Вы здесь

Семь тезисов о журналистике от Светланы Алексиевич

В фокусе

Лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич 8 мая в Минске провела мастер-класс по искусству репортажа. Мероприятие организовал и провел недавно официально открытый в Минске Пресс-клубе. Соорганизатором мастер-класса выступило посольство Польши в РБ.

На встрече с коллегами Светлана Алексиевич рассказала  о своем опыте работы журналисткой, высказала свое мнение по поводу строительства в Беларуси АЭС, поделилась планами на будущее и официально заявила об открытии Интеллектуального клуба, заседания которого с сентября будут проходить в галерее TUT.BY. Писательница также ответила на вопросы присутствующих.

Mediakritika.by выбрала из мастер-класса 7 тезисов о журналистике.

 

О ПРОФЕССИИ

«Профессия, в общем-то, роскошная. Можно общаться с интересными людьми. Вот, например, как бы я встретилась с Алесем Адамовичем, если бы была каким-нибудь бухгалтером? Или Василем Быковым. Много ездишь, много  видишь людей. Все-таки люди, зная, что ты журналист, стараются с тобой говорить, они стараются говорить интересно. Поэтому, вы знаете, есть в этой профессии много хорошего и я считаю, что благодаря ей я смогла сделать то, что сделала».

 

О ЖУРФАКЕ

«Хотя факультет журналистики я считаю плохим образованием, потому что, в принципе, это не образование. Я считаю, нужно получить филологическое образование. С другой стороны, факультет журналистики дает общегуманитарный взгляд. Ты так не зациклен на одну какую-то сферу. У тебя воспитывается разная точка зрения, потому что один год вы учите экономику, другой – историю искусства. Конечно, каша в голове, но потом как-то все укладывается, и ты выбираешь то, что тебе нужно. Так что, я думаю, тут опять же, как у Козьмы Пруткова: «И занялся я, извините за выражение, самообразованием». Надежда только на это. И когда мне говорят, вот, мол, плохой наш журфак, я это даже не хочу слушать, потому что  сегодня все мы подключены к интернету, весь мир  у наших ног, языки можно выучить, все  это можно. Это не разговор. И вообще: и журналистика, и писательство – это одинокая работа. Что вы можете из себя сделать, вы из себя сделаете. Конечно, есть ограничения генетики, таланта, но можно стать хорошим журналистом, совсем не обязательно получать Нобелевскую премию. Хотя я всем этого желаю. Это не самое главное в жизни. Главное, чтобы было интересно  жить».

 

О БАЛАНСЕ МЕЖДУ ТЕМАМИ

«Не надо этого апокалиптического мышления. Конечно, времена  смутные, конечно, мы теряем историческое время. Это всем понятно и даже обсуждать банально. Но вы знаете, поверх всего существует наша единственная человеческая жизнь. И в ней столько всего интересного, столько всего можно рассказать! Так что вы всегда можете найти какой-то выход, какую-то тему. Главное еще оставаться сильным человеком.

Вот вы [вопрос был задан журналисткой КП – авт.], например, в «Комсомольской правде» провели опрос (http://www.kp.by/daily/26524.5/3542761/) по теме моей новой квартиры. Конечно, я понимаю, что в стране  других  вопросов нет, кроме того, в какой квартире живет Алексиевич. Знаете, страна это обсуждает, я с интересом посмотрела и думаю: «Боже мой, вот обзор массового сознания! Мне даже не нужно ходить и расспрашивать. Все видно!» То есть надо быть сильным. Не обращать внимания на разного рода мелочи. Есть ваш путь, вы его выбрали, есть ваша жизнь и эти вещи нужно совмещать. Надо постараться быть счастливым, все в жизни узнать, как-то попробовать, поездить. И в то же время  в общем-то серьезно работать. Все остальное – приходящее».

О ПЕРЕХОДЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ

«Есть хорошая переписка Абрамова и Твардовского. Абрамов послал ему свой роман «Дом» и не дождался ответа. На каком-то совещании они встретились, Абрамов спрашивает, мол, почему Твардовский ничего не ответил. А Твардовский сказал: «А интересно  ли вам было бы читать повесть Казаки Толстого, если бы Оленин, главный герой, дворянин, был на уровне казака? А у вас все на уровне казаков».

И вот у нас все на уровне казаков. У нас редко кто может вырваться из времени, плохого образования, плохих газет, литературы. Вырваться из провинциальности! Кстати, очень жесткая вещь – провинциальность. Ее нужно ведрами из себя вычерпывать, а редко кому это удается. Вот это главное, что вы должны сделать. И когда вы это сделаете, выскочите из этого, вы почувствуете некое пространство, которое есть для личности. Я вам не скажу рецепт, как это сделать. У вас он может быть другой. У меня рецепт был такой: я училась у личностей, я и стихи писала, и пьесы даже. Вы, может, для себя другое найдете. Все очень индивидуально, но для этого надо сначала выскочить из времени, выскочить из банальностей. Когда вы выскочите, вы будете слышать себя и пойдете куда-то выше».

 

ПОЧЕМУ БЕЛОРУСЫ МАЛО ПУТЕШЕСТВУЮТ

«Проблема в нашей культуре. Например, в Польше существует давняя культурная традиция: эта страна всегда жила вместе с остальным миром. А у нас этого нет. Мы жертвы провинциального понимания своей жизни, места. Даже если взять  те 20 лет, о которых я говорила. Что мы с ними делаем? Проедаем. Вместо того, чтобы по-новому жить. Это все упирается в вопросы культуры. Я несколько премий в Польше получала и знаю, что это такая уже узаконенная традиция [путешествовать и познавать мир — авт.], на нее находятся деньги, поскольку она заложена  в голове, а потом уже в бюджете. Нельзя заложить в бюджет то, чего нет в голове».

 

О РИСКЕ

«Часто нужно идти на риск. Например, когда я начинала свою работу, была в долгах как в шелках. То есть я была из скромной семьи учителей, зарабатывала очень немного - журналистам тогда платили мало. Поэтому, чтобы купить  диктофон, чтобы ездить по стране, конечно, влезла в большие долги. И не знаю, чем бы это закончилось, если бы не было успеха. Но это был мой риск и он никого не интересовал. А сейчас мы живем в условиях  рынка, никто никому не обязан».

 

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РОСТЕ

«Журналисту важно расти от материала к материалу. Как и писателю от книги к  книге. Главное не изменять жанру. Тот жанр, в котором я работаю, остается. Расти нужно в понимании вещей, в связях. Рост должен быть глубинным».

Анастасия Бойко специально для Mediakritika.by

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: