а сделать это обдуманно – с кем, когда, сколько и как. Любая национальная кухня построена на культе. Через еду можно понять особенности, самобытные традиции целой нации, страны. С этой точки зрения культ еды не так уж плох.

В наши дни серьезной авторитетной силой на рынке продуктов питания стало международное эко-гастрономическое движение слоуфуд. Вкусно, чисто, честно – три главных принципа этого движения. Слоуфуд в противовес фастфуду продвигает идею обеспечения человека здоровой пищей, а не пустыми калориями. Также слоуфуд ратует за сохранение традиций местной кухни и регионального хозяйствования, защиту всемирного биоразнообразия. Эта идеология питания опирается на теорию нулевого километра, когда употреблять стоит по большей части те продукты, которые растут в радиусе 300 километров от места жительства человека. Все это облегчает логистику, улучшая тем самым экологию.

Очень хочется возродить местное мелкотоварное производство продуктов питания в Беларуси. На данный момент подавляющее большинство продуктов в нашем регионе – промышленного производств, а домашние продукты в малых объемах можно найти лишь в агроусадьбах или на фермерских хозяйствах. Производство домашних, семейных продуктов – целая индустрия в Европе, ее брендируют по месту происхождения, ею гордятся, проводят гастрономические фестивали и салоны вкуса, как, например, в итальянском Турине.

 – И что для этого возрождения уже предпринято?

– Для начала  нужно найти эти аутентичные продукты, и людей, которые захотят заняться их производством. Все это работа для энтузиастов. Мы задумали и уже начали экспедицию по Беларуси с целью поиска и продвижения местных, экологически чистых продуктов питания и блюд из них. Хочется, чтобы свой аутентичный продукт появился в каждой области, районе, городе, деревне, чтобы он стал настоящим символом, брендом  местности.

Как вы в целом охарактеризуете то, что сегодня происходит в гастрономической журналистике?

– Гастрономическая журналистика стала свободной.  То, что раньше могли позволить себе лишь издатели или журналисты,  теперь доступно практически каждому, кто хочет заниматься этой темой. Социальные сети вывели всех на авансцену.

Наступило время, когда каждый может гнуть свою линию абсолютно свободно. Начался новый уровень конкуренции. Задача для читателя – научиться правильно фильтровать информацию в этом бесконечном потоке данных. А вопрос избирательности  – это уже вопрос воспитания общества. Нельзя навязать культуру питания, нужно показать пример,  чтобы это стало модно.

Анна Шафелюк специально для Mediakritika.by

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: