ОБ АВТОРЕ

Выпускник Белорусского государственного университета транспорта.

Редактор направления мобильных приложений интерактивного IT life-style журнала «iТоги» 

В прошлом главный редактор Stroyka.by

Вы здесь

Как Youtube пришел в Беларусь и чем это грозит

В ноябре 2015 года произошло знаковое медиа-событие: на территории Республики Беларусь начала действовать первая компания, получившая статус правообладателя на YouTube! Разумеется, большинство белорусских влогеров тут же заключили с компанией долгожданные контракты и с новыми силами ринулись покорять интернет.

О достижениях некоторых из них мы уже писали и не раз. Но всегда интересно узнать мнение двух сторон.

Именно поэтому мы встретились и побеседовали с Евгением Солоновичем — креативным директором Media Cube Network, авторизованным партнером Youtube на территории Беларуси.

- Евгений, в двух словах — как вы оказались «у руля» Media Cube Network?

- Примерно 5 лет назад мы с другом создали свой Youtube-канал, через который планировали продвигать наш интернет-сервис (это был отдельный бизнес). Но, неожиданно для нас, канал стал успешным, начал приносить деньги. Естественно, мы увлеклись этим направлением, получили хороший опыт. Следующим важным «чек-пойнтом» стал запуск проекта «Potato Republic». Мы стали фактически первым белорусским Youtube-каналом, который получил официальный партнерский статус. На Youtube тогда еще не было кнопки «стать партнером», мы действовали через американскую компанию (агрегатора контента), и, по сути, самостоятельно прошли всю процедуру регистрации. А затем однажды я услышал, что Михаил Быченок, основатель Media Cube, ищет человека, который хорошо разбирается в Youtube. Видимо, я оказался как раз таким человеком (улыбается. — прим. авт.).

- В ноябре 2015-го года Media Cube Network начала деятельность в качестве первой белорусской компании, получившей статус правообладателя на YouTube. Почему именно вы? Как выходили на Youtube, как удалось «завязаться» с видео-хостером?

- На самом деле, все началось с того, что компания Google (владеющая Youtube) решила наконец-то обратить внимание на наш рынок. Он стал более взрослым, произошел ряд качественных изменений, и, видимо, «пришло время». Они искали компанию, которая решала бы «на месте» все вопросы, связанные с авторскими правами. Был объявлен тендер, в котором участвовали различные медиа-компании, в том числе и наша. Google сама выбирала претендентов, и изначально в списке были лишь крупные медийные бренды (в т.ч. – и телерадиокомпании), мы туда даже не входили. Но в процессе многие отказались от участия — им было не интересно заниматься этим направлением бизнеса ввиду его молодости и относительно небольших денег, которые в нем крутятся. По итогу участвовали только digital-компании, телевизионщиков среди них не было вообще. Я думаю, мы победили по совокупности факторов: у нас оказались хорошие поручительства со стороны телекомпаний-правообладателей, большой список видео-блогеров, готовых заключить с нами партнерство, и в целом — весьма разностороннее коммерческое предложение.

- Вы отметили, что отказ крупных телекомпаний от партнерства с Google был продиктован неразвитостью белорусского рынка? Насколько же он неразвит?

- На самом деле, это довольно серьезная проблема: наш рынок не только слабо развит, но и трудно прогнозируем. Очень мало людей занимаются генерацией контента, по этому показателю (если брать в процентном соотношении), мы далеко отстали от Украины и России. Не говоря уже про Прибалтику, где этот рынок очень насыщен, им помогает в т.ч. и то, что они вещают на своем языке. Если бы у нас было развито вещание на белорусском языке, если бы люди реально на нем говорили — это позволило бы нашим блогерам работать конкретно на Беларусь. Потому что сейчас, от 25% до 75% их аудитории находятся за пределами республики. А это делает полезность их каналов (как рекламных площадок) для белорусского бизнеса менее привлекательной… Если нашего «ютьюбера» смотрят в России, это значит, что там будет крутиться российская реклама, и средства от ее показов останутся там же. Поэтому всем нашим блогерам приходится мириться с тем, что практически половина их популярности уходит «в молоко». Отсюда и существующие сегодня низкие расценки на рекламу… Зато смотрят Youtube у нас все — тут мы занимаем чуть ли не лидирующие позиции среди названных стран… Общество потребителей в чистом виде.

- Перечислите, пожалуйста, причины, по которым белорусскому блогеру интересно сотрудничать с вами на партнерских началах, а не с Google напрямую?

- Во-первых, при сотрудничестве автора напрямую с Google единственный способ вывести деньги — это получить по почте чек американского или ирландского банка. Вы должны взять чек, пойти в банк, оплатить комиссию за его обналичивание, плюс — еще какие-то проценты за конвертацию валюты и зачисление средств на карточку в белорусских рублях (доллары в магазинах у нас пока не принимают). После чего, в соответствии с установленными законодательством сроками — подать налоговую декларацию и оплатить подоходный налог. Мы же предлагаем самый удобный из всех способов получения денег: перевод очищенного от всяких налогов вознаграждения на национальные электронные карты, уже в нашей валюте. К слову, даже в России такой практики нет, там выводят деньги через другие платежные системы, но не через центральные банки страны.

Во-вторых, для наших партнеров значительно упрощаются вопросы с авторскими правами. А с этими вопросами рано или поздно сталкиваются все. Мы подписаны на самую крупную музыкальную библиотеку в мире, и доступ к этой базе все наши блогеры получают бесплатно. Для частного лица аналогичный доступ обойдется в сумму от 20 до 100 евро в месяц. Конечно, есть бесплатная библиотека Google, но там не так много треков и они все «заезжены». Есть и другие библиотеки, подешевле, но там не все прозрачно с лицензированием, поэтому проблемы с авторскими правами у блогеров-одиночек все равно могут возникнуть.

В-третьих, мы помогаем нашим авторам с получением Content ID. Если вы популярная личность в Интернете, и создаете контент, который потенциально могут скопировать, то система Content ID защищает ваши авторские права. Она делает цифровой «отпечаток» вашего контента, и далее сравнивает все появившиеся копии с оригиналом. Если ваш ролик «стянули» и он крутится где-то на стороннем канале, скажем, в России, то без Content ID вы не будете получать деньги с этой копии. А с ним — будете. К тому же, при получении Content ID все материалы просматривают наши специалисты, поскольку, несмотря на автоматизацию проверки силами самого Youtube, случаются накладки. Content ID присваивается только в случае на 100% «чистого» материала. То есть — мы в данном случае еще и отфильтровываем весь потенциально опасный контент. Независимый автор не сможет самостоятельно получить Content ID.

Четвертое — это консультации по содержанию контента. У нас большой опыт, и мы помогаем авторам сделать их материал лучше: советуем, как лучше держаться перед камерой, как настроить свет и другие технические аспекты, какие материалы стоит оставить, а какие — удалить, чтобы итоговый результат стал лучше. Т.е. — это своего рода коучинг. Конечно, в авторскую, творческую составляющую, мы не вмешиваемся.

Пятое — техническая поддержка, быстрый отклик на любой запрос в течение 24 часов. В основном, это касается проблем с авторским правом, с короткими ссылками, с принципами сообществ, с получением подтвержденных аккаунтов и т.д. — нюансов много. Уверен, многие думают: «Это же Youtube — да что вообще в нем может сломаться?». Может не сломаться, может что-то пойти не так, и подобных случаев — хватает. Например, одной телерадиокомпании нужно было удалить свой старый канал из Youtube, а пароль и доступ были утеряны. Мы смогли им помочь сделать это без доступа к каналу. Или, допустим, если кто-то из наших ребят случайно удалил видео — мы реально можем помочь его восстановить, и все просмотры, «лайки» — не пропадут… Совсем свежий пример — один наш канал выпустил контент, в котором были неоднозначные моменты с авторскими правами. На этот контент поступило много пользовательских жалоб, и менеджер Youtube, который рассматривал эти обращения, не до конца разобрался в вопросе, вынес вердикт об удалении контента. А мы «отстояли» нашего клиента, выступив своего рода адвокатами — и контент был снова одобрен, восстановлен.

Шестое — мы помогаем блогерам с прямой рекламой, размещаем на их каналах ролики белорусских брендов, с которыми работаем лично, напрямую. И это наша основная статья затрат времени. Мы предлагаем белорусским брендам лидеров мнений, разрабатываем концепцию возможного сотрудничества, в результате компании размещают рекламу на том или ином канале, а авторы получают дополнительный доход. Без партнерского соглашения блогерам придется работать с этими брендами самостоятельно: искать их, уговаривать, брать на себя всю техническую составляющую размещения рекламы.

За все вышеперечисленные услуги мы берем 30% доходов, поступающих автору, заключившему с нами партнерский договор. Из этих 30% мы сами уплачиваем подоходный налог в 13%, поэтому нам остается 17%. Эти деньги идут, в том числе, на расходы по содержанию блогеров.

- А можно чуть подробнее о том, какие именно расходы по содержанию вы несете?

- Конечно. В основном, это расходы на аккаунтинг. Каждый месяц на каждый канал уделяется какое-то время: на оформление всех юридических документов, консультации и работу с контентом. Это — человеко-часы работы наших сотрудников и они стоят денег. К слову, расходы на поддержание начинающих блогеров с количеством подписчиков до 30 000 вообще превышают наши доходы, т.е. — с ними мы работаем себе в убыток. Но — все равно работаем, поскольку верим в них и заинтересованы в том, чтобы рынок белорусского видеоблогинга развивался. От 30 000 до 100 000 подписчиков — мы уже что-то зарабатываем, и с точки зрения авторов, находящихся в этом промежутке, им интересно работать с нами по партнерской программе. С теми счастливчикам, которым удалось привлечь к своему творчеству более 100 000 подписчиков, мы уже работаем индивидуально, там могут различаться условия, прописанные в партнерских договорах. В качестве примера могу привести канал IdiotikShow, который после начала сотрудничества с нами увеличил свою прибыль в 5 раз. Мы просто хорошо поработали с их контентом и авторскими правами, и часть денег, которые они раньше теряли, стала поступать к ним.

- Сейчас происходит локализация белорусского рынка в системе Google: и реклама получила региональный таргетинг, и Youtube пришел официально — в лице вашей компании. Если рынок окончательно сформируется — доходы тех же видеоблогеров увеличатся в 3-4 раза, как это сейчас происходит в Прибалтике. А когда это произойдет? И нет ли каких-то препятствий со стороны нашего законодательства?

- Со стороны законодательства — препятствий точно никаких не существует… Знаете, тут очень много факторов, чтобы можно было делать конкретные прогнозы. Самая основная проблема — в нашем менталитете, в недоверии бизнеса к digital-инструментам, и — что немаловажно — к digital-покупателю. Скажем, если мы берем среднестатистического мужчину в возрасте 40 лет, который пользуется только телевизором, и такого же мужчину, который активно потребляет digital-контент (активно ведет себя в соцсетях, регулярно пользуется Youtube, мессенджерами и другими «радостями» цифрового века), то мы увидим, что покупательская способность второго ощутимо выше, чем первого. Так вот — наш бизнес в это пока не верит, они очень неохотно пробуют переходить на цифровые инструменты продвижения своей продукции. А ведь это именно те инструменты, с помощью которых можно достучаться до второго потребителя, потратив на это меньше денег. Вы посмотрите — у нас практически нет рекламы, скажем, заведений общепита, кафе. А ведь сейчас можно прорекламировать это кафе конкретным людям: нужного возраста, пола, уровня дохода, (даже — с определенным хобби!), которые живут на заданном расстоянии от заведения. Вы более целесообразно потратите деньги, чем уйдя «в охват», затрачиваясь на печатную продукции, радио-рекламу, биллборды и прочее. И сколько людей пользуется этим сегодня у нас? Единицы.

Поэтому говорить о развитии белорусского цифрового рынка бессмысленно, пока не решится эта проблема. Толчок развитию рынка всегда дают деньги, которые готовы вкладывать в него бизнесмены. И пока вот этот «снежный ком» не покатится — значительных подвижек не произойдет, будет идти медленное, эволюционное развитие.

- Раз уж заговорили о рекламе: как сегодня формируется стоимость пре-ролл рекламы для показов на Youtube-каналах?

- Так же, как и раньше — по аукционному принципу. Это самая справедливая и честная система. Но тут нужно понимать, что всегда можно работать по минимальным ставкам. Сегодня это 1 цент за одного заинтересованного клиента. Т.е. — деньги за показ вашего рекламного ролика спишутся только в том случае, если человек его просмотрит до конца, или перейдет по указанной ссылке. Это отличные условия для того, чтобы хотя бы попробовать такой канал продвижения. Вообще, реклама Google (и Youtube в том числе) — чрезвычайно гибкий и настраиваемый инструмент.

- Занимаетесь ли вы продюссированием своих авторов, как вы их «растите»?

- Нет, мы не занимаемся продюссированием в классическом понимании этого слова, не «растим» звезд Youtube с нуля. Нам интереснее работать именно по консультационной модели. У нас есть всего один канал, который является изначально нашим — Potato Republic, вот ему поддержку оказываем. Плюс — помогаем паре топовых блогеров, в которых мы уверены, где мы видим, что сможем «отбить» затраты довольно быстро.

- А каких авторов вы готовы взять под свое «крыло»? Каким требованиям должен отвечать видеоблогер, чтобы с ним заключили партнерский договор, кроме авторского оригинального контента, разумеется?

- Возможно, удивлю, но если говорить о начинающих, маленьких каналах, то мы смотрим даже не столько на количество подписчиков, сколько на динамику роста. Но основное, все-таки, это — человеческий фактор. Да, существуют и другие правила, требования к каналам, но это все — вторично. Мы работаем с целым «выводком» совсем молодых каналов, с которыми пока бессмысленно заключать партнерские договора. Но мы все равно консультируем их, направляем их деятельность, если видим в них потенциал. Ведь когда эти ребята «выстрелят», то они в итоге придут к нам, так что это не просто благотворительность.

- Расскажите подробнее о «Видаке», что это за мероприятие?

- Это своего рода собрание видеоблогеров, в рамках которого они могут общаться и узнавать что-то новое для себя. Мы уже провели два «Видака», скоро будет третий. Для ребят это очень полезный формат с точки зрения обмена опытом и заимствования неких приемов у более опытных коллег. К тому же, на такие встречи приходят и люди, которые лишь собираются генерировать свой контент, но пока еще чего-то не понимают, или боятся сделать конкретные шаги. Для новичков один только вид живых, успешных блогеров, производит «целебный» эффект…

Для уже состоявшихся авторов, помимо обмена опытом, это еще и хорошая возможность высказать вслух свои идеи, предложить коллегам партнерскую поддержку, которая пойдет на пользу им обоим. Совместные партнерские выпуски — это вообще основной метод роста для блогеров, и именно «Видак» позволяет людям найти друг друга, порой — из-за спонтанно пришедшей в голову идеи.

- Привлекаете ли вы каких-то опытных спикеров к этим мероприятиям?

- Конечно, спикеры присутствуют. У всех блогеров проблемы разные: кто-то не дотягивает по техническому уровню, у кого-то не получаются концовки выпусков, кто-то неправильно ведет себя в социальных сетях. Мы помогаем урегулировать все эти вопросы, порой — открываем ребятам глаза. Были у нас и SMM-специалисты, они читали семинары по своей теме, и опытные операторы, которые подсказывали, как правильно нужно снимать, и т.д. Вообще, мы планируем со временем вывести «Видак» на полную автономность, благо поле для деятельности — широкое… Следующий, третий по счету «Видак» пройдет 26-го июня, и у нас уже есть на него очень интересные планы. Большего сказать не могу, приходите — всё увидите сами.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: