ОБ АВТОРЕ

Выпускник Белорусского государственного университета транспорта.

Редактор направления мобильных приложений интерактивного IT life-style журнала «iТоги» 

В прошлом главный редактор Stroyka.by

Вы здесь

«Говорить — не мешки ворочать?» Правда о том, как попасть на Unistar и задержаться

Еще полгода назад радио Unistar занимало одну из ведущих позиций в рейтингах радиостанций города Минска, буквально «дыша» лидеру в спину. На днях будут опубликованы результаты новых опросов, по результатам которых привычная расстановка сил может измениться. В ожидании этого события мы решили расспросить программного директора Unistar и популярного видеоблогера Александра Найденова о причинах успеха канала, нюансах работы ведущих и роли радио в жизни современного общества.

- Александр,  как вы попали на Unistar?

- Самым очевидным способом. Я всегда мечтал работать на радио, можно сказать — с самого детства. Потому и поступил на журфак БГУ — на тот момент это казалось чуть ли не единственным правильным выбором. Во время учебы написал курсовую работу по коммерческому вещанию именно про этот канал, тем самым создав себе небольшой «задел на будущее». А потом, когда вывесили списки распределения на практику и я увидел в них Unistar — попросился к ним. Там уже окончательно убедился в том, что Unistar — это «моё», так что вопрос «куда распределиться» даже не стоял… В общей сложности я здесь уже 12 лет. Хотя теперь понимаю, что люди на радио попадают самыми разными способами и из самых разных специальностей, профильное образование не играет решающей роли.

- Учитывая это — не жалко было тратить пять лет жизни на журфак?

- Ну, тогда-то я всего этого еще не знал (улыбается. — прим. автора). И, все равно, ответ на ваш вопрос — нет, не жалко. Это ведь не какой-то «срок», это еще и преподаватели, однокурсники, это необходимые любому журналисту контакты и знакомства. Благодаря этим контактам сейчас очень легко поддерживать связь с другими СМИ, получать от них оперативную информацию. В конце концов, сама атмосфера журфака была хороша…

Насчет сроков — 5 лет должно это быть или меньше — мне судить трудно, никогда об этом не задумывался. Но точно могу сказать, что в обучении на журфаке большее внимание должно уделяться практике, а не теории. Журналистика — это все-таки практическая дисциплина.

- Вы еще и видеоблог ведете, причем нередко высмеиваете злободневные темы. Это выражение некоей гражданской позиции, или вы это делаете просто «по приколу»?

- Думаю, скорее «для души». Я творческий человек, и мне не хочется ограничивать себя одним лишь радио, я хочу попробовать себя во многих вещах, и видеоблог — одна из таких вещей. Еще я искренне люблю и увлекаюсь кино, причем, тяготею к документальному жанру. Я даже в качестве соавтора, режиссера поучаствовал в съемках нескольких фильмов, один из них был отмечен несколькими призами международных конкурсов, в т.ч. — и нашим «Листападом».  Ну, а если вернуться к блогу — я извлекаю из этого еще и рабочую пользу: слежу, как видео-контент распространяется в сети.

- Что, на ваш взгляд, представляет собой радио сегодня? Какова его основная функция?

- Возлагать на радио в целом одну конкретную функцию — неправильно. Только в Минске вещает 2 десятка FM-радиостанций, и каждая должна (подчеркну слово «должна») закрывать свою нишу, максимально удовлетворяя запросы слушателей. Unistar — преимущественно развлекательный канал. А информационной радиостанции в Беларуси, по сути, пока нет. Вот в России вещает «Эхо Москвы» — информационно-разговорный канал с огромной аудиторией. И я очень надеюсь, что когда-нибудь у нас появится его аналог, поскольку в остальном мире информационный формат невероятно востребован.

- Кого вы считаете своими конкурентами?

- «Новое радио» — по контенту, «Русское радио» — по доле рынка… Вообще, у каждого из каналов — своя специфика, свои ниши и аудитория. Ближе всего к нашему контенту, пожалуй, стоит «Новое радио», с поправкой на то, что их целевая аудитория — более молодая. Именно «Новое радио» апробирует свежую музыку на слушателях, там субъективно выходит больше новинок. А вот если новая песня «выстреливает» — со временем она появляется и у нас.

- А со стороны интернет-подкастов конкуренции не наблюдается?

- Ну, во-первых, мы и сами делаем подкасты, есть у нас на сайте специальный раздел для них. Но, я понимаю, что вы имели в виду те, что не связаны с радио-компаниями… Да, радио (не только в РБ, а вообще) на протяжении нескольких лет испытывает конкурентное давление музыкальных сервисов, вроде Apple Music и Spotify, которые, де-факто, позволяют любому сконструировать собственный радиоканал. В Америке потери эфирных радиостанций от потоковых сервисов уже исчисляются миллиардами. Тем не менее, слушатели в массе своей остаются ленивыми. Им легче нажать одну кнопку и слушать то, что подготовили профессионалы, чем кропотливо копаться в многочисленных ресурсах и лейблах, составляя «плейлист мечты». Разумеется, такие дотошные люди тоже есть, как правило, это — меломаны. Но в общей массе их немного.

- Я провел мини-опрос среди многочисленных друзей и знакомых, и выяснилось, что большая их часть слушает радио в автомобилях. А есть ли сегодня радио за пределами авто?

- Вы удивитесь, но порядка 40% нашей аудитории слушают радио… дома. Это практически столько же, сколько и в автомобилях. Причем сейчас мы говорим не только об эфирном вещании, но и об интернет-версиях радиоканалов, количество слушателей которых постоянно растет. Меняются сами каналы распространения радио-контента. Но радио от этого не перестает быть самим собой. Сейчас все больше людей слушают его на смартфонах, компьютерах, «умных» телевизорах…  При этом, доля радио за последние 10 лет практически не изменилась – ни у нас, ни в Европе (в той же Британии 97% населения «приобщаются к эфиру» хотя бы раз в неделю). Единственное — у нас в РБ была существенная потеря аудитории, связанная с введением квоты в 75% музыки отечественного производства. Но это — другое.

- По вашему мнению, в каком направлении будет развиваться радио в ближайшие годы?

- Все больше уходить из эфира в интернет. К слову, это еще и позволит лучше понимать, что хочет слушатель, точнее реагировать на его предпочтения. Но если брать ситуацию глобально — и об этом твердят многочисленные эксперты — радио не умрет. Даже если перекочует в интернет целиком — его будут слушать все так же активно.

- Вы приводите конкретные цифры. Скажите, а как «снимается» эта статистика, откуда берутся данные для радиовещания?

- Есть несколько методов измерения аудитории на радио (пипл-метрия и др.), но все — со своими специфическими недостатками. В Беларуси применяется методика «Day-after-recall». В ее основе лежат звонки реальным слушателям и их опросы. Такие исследования у нас проводит компания «Гевс», они делают определенную демографическую выборку и работают с ней в прямом контакте. По Минску число опрошенных составляет около 5000 тысяч человек, то есть это достаточно репрезентативная выборка.

- Вам довелось поработать ведущим, сейчас вы программный директор Unistar, и в ваши функции, в том числе, входит подбор и найм новых сотрудников. Скажите, какими качествами должен обладать человек для того, чтобы оказаться на радио?

- В первую очередь он должен мыслить нестандартно, небанально. Второе важно качество — широкий кругозор. В идеале у человека должен быть за плечами приличный жизненный «багаж» — множество посещенных мест, опыт работы в разных профессиях и т.д. Третье — наличие хорошего чувства юмора. Важно понимать, что работа ведущего, особенно — контактирующего с радиослушателями, подразумевает легкость общения и без чувства юмора — никуда. Где-то наравне с юмором находится скорость реакции. Любой эфир ограничен временными рамками, в которые необходимо укладываться, поэтому способность быстро и четко формулировать свои мысли, и своевременно их завершать — очень важна. И уже только после всех этих факторов идет голос.

- Сняли вопрос с языка: есть ли шансы стать ведущим у человека, обладающего всеми перечисленными навыками, но не имеющего красивого голоса?

- Все работники радио делятся на категории: ведущие новостей, ведущие шоу, ведущие линейного эфира. У ведущих линейного эфира главная задача — найти ту музыку или программы, которые скоро пойдут в эфир и «вкусно» их анонсировать, поэтому хороший голос крайне желателен. Для «новостников» голос тоже важен — у слушателя должна складываться в голове правильная «картинка» события, и от того, каким голосом и тоном ему про это событие рассказывают, во многом будет зависеть и конечный результат. А вот, например, для ведущих шоу голос имеет не столь принципиальное значение. По крайней мере я, при выборе людей для утреннего шоу, обращал на голос внимание в последнюю очередь. При том, что утренний эфир для нас — самый важный, это наш прайм-тайм…

Расскажу про один случай. Несколько лет назад, прогуливаясь по пешеходной улице Карла Маркса, я увидел выступление уличного коллектива, и мне очень понравилась манера общения солиста с публикой. А я как раз искал человека на роль ведущего шоу. И, несмотря на то, что у парня были некоторые проблемы с голосом, я ему предложил попробовать себя в новом качестве. Но для этого нужно было позаниматься постановкой голоса, его выравниванием. В итоге, после нескольких занятий, он решил не продолжать это, но шанс у него был и вполне реальный… Я веду к тому, что если существуют проблемы с голосом или речью — ставить на себе крест точно не стоит, специалисты сегодня исправляют даже сложные речевые дефекты. Известный актер Гоша Куценко в свое время очень заметно картавил, но с помощью услуг специалистов и регулярных занятий, он избавился от этого «недуга», причем сделал это, будучи уже взрослым... К тому же, следует понимать, что на радио разговаривать часами нужно далеко не всегда. У того же линейного ведущего вполне может быть всего 1.5-2 минуты разговоров в час.

- А обязательно ли проходить курсы техники речи, дикции? Или встречаются самородки, которые попадают к вам уже полностью готовыми?

- Такого практически не встречается, чтобы человек приходил на радио полностью готовым. Разумеется, если мы говорим о премьере ведущего, а не о переходе с канала на канал... Поэтому ответ — «Да», практически всегда обучение и тренировки являются обязательной частью жизни ведущего. Я через это тоже прошел, первый год приходилось регулярно «подтягивать» те или иные моменты.

- Зачем молодому человеку сегодня идти работать на радио? В вашем случае все было предопределено, а вот если человек стоит перед выбором, скажем, между журналистикой, радио и ТВ?

- По моему ощущению, и убеждению, радио — это чистая магия. С помощью одного только голоса создается сложный образ, который транслируется из приемника… Это театр мысли. К тому же радио — самый честный собеседник из всех. Слушатель — он все чувствует, его невозможно обмануть, поскольку интонации — они все расскажут. К тому же, в отличие от телевидения, которое выходит преимущественно в записи, радио — это всегда прямые эфиры, это экспромты, живое общение, командная работы и непередаваемое словами чувство «плеча».

- Какие навыки развиваются во время работы на радио?

- Быстрота реакции и стрессоустойчивость. И то и другое связано как раз с этим непрекращающимся прямым эфиром. Решения тут принимаются достаточно быстро, да и само по себе радио является самым оперативным средством массовой информации. Поэтому ответственность высока, отсюда и некоторый стресс.

- Как часто меняются ведущие на радио?

- Думаю, это зависит от канала, его руководства и многого другого. Скажем, я не вижу никакой необходимости менять ведущего, если он хорошо справляется со своей работой, и сам получает от этого удовольствие. Поэтому на радио Unistar ведущие меняются нечасто. Скажем, Вадим Савин работает с момента основания.

- Многие задаются вопросом: насколько тяжело работать ведущим, которому нужно говорить, говорить, говорить? Если речь идет о каком-то небольшом отрезке времени — это еще можно представить. Но каково работать в таком интенсивном темпе годами?

- На самом деле ведущие говорят не так уж и много, как кажется со стороны. Это не круглосуточный процесс, тут тоже есть перерывы, выходные и т.д. Но самое важное, что нужно знать о работе на радио: это совершенно не утомляет. Это живое общение, нередко — спонтанность, смешные ситуации, новые собеседники каждый день… На телевидении люди, работающие на одном и том же месте годами, зачастую действительно устают. Я, к примеру, очень сочувствую Леониду Якубовичу, заметно, как он устал. На радио совершенно другая ситуация. От этого процесса не устаешь, наоборот — он заряжает энергией.

- Может быть, поэтому у большинства людей складывается мнение, что на радио работают сплошь экстраверты. А есть ли шанс вести эфиры у выраженного интроверта?

- Конечно. Я — именно такой интроверт, разве что — слегка переученный. Причем, меня изменило именно радио… Но первые шаги на этом поприще давались мучительно больно. Когда я отрабатывал свою первую практику на радио, я собирался по два часа, чтобы позвонить незнакомому человеку и сказать то, что я должен был сказать. Поэтому сегодня я уверен, что психологическая категория не является характеристикой «интересности» человека. Что-то можно перебороть, чему-то — обучиться, а какие-то архетипы личности — вписать в соответствующие радио-форматы вообще без изменений.

- У вас бывают групповые эфиры, когда ту или иную тему «раскручивают» сразу 2-3 ведущих. Это намеренное распределение нагрузки, или что-то другое?

- Скорее, это вопрос выбора формата эфира. Есть одиночные эфиры, есть командные. Тут тоже очень важен правильный подбор людей: некоторые ведущие комфортнее чувствуют себя наедине с микрофоном (вот вам и еще один вариант для интровертов), другие же лучше проявляются как командные игроки.

- А какие у радио-ведущего есть возможности для профессионального роста — как в области радио, так и за его пределами?

- У нас здесь действуют такие же правила продвижения своих сотрудников, как и в любом другом бизнесе: работаешь много, проявил себя, чего-то достиг — получи повышение. Я ведь тоже не сразу программным директором стал… Что касается работы за пределами радио — тут все очень индивидуально. Но многие популярные ведущие подрабатывают на телевидении, ведут различные мероприятия и конкурсы… Это нормальная практика и совсем не редкость.

- Есть ли какая-то жизнь у ведущих за пределами «радиорубки»?

- Конечно, есть. Мы зачастую устраиваем совместно с нашим отделом продвижения интересные промо-акции, в которых с удовольствием участвуем, «выходим в люди». Например, в прошлом году мы делали проект «Лето в большом городе», в рамках которого давали бесплатные мастер-классы по танцам, с профессиональными хореографами… Все это происходило в центре города, с непосредственным участием наших ведущих. В этом году планируем продолжить эту практику.

- Расскажите для тех, кому сегодня очень хочется (как и вам в свое время) попасть на радио Unistar: кого вы были бы рады видеть в своей команде?

- Если вы соответствуете тем требованиям, которые были озвучены выше, у вас должно быть только одно: «горящие» глаза. На радио не стоит идти, если вы им уже не увлечены, если не видите разницы между ним и любой другой работой. Также сюда не стоит идти тем, кто хочет потешить свое тщеславие — телевидение предоставляет для этого куда больше возможностей. В остальном — нет никаких преград. За время моей работы не было такого случая, чтобы я не ответил на письмо человеку, который хотел бы у нас работать. Мы в постоянном поиске интересных, ярких, неординарных людей. Пишите.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: