ОБ АВТОРЕ

Журналист, обозреватель, специалист в области Public Relations.

Окончил биофак БГУ. Карьеру журналиста начал в 1995 году в журнале «Дело». Cотрудничал с «Белорусской деловой газетой» до ее закрытия, газетой «Московский комсомолец в Белоруссии», «Бизнес-леди», «Финансовый директор», «Детективной газетой», порталом BEL.BIZ, информационным агетством «Интерфакс».

Был собкором в Беларуси российского информагентства Stringer. Занимал должность заместителя директора радиостанции «Сталіца».

Работал PR-менеджером в «Международной финансовой корпорации» (IFC).

С весны 2010 года – собственный корреспондент в Беларуси российского федерального издания «Газета.Ru».

С января 2013 года – снова работает в БДГ (теперь под брендом «БДГ Деловая газета»).

Вы здесь

День Радио на родине радио

В фокусе

Как выглядит рынок радиовещания Италии? Чем он отличается от белорусского? Что слушает средний итальянец? Рассказ обо всем этом – из Италии, с родины радио, и в День Радио.

 

Родина радио?

Вопрос о том, кто изобрел радио, остается столь же дискуссионным, как и вопрос о том, кто именно изобрел электрическую лампочку, паровоз и ПК. То есть версий множество. Сами итальянцы, конечно, безоговорочно отдают приоритет Маркони, и я склонен с ними согласиться. Но для справедливости процитирую Википедию: «Первый патент на беспроводную связь получил в 1872 г. Малон Лумис, заявивший в 1866 г. о том, что он открыл способ беспроволочной связи; в Германии создателем радио считают Генриха Герца, 1888, в США – Дэвида Хьюза, 1878, а также Томаса Эдисона, 1875, патент 1885, в США и ряде балканских стран – Николу Тесла, 1891, в Беларуси – Якова (Сармат-Яков-Сигизмунд) Оттоновича Наркевича-Иодку (белор. Якуб Наркевіч-Ёдка), 1890, во Франции – Эдуарда Бранли, 1890, в Индии – Джагадиша Чандра Боше, 1894 (или 1895), в Англии – Оливера Джозефа Лоджа, 1894, в Бразилии – Ланделя де Муру, 1893-1894.

Создателем первой успешной системы обмена информацией с помощью радиоволн (радиотелеграфии) в ряде стран считается итальянский инженер Гульельмо Маркони (1895).

В России изобретателем радиотелеграфии считают А. С. Попова. В первых опытах по радиосвязи прибор Попова обнаруживал излучение радиосигналов, посылаемых передатчиком, на расстоянии до 60 м. На заседании Русского физико-химического общества в Петербурге 7 мая 1895 года Попов продемонстрировал «прибор, предназначенный для показывания быстрых колебаний в атмосферном электричестве». День 7 мая стал отмечаться в СССР ежегодно с 1945 года как День радио.

В США изобретателем радио считается Никола Тесла, запатентовавший в 1893 году радиопередатчик, а в 1895 году – приемник. Конструкция устройств Теслы позволяла модулировать акустическим сигналом колебательный контур передатчика, осуществлять радиопередачу сигнала на расстояние и принимать его приемником, который преобразовывал сигнал в акустический звук. Такую же конструкцию имеют все современные радиоустройства, в основе которых лежит колебательный контур.

Во Франции изобретателем беспроволочной телеграфии долгое время считался создатель когерера (трубки Бранли) (1890) Эдуар Бранли. В Индии радиопередачу в миллиметровом диапазоне в ноябре 1894 года демонстрирует Джагадиш Чандра Боше. Первым же изобретателем способов передачи и приема электромагнитных волн (которые длительное время назывались «Волнами Герца» – Hertzian Waves), является сам их первооткрыватель, немецкий ученый Генрих Герц (1888)».

 

Говорит Италия

Как и в большинстве стран Европы (в отличие от США и Латинской Америки), в радиовещании Италии очень велика доля государства, самые популярные станции – государственные (аналогичная ситуация во Франции). Если быть более точным, государственное радио называется общественным, – и в самом деле, им управляет общественный «Административный совет».

Так сложилось исторически. Первая радиостанция – «1-RO» – зазвучала в Италии 6 октября 1924 года. Ее руководителем и владельцем был Союз радиовещания Италии (Unione Radiofonica Italiana). В 1927 году Союз вошел в состав Итальянского органа радиовещания (Italiano per le Audizioni Radiofoniche), который вскоре стал единственным законным радиовещателем в Италии. Так началась государственная монополия на вещание, длившаяся аж до 1985 года!

26 октября 1944 года все это было реформировано в «Радиовещание Италии» (Radio Audizioni Italiane, RAI). После окончания Второй мировой войны, с 3 ноября 1946 года, первый национальный радиоканал стал называться «Красная сеть» (Rete Rossa), второй радиоканал – «Синяя сеть» (Rete Azzurra). Названия были не случайны: в то время Италия была крайне политизирована, в ней очень сильны были как коммунисты, так и правые консерваторы. «Цвета» радиосетей должны были отражать противоположные идеологии вещания обеих радиостанций. При этом обе они имели равноправные статусы. 1 октября 1950 года появилась независимая «культурная» станция – «Третья программа» (Terzo Programma). Но только 1 января 1952-го уже существовавшие радиостанции сменили имена: «Красная сеть» стала «Национальной программой» (Programma Nazionale), а позднее «Первой программой» (Primo Programma), а в итоге получила современное название Rai Radio 1. Соответственно, «Синяя сеть» стала сначала «Второй программой» (Secondo Programma), а затем радиостанцией Rai Radio 2.

Сегодня итальянское общественное радиовещание представлено вещателем Rai, вещающим на трех основных радиостанциях (Rai Radio 1, Rai Radio 2 и Rai Radio 3), дополнительных специализированных станциях (Rai GR Parlamento, Rai Radio FD 4, специализируется на поп-музыке, Rai Radio FD 5, специализируется на классической музыке, Rai IsoRadio, Rai S?dtirol Radio, Rai Radio Trst A, Rai Radio 1-FVG).

Но тут важно понимать, как это устроено организационно. RAI – это акционерное общество, все акции которого принадлежат государству. Но руководит RAI «Административный совет» (Consiglio di Amministrazione), в котором семь советников назначаются парламентской комиссией общего руководства и контроля вещания (Commissione parlamentare per l’indirizzo generale e la vigilanza dei servizi radiotelevisivi). Именно этот совет избирает Генерального директора. То есть общественное вещание подконтрольно парламенту страны. А в итальянском парламенте, в отличие от белорусского, представлены все основные политические силы страны. Так что такая система управления – хорошая страховка от превращения общественного радиовещания в инструмент пропаганды.

Хотя формально до 1985 года в Италии теле- и радиовещание монопольно контролировалось государством, в 1970-х в стране начали активно развиваться местные (муниципальные) и религиозные радиостанции. А после отмены монополии первой коммерческой станцией стала Studio 54 Network (основана 6 июля 1985 года в Локри, департамент Калабрия). Сегодня это одна из самых популярных станций страны, транслирует музыкальные хиты и информацию в режиме реального времени (28 ежедневных обновлений).

Сегодня в Италии – сотни радиостанций, очень развито региональное и специализированное радиовещание. Однако государственные вещатели доминируют. Почему – об этом расскажу далее.

 

Что слушают люди

Что предпочитают слушать рядовые итальянцы? И почему в Италии государственное радио оказалось коммерчески успешным? Модель итальянского радиовещания принципиально отличается от белорусской. Белорусские коммерческие FM-станции – все музыкально-развлекательные, журналистикой там и не пахнет, про политику и говорить не приходится. В свою очередь, государственные станции отрабатывают государственный же идеологический заказ, шаг влево-вправо – увольнение. Сам работал, знаю о чем говорю.

Но в Италии все иначе, там радио – «чтобы поговорить», музыка вовсе не доминирует в эфире. Конечно, есть станции чисто музыкальные, в том числе специализирующиеся на итальянской музыке – такие, как Kiss Kiss Italia или LatteMiele. Но в целом в эфире преобладают разговорные жанры, и это вовсе не бессмысленный диджейский треп, характерный для белорусского FM-эфира. Во-первых, итальянцам очень интересен спорт – и все ведущие радиостанции в своей сетке очень большую долю времени отдают под спортивное вещание. Во-вторых, очень популярны разного рода ток-шоу, в 50% случаев – про политику. Сами итальянцы, по моим наблюдениям, слушают радио в основном в автомобилях и через смартфоны.

Отличие итальянского государственного радиовещания от белорусского – в том, что там госрадио в полной мере строится на принципах коммерческого радио. То есть борьба за слушателя идет реальная, нет государственного идеологического заказа, обязательного бюджетного финансирования и безразличия самих радийщиков к своим слушателям. Как результат, самая популярная радиостанция в стране – Rai Radio 2. В ее сетке вещания преобладают передачи разговорного жанра (ток-шоу) и популярная музыка. У радиостанции имеется собственная новостная служба – Giornale Radio 2.

На втором месте по популярности – Rai Radio 1, исторически первая радиостанция итальянской государственной телерадиокомпании RAI. Она специализируется на новостях, спорте, ток-шоу и популярной музыке. Rai Radio 1 известна своими эксклюзивами – так, она транслирует в прямом эфире матчи футбольной сборной Италии, а также матчи итальянского футбольного чемпионата (Серия A и Серия B). Самая популярная программа – «Весь футбол по минутам» (Tutto il calcio minuto per minuto) – выходит в эфир с 1960 года.

Как я уже упоминал, политическое радиовещание в Италии очень развито. Надо понимать, что политическая жизнь на Аппенинском полуострове очень бурная, за 70 послевоенных лет правительство (оно формируется парламентом) там менялось около 90 раз. Как результат, в отличие от Беларуси, в Италии на радио не только не боятся говорить о политике – «политические» программы процветают, неизменно находя своего слушателя.

Но чисто политических станций мало. Главная из них – Rai GR Parlamento, официальный радиоканал Парламента Италии. Транслирует в прямом эфире политические ток-шоу и информационные программы. Станция была создана в 1998 году по распоряжению Министерства коммуникаций Италии. Цель – восполнить нехватку информации о работе правительственных учреждений, которая на тот момент передавалась только Radio Radicale, радиостанцией Радикальной партии Италии.

Сегодня Rai GR Parlamento позволяет слушать в прямом эфире выступления спикера Палаты депутатов, председателя Сената и Президента Италии. Также выходят программы о работе Европарламента, региональных и муниципальных советов в городах и провинциях Италии. Авторские программы посвящены злободневным проблемам страны – это та же аналитика, только не на газетных или журнальных страницах, а в эфирной студии. Популярно обсуждение этих проблем в форме дискуссии или ток-шоу.

Среди популярных «разговорных» станций, посвящающих значительную часть эфира политике и проблемам общества – Onda Libera FM 99.00 & FM 97.10, Onda Rossa FM 87.9 – Roma, Controradio Firenze FM 93.6, ControRadio 97.3 FM, Kemonia FM 91.5, Pianeta 96.3 FM, RMC2 – Radio Monte Carlo 2 92.7 FM, Radio Effe Italia и множество других

 

Технологии и законодательство

Аналогового телевидения в Италии уже нет вообще. Только цифровой формат DVB-T с десятками мультиплексов. Переход на цифру произошел в 2012 году. А вот радио все еще остается преимущественно аналоговым. Цифровых радиостанций, транслирующих свои сигналы в формате DAB+, пока немного, они существуют только в крупных городах. Есть всего 24 станции DAB+, из них четыре – эксклюзивные, то есть услышать их через аналоговый приемник нельзя.

Интернет-радио особого развития не получило, так как практически все эфирные станции также транслируют свой сигнал в Сети. Есть лишь около десятка общенациональных веб-станций, причем сигнал из главной студии по всей стране выходит без каких-либо врезок или локальных изменений. То есть локальная реклама, по сути, отдана местным FM-станциям.

По закону каждая радиостанция в Италии обязана хранить запись своего эфира на протяжении трех месяцев. Действует специальный государственный комитет, который следит за соблюдением вещателями всех норм и требований. Причем сам этот комитет не занимается сбором и анализом информации – для этого через конкурсы выбираются конкретные компании-подрядчики.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: